Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курсовая работа
Цели: на основе углубленного теоретического анализа рассмотреть трудности поведения, встречающиеся у детей в дошкольном возрасте, обосновать применение методов арт-терапии для решения актуальных задач и оптимизации практической психологической службы в системе образования.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ представлений о развитии изобразительной деятельности.
2. Описать основные направления использования рисуночных техник в практике детского психолога.
3. Отработать навыки работы с детьми дошкольного возраста
Введение
Глава 1
Возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста
1.1 Возрастно-психологические новообразования детей дошкольного возраста
1.2 Общение со взрослыми и сверстниками
Глава 2
Эмпирическое исследование
2.1 Проблема исследования
2.2 Процедура проведения исследования
2.3 Описание результатов
2.4 Анализ результатов и выводы
Заключение
Список литературы
В
возрасте 3-4 лет ребенок завышенно
оценивает свои возможности в
достижении результата, мало знает
о личностных качествах и
Постепенно
у дошкольников возрастает
К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.
До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.
На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания – познание себя и отношение к себе. (11)
Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.
В
процессе функционирования
- порождение
некоторой идеи творческого
- создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи.
Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства.
Можно выделить два вида воображения : аффективное и познавательное.
Основная задача познавательного воображения – это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «Я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой – выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.
Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда – направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам-заместителям. С другой – выделение своего личного «Я», переживание своей отделенности от окружающего мира.
Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.
Познавательное
воображение ребенка связано
с бурным развитием в этом
возрасте ролевой игры, рисования,
конструирования. Но оно носит
при этом без специального
руководства в основном
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в экспериментах на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение, как правило, разрушало деятельность, то к 4-5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик» - «А теперь трубу и окошечки», затем – «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.
Третий
этап в развитии воображения
дошкольника – возраст 6-7 лет.
В этом возрасте ребенок уже
усваивает основные образцы
Аффективное
воображение ребенка
Познавательное
воображение в этом возрасте
претерпевает качественные
В
этом возрасте появляется
Здесь
также впервые появляется
Последний
вопрос, на котором хотелось
Без
специального руководства
При
исследовании структуры
Какие же черты являются врожденными (психодинамическими)? Это импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать ее решать. Импульсивные дети сразу же начинают выполнять задание, часто даже не дослушав инструкцию, не давая себе время сориентироваться в обстановке. Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он сможет начать что-то сделать.
Важное
значение имеет и такое
Эмотивность – качество, которое характеризует эмоции человека. Это качество проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией. Существуют люди эмпатийные, которые мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих, неэмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума.
Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, что неправильным является понимание этих качеств только в отрицательном плане. Агрессивность (как и тревожность) сама по себе – качество безоценочное, она может быть и плохой и хорошей. Например, агрессивность помогает человеку настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать деятельность и свою, и других. Поэтому это качество является необходимым компонентом лидерства. В то же время агрессивное поведение оценивается как отрицательное, отклоняющееся поведение. При этом различают агрессивное поведение или агрессию (но не агрессивность), которое часто проявляется в конфликтности, в стремлении силой добиться желаемого, даже в жестокости, и агрессию от тревоги, которая является защитной реакцией, но проявляется точно также в конфликтности, драках, нарушении правил поведения. Тревожность также может стать тревогой, беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя формирования нужных знаний и умений.
К
индивидуальным особенностям
Вспыльчивость – это ситуативное проявление бурного эмоционального реагирования, связанное с накоплением напряжения и необходимости его разрядки. Вспыльчивый ребенок склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослого, поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявлять. Во взаимоотношениях со взрослым и сверстниками вспыльчивый ребенок часто капризничает, может кричатся и даже ругаться бранными словами. Основными причинами вспыльчивости детей 5-6 лет является тип темперамента ребенка (холерик) и неправильный метод воспитания родителей, что ведет к отклонениям в поведении старших дошкольников и проблемным взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Если своевременно вспыльчивому ребенку не будет оказана квалифицированная психологическая помощь, то такой ребенок может стать агрессивным