Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:14, реферат
Сензитивные периоды развития (лат. sensus – чувство, ощущение) — возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже.
реферат
По теме: сензитивные
периоды в развитии человека
Киев 2008
Вступ
Сензитивные
периоды развития (лат. sensus – чувство,
ощущение) — возрастные интервалы индивидуального
развития, при прохождении которых внутренние
структуры наиболее чувствительны к специфическим
влияниям окружающего мира. В развитии
психических функций подобные сензитивные
периоды также играют очень важную роль.
В частности, дети, достигнув пятилетнего
возраста, становятся наиболее чувствительными
к восприятию фонематических конструкций,
в других же возрастах данная способность
существенно ниже. Учет сензитивных периодов
необходим, прежде всего, для правильной
организации учебных мероприятий.
Таким образом, возрастные кризисы — теоретическое
понятие, обозначающее переход в возрастном
развитии к новому качественно специфическому
этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные
кризисы обусловлены прежде всего разрушением
привычной социальной ситуации развития
и возникновением другой, которая более
соответствует новому уровню психологического
развития ребенка. Во внешнем поведении
возрастные кризисы обнаруживаются как
непослушание, упрямство, негативизм.
По времени они локализованы на границах
стабильных возрастов.
Периодизация психического развития
Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для детей 2 лет будет очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как, то же отставание для ребенка 6 лет, будет рассматриваться как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет оценивается незначительное.
Вторая особенность состоит в гетерохронности ( гетеро - греч. другой, хронос - время) развития. Это означает, что развитие человека, включая его психическое развитие, происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни. Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально - психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткого возраста.
Гетерохронность развития связана с понятием “сензитивных” и “критических” периодов развития. Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитие речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.
Единого мнения по вопросу о критических периодах у психологов не существует. Так, Л.С. Выготский считал, что психическое развитие ребенка имеет стабильные и кризисные этапы. Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда происходит появление новых психических образований, который он называл новообразованиями. Так, развитие речи приводит к тому, что мышление становится речевым, а речь интеллектуальной у детей 2 летнего возраста. Однако данное понимание кризисных периодов скорее соответствует определению сензитивноего периода.
Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. В человеческом развитии критические периоды чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности своей актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитие человека может служить развитие бинокулярного (стереоскопического) зрения у младенцев, в основе которого лежит мозговая обработка образов, полученная с двух глаз. Каждый глаз человека снабжает мозг несколько отличными, плоскими изображениями объекта. Совмещение двух, отличающихся изображений с сетчаток двух глаз передаются в мозг и совмещаются, извлекая из рассогласования представление об объеме объекта или третьем измерении. Человек может воспринимать признаки глубины (третьего измерения) и одним глазом (монокулярно), однако точность оценки снижается по сравнению с бинокулярным механизмом глубины. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2 летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз, и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более познем возрасте уже невозможна. Сравнивая понятия “сензитивного” и “критического” периодов, можно описать следующими метафорами. Сензитивный период означает, что развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.
Гетерохронность развития связана с тем, что для разных психических функций и способностей человека существуют разные сроки их оптимального развития, при этом в развитии той или иной функции или способности разные сензитивные периоды могут наблюдаться несколько раз в процессе жизни. Так, например, острота зрения (способность предметного видения) человека имеет очень ранний сензитивный период развития в течение первого года жизни, однако, острота зрения продолжает увеличиваться, но уже не так интенсивно до пяти лет. Восприятие глубины, другая функция зрения, имеет более локальный и короткий период - от 13 недель до двух лет.
Знание сензитивных и критических периодов развития психических способностей и функций позволяет лучше понять ход развития человека и вовремя провести диагностику и коррекция отставания.
Возрастные периодизации развития
Периодизации жизненного цикла человека имеют очень различные основания. Потребность в нахождении закономерностей развития человека в процессе жизни существовала с древних времен. Приведем для примера периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.
Древнекитайская классификация.
Молодость | до 20 лет | |
Возраст вступления в брак | до 30 | |
Возраст выполнения общественных обязанностей | до 40 | |
Познание собственных заблуждений | до 50 | |
Последний период творческой жизни | до 60 | |
Желанный возраст | до 70 | |
Старость | от 70 | |
Классификация возрастов жизни по Пифагору (У1 в. до н. э.)
Период становления | 0-20 лет (весна) | |
Молодой человек | 20-40 лет (лето) | |
Человек в расцвете сил | 40-60 лет (осень) | |
Старый и угасающий человек | 60-80 лет (зима) | |
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (1У в. до н. э.)
Первый период | 0-7 лет | |
Второй период | 7-14 лет | |
Третий период | 14-21 год | |
Четвертый период | 21-28 лет | |
Пятый период | 28 - 35 лет | |
Шестой период | 35-42 года | |
Седьмой период | 42- 49 лет | |
Восьмой период | 49-56 лет | |
Девятый период | 56 - 63 | |
Десятый период | 63-70 | |
Приведенные
примеры классификаций
Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности развития человека и специфику возрастных этапов.
Периодизации психического развития можно разбить на два больших класса: периодизации одного из аспектов психического развития и периодизации, пытающие вскрыть сущность происходящих перемен.
Понятие возрастнаго кризиса
Кризис
в жизни - это всегда неприятно. Будь
то здоровье или семья, или работа,
или дружеские отношения. Человек
выбивается из привычного ритма. Ему
больно, обидно. Однако можно смягчить
неизбежные, встроенные в природу
человека кризисы и избежать тех,
которые являются результатом неправильного
выбора самого человека.
Кризис - это не тупик, а некие противоречия,
которые накапливаются у человека. Есть
ряд так называемых нормативных кризисов,
через которые человек проходит в течение
всей жизни: кризис одного года, трех лет,
переходного возраста. Проблема, с которой
многие не справляются, - с подросткового
возраста: когда человек хотел бы, чтобы
другие видели его старше, строже, тверже,
чем он есть на самом деле. Когда к подростку
применяют две нормы: ты уже большой, ты
должен выносить мусор" и "ты еще
маленький, ты должен быть дома в 9 часов".
Двойные стандарты очень часто свойственны
и взрослым: хороший семьянин - наружу,
грубиян, женоненавистник - внутри. Важен
возрастной кризис "пересадки корней",
когда человек как, бы переходит в иную
информационную коммуникативную среду.
На этом этапе многие люди часто вступают
в брак. Многое зависит от качества "почвы",
на которую они попадают.
Очень важный кризис - это кризис середины
жизни в 35-45 лет. Он связан с утратой смысла
жизни, когда меняются работа, друзья,
личная жизнь. Идет обесценение того, что
человек достиг. Заедает быт, когда часть
своей энергии и времени надо тратить
на стирку, приготовление еды, походы в
магазин и. сглаживание противоречий с
тещей, женой и детьми. К этому периоду
накапливаются противоречия.
Последний кризис - это "узелковый период".
Он не имеет временных рамок. Условно,
это когда человек собирает вещи в узелок
и хранит их, готовясь к смерти. Он существует
как бы в двух мирах. Некоторые больше
себе позволяют, стремятся получить то,
чего у них не было. Отсюда поздняя любовь,
творчество, большая свобода. Как в последний
раз. Другие люди действуют как раз наоборот.
Все жизненные кризисы подобны матрешке.
Тяжело, когда человек не выходит из кризиса,
а накапливает их. Все они связаны с поиском
смысла жизни и попытками ответить на
вопросы типа "Зачем я живу? Для кого?"
Вторая важная черта кризиса - это проблема
личной свободы, борьба за нее на всех
этапах жизни.
Вход в кризис - это начало этого математического
уравнения. Главное - правильно сократить
компоненты уравнения, найти эквивалентный
обмен.
Заключение
Проблема кризисных состояний является
чрезвычайно актуальной на современном
этапе развития общества. Необходимость
мультидисциплинарного подхода к этой
проблеме назрела давно, так как в последние
годы пациентами психиатров все чаще становятся
лица, пережившие Чернобыльскую катастрофу,
безработные, беженцы, больные фатальными
заболеваниями (СПИД, рак), участники локальных
войн, люди, утратившие смысл жизни.
В энциклопедическом словаре кризис (от
греч. krisis — решение, поворотный пункт,
исход) определяется как резкий, крутой
перелом или острое затруднение в чем–либо,
тяжелое переходное состояние или тяжелое
положение.
В культурно–исторической психологии
взрослый выступает не только как образец
для ребенка, но и как побудитель его активности,
что фиксируется в понятии „возрастные
кризисы“.
Возрастные кризисы (греч. krisis – решение,
исход)— нормальный (нормативный) переход
в возрастном развитии к новому качественно
специфическому этапу. Возрастные кризисы
обусловлены, прежде всего, разрушением
привычной социальной ситуации развития
и возникновением другой, которая более
соответствует новому уровню психологического
развития ребенка. Во внешнем поведении
возрастные кризисы обнаруживаются как
непослушание, упрямство, негативизм.
По времени они локализованы на границах
стабильных возрастов и проявляются как
кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис
одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет,
подростковый кризис (11–12 лет) и юношеский
кризис.