Основные новообразования личности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить и дать характеристику основным новообразованиям личности дошкольника.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
- исследовать новообразования и изменения в психике ребенка дошкольного возраста;
- изучить особенности развития психики личности в дошкольном возрасте;
- изучить основы формирования готовности психики ребенка к школьному процессу обучения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Основные направления психического развития детей в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………………5
1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника…………………………………..5
1.2. Развитие восприятия и внимания, памяти и мышления у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………..............9
2 Основные новообразования личности дошкольника…………………………...13
2.1. Основные новообразования дошкольника. Психологическая сущность
кризиса 7 лет……………………………………………………………………………..13
2.2. Психологическая готовность к школьному обучению как одно из
новообразований личности дошкольника……………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………...19
Глоссарий…………………………………………………………………………..........21
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

основные новообразования личности дошкольника.doc

— 186.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1 Основные направления психического развития детей в дошкольном

возрасте……………………………………………………………………………………5

1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника…………………………………..5

1.2. Развитие восприятия и внимания, памяти и мышления у детей

дошкольного возраста…………………………………………………………..............9

2 Основные новообразования личности дошкольника…………………………...13

2.1. Основные новообразования дошкольника. Психологическая сущность

кризиса 7 лет……………………………………………………………………………..13

2.2. Психологическая  готовность к школьному обучению как одно из

новообразований личности дошкольника……………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………………...19

Глоссарий…………………………………………………………………………..........21

Список использованных источников………………………………………………..23

Приложение А « Виды памяти»………………………………………………............25

Приложение Б « Запомни и расставь точки»………………….................................25

 

Введение

Актуальность данной работы заключается в тенденциях к преобразованию в Российской Федерации в области системы образования в целом. Теория реформирования предполагает перспективы развития,что часто не сходится с реальными социальными и экономическими условиями современности, в чем и заключается одно из главных противоречий данного процесса. Но, несмотря на это, как и всякая другая образовательная и воспитательная сфера сегодня, дошкольное образование в своем стремлении к обновлению, модернизации направлено на новые прогрессивные веяния и образы.

Государственный ориентир целостного развития указывает на новое понимание личности, что и формирует потребности и задачи современного педагога. Активная позиция, нацеленность на деятельность, стремление быть профессионалом – все это закладывается ещё на раннем этапе социализации ребенка. Творческая, сознательная личность – вот что является перспективой преобразований в нашем государстве. Для дошкольного образования важным является развитие познавательной активности будущей личности. Это находится в приоритете, как в методической науке, так и во всем педагогическом процессе дошкольного обучения и воспитания. При этом познавательная активность скрывает в себе истоки многих проблем. Это, например, формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей. А также привитие умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности.

Дошкольный возраст часто определяют как период интенсивного формирования психики человека. Это происходит на основе сложившихся в раннем детстве предпосылок. Новообразования различной степени выраженности возникают по всем направлениям психического развития. Они характеризуются новыми свойствами и структурными особенностями. Вместе с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации, возникают сложные социальные формы психики. Это будущая личность и ее структурные элементы (характер, интересы и т.д.), их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно формируются новые психические функции. И благодаря усвоению речи им становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Он учится не только понимать речь, но также осваивает фонетику и грамматику языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза и т.д. Формируется произвольность психических процессов.

Объект исследования – дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – основные новообразования личности дошкольника.

Цель работы – изучить и дать характеристику основным новообразованиям личности дошкольника.

В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:

- исследовать новообразования и изменения в психике ребенка дошкольного возраста;

- изучить особенности развития психики личности в дошкольном возрасте;

- изучить основы формирования готовности психики ребенка к школьному процессу обучения.

Методы исследования – анализ литературных источников по данной проблеме исследования, обобщение полученнных знаний.

Литературный обзор: при написании данной курсовой работы было изучено пятнадцать источников литературы, в основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистам в данной области, а именно труды таких авторов как: В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.Ф.Обухова, Д.Б.Эльконин и др. [3, 6, 7, 13, и др.].

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный в данном исследовании материал может быть использован при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям студентами.

Основная часть

1 Основные направления психического развития в дошкольном возрасте

 

1.1    Игра - ведущий вид деятельности дошкольника

 

Отечественный исследователь детской психологии XX века Даниил Борисович Эльконин в своих трудах отмечал, что игра является символико – моделирующим типом деятельности, в котором сокращены операции и условны предметы. Игра адаптирует человека в реальном мире уникальным для себя способом. Она носит моделирующий характер, как и все свойственные ребенку дошкольного возраста типы деятельности, за исключением самообслуживания.[1] Моделирование создает объект воспроизведения в ненатуральном материале и выделяет такие его стороны, которые становятся предметом освоения, изучения и т.д. Именно поэтому ученый называл игру "гигантской кладовой - настоящей творческой мысли будущего человека". [13,С.145]

Ориентиром такой познавательной деятельности как игра является взрослый человек. И является им, прежде всего, как носитель своеобразных социальных функций, ролей. Интересен он именно тем, что участвует в определенных социальных взаимодействиях, взрослый человек использует в своей деятельности привычные для себя определенные правила, которые и привлекают ребенка.

Поэтому на протяжении своей социализации ребенок все время стремится приобщиться к состоянию, внешнему поведению взрослого. Первоначально им осуществляются попытки освоить данный тип поведения подобно работе с вещью, которой привычно манипулировать, изобретая при этом любые новшества. Но неудавшееся поведение в случае с человеком приводят к непоправимым последствиям, что и начинает учитывать ребенок. И в связи с этим перед ним встает задача своеобразного прогнозирования не столько системы своего поведения, сколько системы возможных последствий планируемого взаимодействия со взрослым человеком. Используя мизерный накопленный опыт, ребенок пытается избежать внутренне, на уровне мышления, ситуаций с неприятными, нежелательными последствиями. И мы согласимся с исследователем Элькониным, что всякая необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческого взаимодействия, а не из системы материальных отношений. [13,С.156]

Логично задаться вопросом о том, каким образом осуществляется этот процесс. И как показали исследования отечественного психолога Эльконина, игровой процесс исторически обусловлен, и вовсе не является всеобщей формой жизни детей.[2] То есть, игра возникает лишь на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе  общественного труда и возникает промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос, период детства. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить, и посредством игры в том числе, но если это позволяет историческая эпоха, переживаемая обществом в современный ему момент.[3] По мнению Эльконина, формы игры детей напрямую зависят от форм свойственного обществу пластического искусства, поэтому не случайно многие исследователи данной проблемы рассматривают игру в рамках проблем искусства. [13,С.161]

Рассматривая структуру игрового процесса детей, мы наблюдаем, что в эпицентре любой игры находится именно та роль, которую ребенок выбирает для себя. И учитывая условие наличия в дошкольном учреждении многообразия взрослых профессий реальной социальной действительности, наиболее важным будет в ролевой игре: каким образом идет процесс воспроизведения, «оживления» функции взрослого человека ребенком. Часто, выбрав для себя ту или иную роль, ребенок осуществляет ее в жизнь абстрактно, символично, расставляя акценты лишь на некоторых ситуациях.

Таким образом, любое игровое действие является свободным от технологий взрослой профессиональной деятельности, и лишь изображает их, демонстрирует образное восприятие. Помимо этого в процессе игры актуален перенос значения с одного предмета на другой, процесс образования символов, знаков. Это можно обнаружить в предпочтении детьми именно неоформленных для них смыслом материальных объектов, к которым возможно прикрепить какой угодно новый смысл.[4]

Знакообразование в процессе игры основано на абстрактном отношении к реальным технологиям взрослой профессиональной деятельности и позволяет отследить моделирование системы социальных взаимодействий. Эльконин исследует данный предмет в своей монографической работе "Психология игры". Где он говорит о необходимости другого участника в игровом процессе. Причем смыслоназвачение напрямую зависит от его наличия, иначе же смысл просто теряется. Действия игры развиваются следующим образом: ребенок спит – укладывает спать – укладывает спать куклу – укладывает спать куклу, как мама. В процессе этой эволюции поведение становится типичным, привычным, и действие превращается в проявление отношения к другому участнику игры. Поведение детей развивается от освоения элементов социальных функций и ролей к необходимости социального взаимодействия, которое основано на обнаружении смысла в другом участнике, в другом человеке. И Эльконин, исходя из этого, указывает на гуманизм человеческой игры, видит в этом ее величайшее значение. И автор данной работы не может не согласиться с исследователем. [13,С.245]

В итоге, если историческая ситуация социальной реальности подразумевает в развитии человека такой период как детство, то инструментом адаптации, освоения этой реальности, ориентации в ней становится игровой процесс. Особенное значение в развитии ребенка в дошкольном возрасте имеет сюжетно-ролевая игра.

Типично выделяют следующие структурные элементы сюжетно-ролевой игры:

- участники игрового процесса (дети, куклы, другие игрушки и предметы);

- тема игры;

- сюжет игры, указывающий на основную выбранную роль и напрямую зависящий от нее. Первоначально, сюжеты игры обусловлены контекстом семьи и связаны напрямую с ней. При последующем расширении социального контекста ребенок включает в список возможных сюжетов все новые и новые ситуации, более сложные по своим задачам. При этом с возрастом увеличивается и время игрового процесса: в 3-4 года ребенок тратит на игру 10-15 минут, в 4-5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники тратят на игру несколько часов, а некоторые игры могут длиться несколько дней;

- игровые роли (главная, второстепенная);

- игровой материал;

- игровые действия (ребенок дифференцирует отдельные области деятелньости взрослых для воспроизведения). Младшие дошкольники воспроизводят предметную деятельность (режут хлеб, овощи, моют посуду и т.д.) и полностью включены в сам процесс, не будучи ориентированы при этом на результат. Средние дошкольники приоритетом своих действий делают социальные взаимодействия, они и являются предполагаемым результатом. Старшие дошкольники выбирают подчинение правилам, которые предполагает выбранная роль, а также жесткий контроль ими самими этих исполнения этих правил. Таким образом, значение действия игрового процесса меняет свой смысл на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. От предметных действий он переходит к отношениям, затем к алгоритму, все более и более абстрагируясь от непосредственного игрового процесса, в итоге те или иные действия часто просто проговариваются.

Итак, игровой процесс в развитии психики и становлении социализации ребенка играет весьма важную роль[5]:

- ребенок обучается социальному взаимодействию со своими сверстниками;

- ребенок обучается подчинению и контролю своих желаний общим правилам поведения;

- в игровом процессе происходит развитие эмоциональнго диапозона ребенка и закладываются этические компоненты восприятия окружающего мира;

- ребенок обнаруживает потребности в удовлетворении новых для него мотивов, задач, целей;

- в игровом процессе ребенок осваивает новые виды творческой созидательной деятельности (например, рисование, лепка, аппликация и т.д.). [11, С.186]

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Игра является формой деятельности, в процессе которой ребенок эмоционально, а затем интеллектуально адаптируется к системе социальных человеческих взаимодействий.

2. Игра есть особая форма освоения социальной реальности посредством ее воспроизведения и моделирования.

 

1.2 Развитие восприятия и внимания, памяти и мышления у детей дошкольного возраста

 

Основой дошкольного образования является система знаний, умений и навыков. Ребенок начинает усваивать и накапливать знания с непосредственного восприятия окружающей действительности. Задача педагога в таких условиях сводится к обеспечению условий для развития приоритетных типов восприятия. Педагог должен высокопрофессионально владеть знаниями о различных аспектах, характеристиках этого процесса. Исследователи выделяют такие качества восприятия как предметность, целостность, константность, осознанность, изобретательность. О качестве разностороннего процесса восприятия свидетельствует также и гибкая память ребенка, его возможности быть внимательным.

Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника