Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель работы – изучить и дать характеристику основным новообразованиям личности дошкольника.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
- исследовать новообразования и изменения в психике ребенка дошкольного возраста;
- изучить особенности развития психики личности в дошкольном возрасте;
- изучить основы формирования готовности психики ребенка к школьному процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Основные направления психического развития детей в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………………5
1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника…………………………………..5
1.2. Развитие восприятия и внимания, памяти и мышления у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………..............9
2 Основные новообразования личности дошкольника…………………………...13
2.1. Основные новообразования дошкольника. Психологическая сущность
кризиса 7 лет……………………………………………………………………………..13
2.2. Психологическая готовность к школьному обучению как одно из
новообразований личности дошкольника……………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………...19
Глоссарий…………………………………………………………………………..........21
Список использованных источников………………………………………
2. Интеллектуальный компонент готовности психики ребенка к школьному обучению предполагает объем некоторых предзнаний, гносеологического запаса для познавательной дальнейшей деятельности. Планомерный процесс восприятия, абстрактное видение изучаемых объектов, умение обобщать и элементарно логически оперировать, запоминать значения, смыслы – все это требует интеллектуальная готовность психики. При требовании рационального восприятия реальности, образность мышления ребенка естественным образом должна быть сохранена.
3. Социально-психологическая готовность психики характеризуется формированием навыков социального взаимодействия со своими сверстниками, педагогическим школьным коллективом. С приходом в школу, ребенок включается в общую деятельность, и подобные навыки ему необходимы.
Помимо трех выше указанных элементов готовности психики ребенка к школьному обучению исследователи называют ещё элементы физической, речевой, эмоциональной, волевой готовности.
Физическая готовность ребенка предполагает его соответствующий норму рост, вес, тонус мышц, пропорции его тела, а также состояние кожного покрова и общие показатели физического развития детей обоих полов данного возраста. Моторика, зрение и слух, характеристики нервной системы детей (ее возбудимость, уравновешенность и т.д.).
Фонетический аспект речи ребенка, его словарный запас, владение монологической речью и элементарными грамматическими навыками - составляют речевую готовность ребенка.
На эмоциональную и волевую готовность ребенка указывает его навыки постановки целей, принятия решений, планирования своей деятельности, проявления упорства для ее осуществления. А также речь идет о произвольном типе восприятия, памяти и поведения.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
1. Процесс школьного обучения для ребенка с необходимостью становится привлекательным, в том случае, если возникает и четко осознается потребность в новом типе социальной, полезной, значимой деятельности. Такая потребность является одним из основных новообразований развития личности ребенка.
2. Возможность включения ребенка в новый школьный процесс обучения базируется на готовности его психики. Это подразумевает развитие произвольного типа поведения ребенка и его переход от центрации к децентрации.
Проблемы развития психики детей дошкольного возраста остаются для современной возрастной психологии актуальными. Они получают сегодня широкое обсуждение, возможность исследований. Но по-прежнему задача раскрыть динамику процесса развития психики детей (восприятие, память, мышление, воображение и др.), а также совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) представляет большую сложность. Так как изменения, характерные для этого процесса порой охватывают лишь отдельные его стороны.
Механизмы на уровне личности начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Именно в это время начинает формироваться первоначальное взаимоподчинение мотивов, непроизвольное поведение переходит в стадию произвольного и осознанного. С течением времени ситуации социальных взаимодействий формирующихся вокруг ребенка все более усложняются, и перед ним встает задача адаптироваться, приспосабливаться к ним, вырабатывать алгоритм поведения. Важнейшие психические новообразования складываются именно в этот период. Одной из фундаментальных характеристик психики ребенка становится память. Постепенно перед ребенком открывается перспектива надстраивать над непосредственным эмпирическим восприятием окружающего мира восприятие абстрактное, более сложное и обобщенное. Игровая и продуктивная виды деятельности наиболее характерны для дошкольного возраста. Подвиды такой деятельности существуют во всем своем многообразии, например, сюжетно-ролевая игра, игра с правилом и т.д. Здесь также можно отметить появление элементов учебной деятельности.
Так задачей педагога является развитие базисных умений и навыков, которые будут способствовать успехам ребенка в будущем. Речь идет как о специфических навыках для определенных занятий, так и об обобщенных навыках и умениях для социальной деятельности в целом. В частности это такие умения и навыки:
- принятие задач обучения и следование правилу;
- самоконтроль собственного поведения и соответствия его поставленным целям;
- «ручная умелость», закладывающая основу для процесса письма.
К моменту перехода ребенка из дошкольного периода в младший школьный период он должен освоить знания, проявить качества и сформировать потребности, соответствующие предстоящим условиям его социальной деятельности. Развитие получают все личностные аспекты психики ребенка: интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, а также волевой, практический. При этом в процессе освоения внешних знаний, представления о мире значительно расширяются, восприятие взрослого уже не просто сводится к социальной роли, функции, им выполняемой, а дифференцируется его деятельность, причем и те моменты, которые не имеют непосредственной связи с заботой о ребенке. В восприятии ребенка входит понятие о важности выбора материала в зависимости от целей производства, планируемого результата, вещи.
Значимыми показателями готовности психики ребенка к процессу школьного обучения являются такие новообразования как трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка. В систему готовности входит и сенсомоторная координация (наиболее важна здесь зрительно-моторная), которая позволяет одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать его или писать о нем. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, а также произвольность. Кроме того, умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу, уровень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и возможности ориентации.
Итак, развитие личности ребенка в дошкольном возрасте способствует его готовности к условиям школьного процесса обучения.
№ п/п | Понятие | Определение |
1.
| Игра
| форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта. |
2. | Игра с правилами | вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры. |
3. | Игровые условия | участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы. |
4. | Мышление | позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. |
5. | Память | способность к воспроизведению прошлого опыта, а также способность длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. |
6. | Психологическая готовность к школьному обучению | единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. |
7. | Понятие | одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно – логического мышления. |
8. | Ролевая игра | деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме,в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. |
9. | Сюжетно – ролевая игра | вид игры дошкольника, в котором игра в роли взрослых дополняется определенным сюжетом, отражающимся в игре. |
10. | Сюжет | та сфера деятельности, которая отражается в игре дошкольника. |
1. | Абдурахманов, Р.А. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов СГА [Текст] / Р.А, Абдурахманов. – М.: СГУ, 2009. – 65с. |
2. | Гиппенрейтер, Ю.Б., Романова, В.Я. Психология памяти [Текст] /Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2007. – 234с. |
3. | Давыдов, В.В. Виды обощения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2006. – 126с. |
4. | Дубровина, И.В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога [Текст] / И.В.Дубровина. – М.: 2007. – 320с. |
5. | Ильясов, И.И., Ляудис, В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / И.И.Ильясов, В.Я.Ляудис. – М.: Просвещение, 2006. – 354с. |
6. | Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 2007. – 410с. |
7. | Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]/Л.Ф.Обухова. – М.: Просвещение, 2007. – 275с. |
8. | Обухова, Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Текст] /Л.Ф.Обухова. – М.: Просвещение, 2006. – 207с. |
9. | Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] /Л.Ф.Обухова. – М.: Просвещение, 2007. – 178с. |
10. | Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 2006.- 443с. |
11. | Туревская, Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И.Туревская. – М.: Просвещение, 2006. – 344с. |
12. | Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А.И.Щербаков. – М.: Просвещение, 2007. – 289с. |
13. | Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2006. – 345с. |
14. | Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 2006. – 442с. |
15. | Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2006. – 398с. |
А | |
Б |
5
[1] Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Просвещение, 2006 – С.145
[2] Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Просвещение, 2006 – С.156
[3] Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Просвещение, 2006 – С.161
[4]Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Просвещение, 2006 – С.235
[5] Туревская, Е.И. Возрастная психология: учебное пособие / Е.И.Туревская – М.:Просвещение, 2006. – С.215
[6] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие / А.Н.Леонтьев. – М.:Политиздат, 2007.– С.235
[7] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учебное пособие / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 2007. – С.237
[8] Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний: учебное пособие / Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 2006. – С.356
[9] Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 2006. – С.270
[10] Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы: учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М.:Триволл, 2007, - С.143
[11] Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против: учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М.: Просвещение, 2006. – С.58
[12] Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против: учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М.:Просвещение, 2006. – С.76
Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника