Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:19, курсовая работа
Цель работы – изучить и дать характеристику основным новообразованиям личности дошкольника.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
- исследовать новообразования и изменения в психике ребенка дошкольного возраста;
- изучить особенности развития психики личности в дошкольном возрасте;
- изучить основы формирования готовности психики ребенка к школьному процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Основные направления психического развития детей в дошкольном
возрасте……………………………………………………………………………………5
1.1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника…………………………………..5
1.2. Развитие восприятия и внимания, памяти и мышления у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………..............9
2 Основные новообразования личности дошкольника…………………………...13
2.1. Основные новообразования дошкольника. Психологическая сущность
кризиса 7 лет……………………………………………………………………………..13
2.2. Психологическая готовность к школьному обучению как одно из
новообразований личности дошкольника……………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………………...19
Глоссарий…………………………………………………………………………..........21
Список использованных источников………………………………………
Внимание, в данном случае, возможно определить как интенцию на объект, выбранный ребенком как значимый для него. Процесс внимания и сосредоточенности может быть направлен и на материальные предметы внешнего мира, и на собственные переживания. Внимание различают произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание равнозначно биологическому вниманию, ребенок входит в этот процесс неосознанно, безвольно, непреднамеренно. Провоцирующими факторами такого типа процесса внимания могут быть как внешние: цвета, звуки, запахи и т.д., так и внутренние: мотивы, значимые потребности, внутренние чувства.
Произвольный тип восприятия имеет социальную природу происхождения. Данный тип формируется исключительно в процессе социализации. В отношении взрослый-ребенок первоначально дети воспринимают и концентрируются на образе результата, задаваемого другими, позже на образе тех результатов, которые задает себе самостоятельно.
И если непроизвольный тип восприятия является фундаментальным для становления индивидуальности ребенка, то произвольный тип является базисным для формирования и развития его личности. Посредством этого процесса ребенок осваивает элементарные навыки аналитического мышления, дифференцирования окружающей социальной реальности, расстановки приоритетов, ситуации выбора и т.д. И поэтому, как следствие, возникает потребность сознательно отслеживать весь текущий процесс достижения образа результата, самостоятельно контролировать свое поведение и соотносить его с поставленными задачами. Таким образом, произвольный тип восприятия — это необходимое условие формирования навыков целеполагания и самоконтроля ребенка.
Произвольный тип внимания помимо выше обозначенных тенденций имеет непосредственную связь и взаимодействие с человеческим языком, речью. С точки зрения современной психологии, ребенок в возрасте 5 лет должен владеть навыком соотнесения своего поведения с речью взрослого человека.[6] В возрасте 6 – 7 лет – уметь владеть навыком соотнесения своего поведения со своей собственной речью.
Выше в работе уже указывалось на важность в процессе восприятия такого качества памяти как гибкость. Теперь рассмотрим значение этого механизма подробнее, сквозь призму элементов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Подобно процессу внимания различают непроизвольную и произвольную память.
Процесс непроизвольной памяти основан на элементах запоминания и воспроизведения. Аналогично этому же типу процесса внимания, непроизвольная память неосознанна и не зависит от воли ребенка. Исследователи характеризуют второй тип памяти – произвольный – как мнемический процесс. Он представляет собой совокупность последовательных этапов запоминания и воспоминания материального обьекта.
Критерий длительности запоминания и сохранения в памяти материальных объектов позволяет различать кратко- и долговременный типы памяти. Все виды памяти представлены при помощи схемы в Приложении А.
Развитие у ребенка в возрасте 6 лет произвольной памяти является одним из важнейших новообразований его психики. Для этого к 5 годам ребенок должен твердо освоить процесс запоминания и уже иметь опыт обращения к произвольной памяти. [6,С.235]
При этом формирование произвольного типа памяти подразумевает такие элементы:
- этап освоения умения различать образ результата процессов запоминания и воспроизведения;
- этап освоения навыков мнемического процесса, направленного на конкретный результат процессов запоминания и воспроизведения. Наиболее важным здесь является так называемый прием «повторения»;
- этап развития умения самоконтроля результата мнемического процесса.
Фундаментом умения самоконтроля является так называемое «воспроизводящее повторение».[7] Этот процесс направлен на запоминание материального предмета. [6,С.237]
Умение самоконтроля помимо «воспроизводящего повторения» включает также элемент сопоставления воспроизведенного образа с тем материальным предметом, на который был направлен процесс запоминания. [14, С.356]
Таким образом, система дошкольного образования в своей конкретике стремится к формированию и развитию у детей следующих мотивов деятельности.[8] Это познавательный мотив, перспективный мотив, мотив личностного роста, деятельностный мотив, мотив общения со сверстниками.
Так познавательный мотив представляет собой осознанное целеполагание той или иной деятельности относительно любопытства и интереса к окружающему миру.
Перспективный мотив является основой целеполагания для облегчения деятельности в дальнейшем (например, в школе).
Мотив личностного роста ориентирует цели ребенка в процессе освоения той, или иной деятельности относительно достижения взрослости.
Деятельностный мотив, исходя уже из своего названия, подразумевает интерес ребенка к самому процессу деятельности, и освоение навыков, умений происходит с целью обогатить свою деятельность в дальнейшем.
Мотив общения со сверстниками основывает целеполагание деятельности ребенка относительно его взаимодействия со сверстниками, знакомыми.
В итоге мы можем сделать следующие выводы.
1. Посредством развития произвольного типа внимания память ребенка становится более гибкой, дифференцированной, позволяет ему адекватно извлекать информацию, соответствующую ситуации.
2. С развитием осознанного процесса целеполагания ребенок формирует основы самоконтроля своей деятельности.
3. Наиболее важные для общего развития психики ребенка элементы произвольного типа памяти – процессы запоминания и воспроизведения.
2.1 Основные новообразования дошкольника. Психологическая сущность кризиса 7 лет
Относительно исследований отечественного психолога Эльконина, дошкольный возраст ребенка зиждется на ряде противоречий и несовпадений интересов собственных, взрослого окружения. Взрослый человек воспринимается на уровне своих социальных ролей и функций, общественных задач. И ребенок, в связи с этим, пытается предъявить себя обществу подобным образом, адаптироваться к процессу существования в обществе, то есть социализироваться. Так как для него это все вновь и впервые, то процесс усвоения этических основ, норм, правил поведения, формирования произвольного типа внимания и памяти проходит с трудностями и сложностями.
К основным новообразованиям психики ребенка в дошкольном возрасте относят:
- формирование целостного мировоззрения ребенка. Стремление к упорядочиванию восприятия окружающего мира – элемент социализации ребенка. Поэтому, не случайно швейцарский психолог, философ XX века Жан Пиаже говорит о восприятии детей как об артификалистском мировоззрении, где все, что окружает, есть результат человеческой деятельности. Антропоцентризм детского восприятия ставит в качестве фундамента происходящего самого человека, и вокруг этой основы выстраивает всю картину мироздания. Сложность и глобальность познавательных запросов ребенка в корне противоположно его интеллектуальным возможностям. Что приводит к парадоксам восприятия, и при вступлении в школьный период своего развития, ребенок отказывается от таких намерений и переходит к выяснению элементарных вещей окружающей действительности. И это также основано на ряде парадоксов психического и реального. Этические нормы, требующие усвоения, необходимость соподчинения мотивов, расстановка акцентов в деятельности. Однако ценно, что подобные тенденции способствуют формированию важных личностных качеств ребенка.
С точки зрения отечественного исследователя Эльконина развитие восприятия ребенка идет от конкретного к абстрактному содержанию.[9] Это происходит за счет формирования произвольного типа поведения, потребности в самоконтроле. Ребенок начинает осознанно относиться к своему месту в системе окружающего его мира взрослых и воспринимать себя невзрослым человеком. [13, С.270]
Вместе с этим, приходит и осознание своих реальных возможностей, самооценки. В возрасте 3 лет ребенок приходит к внешнему осознанию своей самостоятельности – «я сам», но уже к 6 годам к личному самосознанию. Отсюда не случайны психологические проблемы, связанные с перестройкой всей психической жизни ребенка в дошкольном возрасте.
По мнению современной психологической практики, формирование личного самосознания в психике ребенка приводит к так называемому кризису 7 лет. Среди основных симптомов различают утрату непосредственного поведения и акцентирование на переживаниях о последствиях, также манерное поведение ребенка, скрывающее его истинное психическое состояние, и в связи с этим, симптом «горькой конфеты», где он действительно скрывает весь негатив своего состояния.
Эти тенденции указывают на формирование новой внутренней жизни ребенка, и имеющиеся ее расхождения с восприятием внешних окружающих вещей. И дальнейшее поведение в основном будет ориентировано на эту внутреннюю жизнь, хотя и не без участия, реакции на внешние ситуации.
Симптом утраты непосредственного поведения ребенка проводит границу между дошкольным и младшим школьным его возрастами. И изучение проблем перехода этой границы составляет одну из самых актуальных тем возрастной психологии сегодня. Снятие данной проблемы признается, если целеполагание деятельности ребенка становится ориентированным на поиск смысла того или иного поступка, возможности удовлетворения потребностей. Это позволяет ребенку внутренне, психологически быть готовым к школьному процессу обучения. Хотя, по мнению Выготского, полностью готовность к обучению формируется в процессе самого обучения, и происходит это в первое полугодие первого года школьного обучения.[10] [7, С.143]
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
1. Процесс развития психики ребенка при переходе из дошкольного в младший школьный возраст подразумевает кризисное состояние.
2. Возраст 7 лет предполагает осознанное вступление ребенка в новую для него сферу социального взаимодействия, в рамках категорий полезности и необходимости.
3. Эффективное и успешное освоение процессов внимания, памяти, умения выстраивать отношения и осознанно выставлять приоритеты своей деятельности могут не означать готовность ребенка к обучению в школе. Полностью эта готовность формируется в процессе самого обучения в школе.
2.2 Психологическая готовность к школьному обучению как одно из новообразований личности дошкольника
При освоении школьного процесса обучения, ребенку необходимо осуществить подготовку к новой системе восприятия. Дифференцированное восприятие действительности, различных характеристик объектов, и умение различать свое мнение и истинное положение вещей – все это необходимые условия перехода через предполагаемую границу систем мировосприятия.
Для распознавания имеющихся у ребенка инструментов познания окружающей действительности существует многообразие методик диагностики. Одна из методик диагностики готовности дошкольника к школьному обучению представлена в Приложении Б.
С точки зрения отечественного психолога Эльконина, о готовности будет свидетельствовать процесс формирования произвольного типа поведения ребенка, особенно возможность перевода правила во внутренние основания его поведения. Это происходит последовательно, через присутствие взрослого, после через процесс восприятия внешнего объекта, который выступает в роли взрослого, затем лишь правило переходит во внутреннее восприятие. Однако, к слову сказать, на современный момент в системе дошкольного образования не существует особых методик, направленных на создание условий перевода правил.
Так Жан Пиаже в своих исследованиях детской психологии характеризует следующий элемент мышления детей, подчеркивающий особенность смены дошкольного возраста младшим школьным.[11] Это так называемый переход от дооперационального мышления к операциональному. При этом под термином «операция» ученый подразумевает некоторое внутреннее действие, которое стало сокращенным по своему содержанию, а также обратимым и скоординированным со всей системой действий. Направление этого действия идет от внешних объектов, от манипуляции с ними. [8, С.59]
Позднее Петром Яковлевичем Гальпериным были проведены исследования в области процесса перехода от дошкольного мировоззрения к первоначальному школьному. Исследования были посвящены мифу об отсутствии феномена инвариантности, высказанному Пиаже. В ходе исследований дети освоили процесс выделения параметров и сравнения предметов. К тому же качественные сдвиги происходили и в речи, и в памяти, и в восприятии детей, так идеи Пиаже не подтвердились. [8, С.77]
Как на один из важных элементов мышления детей Пиаже указывает и на феномен центрации.[12] Этот элемент тесно связан с предыдущим: переход от дооперационального мышления к операциональному мышлению невозможен без перехода ребенка от центрации к децентрации. Феномен центрации указывает на ограниченность восприятия ребенком окружающего мира рамками своей позиции. И занять какие-либо научные, социальные, абстрактные точки мировосприятия ребенок не в силах. [8,С.123]
Структура готовности психики ребенка к переходу к школьному процессу обучения подразумевает следующие элементы: личностная готовность, интеллектуальная готовность и готовность социально-психологическая.
1. Готовность психики ребенка на уровне личностных образований предполагает возможность принятия иной социальной роли – школьник, которая предполагает ряд специфических обязанностей и круг прав. Внутренне, сознательно, мотивационно ребенок должен быть настроен на новый круг общения, педагогический коллектив, учебный процесс, выполнение домашних заданий и т.д. Привлекательной стороной новой деятельности должны выступать не ее внешние атрибуты и знаки, а интеллектуальное любопытство, познавательный интерес. Этот вид готовности подразумевает эмоционально устойчивую психику ребенка. Лишь на этом основании возможно стабильное начинание и развитие учебного процесса для ребенка.
Информация о работе Основные новообразования личности дошкольника