Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, шпаргалка
Шпаргалки содержат ответы на 40 вопросов по "Методологии психологии"
24.Виды теоретического знания (концепции, подходы, учения).
В науке принято выделять два вида теорий на основании того, каким образом они были построены, — аксиоматические, или категорически-дедуктивные, и гипотетико-дедуктивные. «Исходные положения аксиоматических теорий составляют формальные логические выражения — аксиомы» (Дюкова, 1975. С. 4). Один из наиболее ярких примеров аксиоматической теории в психологии — теория личностных конструктов Дж. Келли. Исходным аксиоматическим постулатом для Келли было философское обобщение о человеке как ученом, формулирующем для решения своих жизненных задач теории. Остальные теоретические утверждения получены Келли из исходного путем логического вывода.
теоретического знания в психологи — концепции. В философии концепцией называется «определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения». Понятие концепции используется также «для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной... и других видах деятельности». В науке концепциями чаще всего называют теоретическое знание, в котором нет собственного аксиоматического базиса, на основе которого построены основные теоретические утверждения. Так, например, мы говорим о концепции поэтапного/планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, поскольку ее аксиоматической основой послужила культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
Термин «подход» нередко используется как синоним концепции, но традиция употребления этих понятий такова, что подходом называют скорее конструктивный принцип в науке или практике, а концепцией — способ понимания или трактовки проблемной области.
Наконец, учением принято называть теоретическое знание, полученное путем умозрения и не подлежащее верификации. Примерами учений могут быть ряд психотерапевтических теорий, например аналитическая психология К. Г. Юнга. Действительно, в юнгианской психотерапевтической теории некоторые утверждения являются результатами умозрения, точнее, гениальной интуиции Юнга. Сами психотерапевты-юнгианцы охотно соглашаются с тем, что в юнгианстве многое скорее принимается на веру чем доказывается логическим путем. Тем не менее нет оснований третировать юнгианскую психотерапию как ненаучную только потому, что она не соответствует нормам, которые достались современной науке в наследство от позитивизма. Нормы и идеалы научности в практической психологии иные.
25.Основные этапы психологического исследования.
В каждой исследовательской работе обязательно имеются несколько элементов: изучаемые реалии, компоненты самой процедуры исследования и имеющиеся у исследователя мыслительные конструкции (понятия, гипотезы, объяснения). Структура психологического (как и любого научного) исследования выглядит следующим образом:
1) выдвижение гипотез;
2) планирование исследования;
3) проведение исследования;
4) интерпретация данных;
5) опровержение или
6) формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.
По содержательным характеристикам исследования могут быть поделены (Дружинин, 2002):
- на фундаментальные и
• монодисциплинарные и междисциплинарные. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии;
• комплексные и аналитические исследования. Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с постановки проблемы: что неизвестно?
Постановка проблемы включает в себя несколько этапов: 1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
очень важным этапом является формулировка предположений — гипотез. Гипотезы бывает теоретическими и эмпирическими. Теоретические гипотезы существуют как части научной теории и выдвигаются для того, чтобы восполнить неполноту теоретического знания или устранить имеющиеся в теории противоречия. К таким гипотезам предъявляется требования верифицируемости и фальсифицируемости.
Эмпирические гипотезы не обязательно основываются на теории. В. Н. Дружинин (2002) выделяет три типа эмпирических гипотез: 1) теоретически обоснованные гипотезы, т. е. предположения, выведенные из некоторой теории;
2) эмпирические гипотезы для
подтверждения или
3) гипотезы для данного случая (ad hoc).
Общее требование для всех видов
эмпирических гипотез — они должны
быть операционализируемы, т. е. быть доступными
для проверки эмпирическим путем
с помощью некоторых
По содержанию гипотезы можно разделить:
1) на гипотезы о наличии явления;
2) гипотезы о наличии связи между явлениями;
3) гипотезы о наличии причинно-
26.Понятие о номотетическом
и идиографическом изучении
Номотетическим называют подход, в
котором исследователь
Как отмечал Дж. Келли, и номотетический и идиографический подходы чреваты определенными методологическими ошибками. Номотетический подход опасен абсолютизацией статистических норм я общих закономерностей. Идиографический подход напротив, несет в себе опасность распространения выводов, полученных на материале одного случая, на более многочисленную популяцию. Сам Дж. Келли, а вслед за ним и другие специалисты в области психосемантики рассматривали психосемантические методы как средство, которое позволяет преодолеть крайностий номотетического и идиографического подходов.
27.Эмпирические и
теоретические обобщения в
Теоретическое знание в науке, в том числе и и психологии, бывает нескольких видов: теории, законы, закономерности, модели, классификации, типологии. Один из простейших видов теоретического тания -- типологии. Именно такое теоретическое и шние, по Дж. Келли, человек формулирует для себя на протяжении всей жизни, решая различные жизненные задачи. Конструкт, по Келли, не что иное, как простейшая дихотомическая типология, построенная на некотором основании, имеющем два полюса-антонима. Однако не следует думать, что создание типологии второсортная теоретическая работа. Некоторые теоретические исследования, резулъта-| ом которых является создание типологии, представляют собой сложную теоретическую работу или значительное эмпирическое исследование, направленное на выявление тех параметров, которые могут стать основанием для классификации. Удачные классификации прочно входят в психологическую науку. Как пример можно назвать типологию переживания, созданную Ф. Е. Василюком (1984) на основе глубокого теоретического анализа.
Основанием для классификации могут стать житейские и профессиональные наблюдения. В этом случае типология создается как эмпирическое обобщение. Обобщения такого вида не имеют оснований в ниде теоретических конструктов, по которым классифицированы объекты. Примеров можно привести достаточно много, особенно из психологии семей ных отношений и семейной психотерапии. Эта область психологии, в силу своей специфики, является в своем роде заповедником эмпирических обобщений и теорий ad hoc.
Примером эмпирических обобщений могут быть типологии семей, нуждающихся в помощи семейного терапевта. Яркий пример теории ad hoc «теория супружеской неверности» Э. Аронсона. Однако от эмпирических обобщений возможен переход к теоретическим обобщениям и соответственно создание типологий, основанных на теоретических конструктах.
28. Проблема объяснения в психологии. Редукция и редукционизм.
Одна из сложнейших проблемных областей психологии — проблема объяснения. При чтении литературы по методологическим проблемам психологии возникает чувство, что в эту проблемную область многие авторы предпочитают не вторгаться и тихо обходить ее стороной. Публикации по этой теме немногочисленны, и некоторые работы (например, Пиаже, 1966) цитируются уже не один десяток лет. Причина в том, что в данной проблеме достаточно сложно развести гносеологические и психологические аспекты.
Редукцией называют методологический прием сведения каких-либо данных к более простым исходным началам. Редукционизмом называют «методологический принцип, согласно которому иысшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам». Редукционизм в науке, таким образом, всегда связан с выходом объяснения за рамки предметной области данной науки. В учебных пособиях по психологии нередко определяют редукционизм как упрощающее объяснение, низводящее объясняемую реальность к более элементарному уровню, а редукцией - привлечение объяснительных принципов, схем и моделей других наук, выполняющее конструктивную роль в объяснении психической реальности.
Примером редукционистского
(главным образом в плане
Следующий вид редукции, пожалуй, наиболее распространенный из описанных Пиаже — органическое сведение. Сюда относятся различные вари-ипты нейрофизиологического редукционизма. Пиаже говорит о необходимости дополнения такого снедения конструктивистскими объяснениями, например, на основе абстрактного конструирования-построения связей интрапозиционной логики (конъюнкции, дизъюнкции, импликации, исключения и т. д.). В работе В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили (1977) показано, что причины наибольшей распространенности именно нейрофизиологического редукционизма — в нерешенной проблеме пространственной отнесенности психических процессов, которая коренится в особенностях классической научной рациональности:
29. Проблема объективного
метода в психологии.
М.К. Мамардашвли и В.П.
Данная проблема является одной из центральных методологических проблем психологии. Познавательная ситуация в психологии очень трудна в силу того, что предмет исследования имеет сложнейшую систему детерминации, а объект познания является одновременно и его субъектом. Кроме того, по М. Бун-ге, следует различать науки, где результат независим от метода, и науки, где результат и операция с объектами образуют инвариант: «факт есть функция от свойств объекта и операции с ним» (Дружинин, 2002). Психология относится к наукам, где факт максимально зависим от метода его получения. Поэтому' проблема создания объективного метода становится особенно трудноразрешимой.