Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, шпаргалка
Шпаргалки содержат ответы на 40 вопросов по "Методологии психологии"
Еще дальше от классического детерминизма уходят представления современных общеметодологических подходов — концепции автопоэзиса, синергетики, теории диссипативных структур. Среди них особенно интересно представление И. Пригожика о том, что в процессе развития нестабильные системы достигают определенных пунктов, когда очень незначительное по количественным характеристикам воздействие в точках бифуркации, где нестабильная система совершает выбор между несколькими путями
развития, достаточно для совершения выбора. По словам И. Пригожина, «идея нестабильности не только в каком-то смысле теоретически потеснила детерминизм, она, кроме того, позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность, дав, таким образом, возможность более полно включить человека в природу».
Теория И. Пригожина нуждается в конкретизации применительно к психологии. Однако вначале внесем терминологическую ясность — детерминизм лишает человека свободы, но проблема детерминации деятельности человека остается актуальной..
В зарубежной психологии проблема обсуждается в ином смысловом контексте, а именно как проблема детерминации и свободы воли. Соотношение между детерминированностью и свободой воли обсуждалось многими создателями теорий личности. Достаточно вспомнить имена А. Маслоу, К. Роджерса, Дж. Келли, Л. Фестингера. В нашей психологии эта проблематика начала изучаться Л. И. Божович и ее сотрудниками: М. С. Неймарк, Е. И. Савонько, Т. И. Юфере-вой и др. Основой для свободного действия, по Л. И. Божович, является внутренняя позиция, в которой выступают в единстве мотивационный, эмоциональный и рефлексивный компоненты.
В работах В. П. Зинченко проблема детерминации — свободы воли — рассматривается на основе философской традиции, восходящей к Декарту. В структуре деятельности местом для порождения свободного действия является остановка, зазор в непрерывном потоке опыта. Работа сознания начинается в зазоре непрерывного опыта, и условием выхода и нахождения в этом зазоре является избыточное, по сравнению с требованиями ситуации, напряжение душевных сил. Однако только оно и является условием освобождения. Взглянуть на себя в мире с некоторой фиксированной точки напряжения (термин М. К. Мамардашвили) — значит создать внутренние условия для свободного действия. Микроструктурный анализ деятельности (Гор-деева, 1982) показал, что при исполнении действия возникает рефлексивная задача, решая которую, субъект вносит изменения в исполнение действия. Аналогично в ситуации нравственного выбора человек за счет избыточного напряжения душевных сил осуществляет рефлексию своей жизненной ситуации, выбирая свой путь в соответствии с собственными нравственными убеждениями.
38.Принцип системности в психологии.
В психологии принцип системности заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией. Благодаря структурной организации свойства каждого элемента определяются его местом в структуре.
Возникновение принципа системности в психологии имеет давнюю историю и начинается с представления о структурной организации восприятия, сформулированного в гештальтпсихологии. Представления о структурной организации интеллекта были положены в основу теорий интеллекта Ж. Пиаже. Наиболее распространенный вариант реализации системного подхода в современной психологии иерархические теории психических процессов, например иерархическая концепция интеллекта Р. Стернберга.
Системный подход в отечественной психологии имеет давнюю историю и начинается со сформулированного Л. С. Выготским положения о системном строении высших психических функций. В дальнейшем этот принцип использовался в отечественной психологии неоднократно, например в работах А. Р. Лурии "в виде представлений о системно-динамической организации психических процессов. В практической психологии, в том числе отечественной, системный подход широко распространился в семейной психотерапии
39.Принцип развития в психологии.
Как показывает анализ теорий психического развития в онтогенезе, под развитием понимаются два качественно различных процесса — рост и собственно развитие.
Главная характеристика роста, по словам Л. Ф. Обуховой, — это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Представления о развитии как росте характерны для нормативного подхода в психологии развития (А. Гезелл), бихевиоризма (классический бихевиоризм, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера, теории социального научения), классического психоанализа (представление о развитии в послеэдипов период как процессе без качественных изменений личностной организации). Представители этих подходов сосредоточивали в своих исследованиях внимание на тех процессах, где за количественными изменениями не столь очевидны качественные преобразования. Такому пониманию развития, возможно, способствовали и выбранные ими методы исследования (например, тесты интеллекта, дающие прежде всего количественные показатели).
Развитие характеризуется
Анализ литературы по психологии развития, где эти понятия не всегда четко определены, позволяет выявить их значение и дать необходимые определения. Итак:
Формой развития называют наиболее общее представление о сущности процесса развития. Развитие понимается либо как приспособление индивида к существующим условиям, либо как присвоение — перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств (орудий, знаков, символов и др.) или вра-щивание их во внутренний план человека. Существенно, что, по выражению В. П. Зинченко, вращивание означает и выращивание внутреннего плана.
Ходом развития называют обобщенные представления о векторе процесса развития — от индивидуального к социальному или наоборот. Примером первого могут служить классический психоанализ и теория А. Фрейд, где развитие понимается как процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума. Примером второго вида представлений о ходе развития является культурно-историческая теория JI. С. Выготского.
Спецификой развития называют представления о том, действию каких законов подчинено развитие — биологических или общественно-исторических.
Условиями развития называют его непременные атрибуты, без которых оно невозможно. Для многих зарубежных исследователей это наследственность и среда. В традиции культурно-исторической психологии условиями развития называют морфофизиологические особенности субстрата психических процессов, т. е. мозга, и общение человека с другими людьми. Они выполняют, по выражению В. П. Зинченко, роль медиаторов, т. е. посредников между индивидом и культурой.
Источниками развития называют те условия,
которые относятся к
понимание, в зависимости от концепции психического развития. Это могут быть первичные инстинкты (влечения, драйвы) в психоанализе или тенденция к поддержанию гомеостаза в основе развития познания (Ж. Пиаже). Как отмечает Л. Ф. Обухова, «по К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи), "присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов". В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества»
40.Методологические
аспекты социальной психологии
развития и возрастной
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов
психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических
функций: высшие психические функции
возникают первоначально как форма
коллективного поведения, как форма сотрудничества
с другими людьми, и лишь впоследствии
они становятся внутренними индивидуальными
функциями самого ребенка.
Данный принцип, в том числе и законы развития,
сформулированные Л. С. Выготским, был взят в отечественной психологии за основу. Самая известная и наиболее распространенная версия принципа развития в отечественной психологии — деятельностные концепции развития (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В. П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития.