Шпаргалки по "Методологии психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалки содержат ответы на 40 вопросов по "Методологии психологии"

Файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 987.62 Кб (Скачать)

Как общую характеристику современных  общенаучно-методологических подходов необходимо назвать универсальность предложенных схем, их применимость в изучении самых разных объектов — от биогеоценозов до сети Интернета. Анализ этих подходов показывает, что понятийные системы в каждом из них очень обобщенные, что и делает эти подходы универсально применимыми в различных науках. Для использования этих теорий и схем в конкретных науках требуется существенная переработка и конкретизация применительно к исследовательской области данной науки.

К логико-методологическим схемам, которые  также составляют уровень общенаучной методологии, относится структурализм. Основа структурного метода — выявление структуры как некоторого инварианта и совокупности правил, по которым один объект может быть преобразован в другой. В психологии он стал основой для французской школы психоанализа (Ж. Лакан, Фр. Дольто и др.), а также общеметодологической основой для структурных теорий интеллекта, и прежде всего генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта, по Пиаже, отличаются друг от друга, прежде всего, по существенным характеристикам интеллектуальных структур. Для каждой из стадий развития интеллекта характерна совокупность инвариантных характеристик, благодаря которым решение задач на различном содержании обнаруживает в себе структурное сходство -- достаточно вспомнить феномены несохранения, которые ребенок воспроизводит при решении задач на разном материале и разных величинах. В своих поздних работах, например «Генетическая эпистемология» (1993), Пиаже подчеркивал, что опыт — это всегда ассимиляция в определенные структуры.

Еще одна логико-методологическая схема, нашедшая применение в психологии, — теория логических типов, сформулированная в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа. Она послужила общеметодологической основой для ряда исследований, проведенных по инициативе и под руководством Г. Бейтсона. Самое известное из этих исследований (1956, 1969), переведенное на русский язык в 2000 г., было посвящено изучению шизофрении как страдания, обусловленного неспособностью человека различать контексты коммуникации (а отсюда — «странное» поведение, вычурность, своеобразие речи, которое делает ее трудной для понимания, и другие симптомы). Кроме клинической психологии и психиатрии, Г. Бейтсон применял теорию логических типов в этнографии, этологии, психологии обучения.

 

 

20.Методологическое  значение культурно-исторической  теории Л.С. Выготского.

конкретно-научная методология  задает определенное направление исследований в данной области, в ее рамках проводятся конкретные исследования, в которых реализуются более общие принципы конкретно-научного методологического подхода. К конкретно-научной методологии относятся теоретические схемы, которые достаточно универсальны по отношению к объектам конкретной науки, т. е. могут быть применены для объяснения и изучения самых разнообразных объектов, изучаемых данной наукой. Конкретно-научная методология становится теоретической основой для создания исследовательских процедур и техник. Несколько конкретно-научных методологических подходов проанализировано в заключительном параграфе данной главы.

Один из критериев для оценки любого конкретно-научного методологического подхода — его объяснительный и предсказательный потенциал. Он зависит от того, насколько правомерно распространение выводов данной теории на более широкий круг

явлений, чем те, на материале которых  была создана теория. Яркий пример теории с большим объяснительным и предсказательным потенциалом — психоанализ 3. Фрейда. Как известно, он был создан на материале психотерапии людей, страдающих истерическим неврозом. Однако объяснения и предсказания в рамках психоанализа могут быть распространены на неизмеримо более широкую область. Среди известных психологических теорий далеко не все обладают этим свойством.

Другим критерием оценки конкретно-научной  методологии является ее эвристический  потенциал. Эвристический потенциал  — показатель того, насколько данная теория перспективна как исследовательская программа. Среди исследовательских программ отечественной психологии непревзойденной в этом смысле является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, которая и через почти семьдесят лет после ее создания остается источником идей для новых направлений в психологии и новых исследовательских проектов. Надо сказать, что создание Л. С. Выготским своей исследовательской программы стало возможным для него благодаря проведенному им глубокому анализу и философско-методологического базиса, и конкретно-научной методологии, и методик психологии того времени.

Развитие конкретно-научной методологии  в современной психологии идет по линии отхода от классического идеала научности и классических представлений о научном познании и перехода к неклассическим. Такая тенденция прослеживается в различных отраслях психологии и будет рассмотрена подробнее в связи с особенностями постнеклас-сической науки (см. гл. 4). Конкретно-научная методология Л. С. Выготского — неклассическая по своей сути. В самом деле, работа ученого или практика направлена на изучение того, что не является врожденным свойством психической реальности и не имеется в ней на момент начала исследования. Психолог изучает психологические особенности человека (свойства памяти, внимания, понятийного мышления) по внешним проявлениям тех психологических образований, которые возникли в экспериментальной ситуации. В этом смысле культурно-историческая психология - - психология артефактов (Пузырей, 1986). Слово «артефакт» используется в данном случае для обозначения той психологической реальности, что создается в ходе формирующего эксперимента. Такой подход к изучению психологической реальности совершенно нетипичен для классической психологии. Анализ конкретно-научных методологических подходов Л. С. Выготского, К. Левина и Ж. Пиаже в конце данной главы показывает, что каждый из них по-своему создавал неклассическую методологию психологической науки.

 

 

21.Типологизация методов  психологии по В.Н. Дружинину. 

Развитие конкретно-научной методологии  в современной психологии идет по линии отхода от классического идеала научности и классических представлений о научном познании и перехода к неклассическим. Такая тенденция прослеживается в различных отраслях психологии и будет рассмотрена подробнее в связи с особенностями постнеклас-сической науки (см. гл. 4). Конкретно-научная методология Л. С. Выготского — неклассическая по своей сути. В самом деле, работа ученого или практика направлена на изучение того, что не является врожденным свойством психической реальности и не имеется в ней на момент начала исследования. Психолог изучает психологические особенности человека (свойства памяти, внимания, понятийного мышления) по внешним проявлениям тех психологических образований, которые возникли в экспериментальной ситуации. В этом смысле культурно-историческая психология - психология артефактов (Пузырей, 1986). Слово «артефакт» используется в данном случае для обозначения той психологической реальности, что создается в ходе формирующего эксперимента. Такой подход к изучению психологической реальности совершенно нетипичен для классической психологии. Анализ конкретно-научных методологических подходов Л. С. Выготского, К. Левина и Ж. Пиаже в конце данной главы показывает, что каждый из них по-своему создавал неклассическую методологию психологической науки.

Методологические предпосылки  и результаты культурно-исторической теории Л. С. Выготского

 

Уровень методологического знания

Предпосылки

Результаты 

Философско-мировоззренческий уровень 

Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

Преодоление резкого разграничения материальной и идеальной форм

Общенаучный уровень 

 

Системная методология в исследовании психики

Конкретно-научный уровень 

Клиническая психология, методы литературоведения

Программа построения культурно-исторической психологии

Уровень процедуры и техники исследования

Классическая тесто-логия и педологическая диагностика

Формирующий эксперимент 


 

 

 

 

22.Изменение идеалов  и норм научного познания в  современной науке. Постнеклассическая  психология.

Постнеклассическая наука отличается от неклассической менее существенно, чем неклассическая от классической. Тем не менее можно отметить различия по всем трем основаниям. Прежде всего, в постнек-лассической науке произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно-методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (яркий пример — концепция И. Пригожина). Как уже было отмечено, эти представления начинают входить и в научную картину современной психологии.

Довольно заметно изменились представления  о научности. Тенденции, отмеченные П. Фейерабендом еще в 60-х гг., стали  широко распространенными. Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. Работа Ф. Капры «Дао физики» (1994)в этом смысле не уникальна, но она — очень характерное явление именно постнеклассической науки-В другой, не менее известной своей работе «Уроки мудрости: Встречи с интересными людьми» (1996)» где собеседниками автора становятся физики В. Геи-зенберг и Дж. Чу, психолог С. Гроф и лидер «антипсихиатрии». Р. Лэйнг, экономист X. Хендерсон специалист по новой медицине К. Саймонто Ф. Капра делает вывод о таких чертах новой парадигмы (в принятых нами терминах — постнекласической науки), как целостность, системность новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, предмета и объекта науки, g В. Майков рассматривает трансперсональную психологию как характерное для современной (постнеклассической) науки явление. В ней сформулирован трансперсональный взгляд на предшествующие подходы в психологии и показано, что между ними «нет непреодолимой пропасти: они по сути являются ступенями магистрального развития психологии». В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. Практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара. Эта тенденция в развитии практической психологии начинается с К. Г. Юнга и Р. Ассаджиоли, который впервые построил свою психотерапию, используя практику восточной медитации. В современной психологии, по словам В. В. Майкова, в новых антологиях по гуманистической и трансперсональной психологии мы встречаем имена Я. Беме, Э. Сведенборга, М. Экхарта, отцов церкви, исихастов православной традиции.

Философские основания в постнеклассической науке претерпели изменения. В их число все чаще включают философские  идеи, высказанные мыслителями прошлого. Для отечественной постнеклассической науки характерно то, что ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писателями, поэтами, художниками, т. е. людьми, которое не были профессиональными философами. По мнению П. С. Гуревича, для российской Философии как ни для какой другой характерно, что Философско-антропологические идеи формулировали поэты и писатели, причем в виде метафор и художественных образов. В. П. Зинченко предложил термин «поэтическая антропология», чтобы обозначить им философские идеи о сущности человека о его развитии и др., созданные поэтами. В. П. Зинченко проделал огромную по объему, тщательную работу по изучению поэтической антропологии О. Мандельштама и многих других русских поэтов.

 

 

23.Структура теоретического  знания.

В методологии науки теория рассматривается  как высшая форма научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:

1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);

2) базис — множество первичных  условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;

3) логику теории — множество  правил логического вывода, которые  допустимы в рамках теории;

4) множество выведенных в теории  утверждений, которые составляют  основное теоретическое знание.

Структурные компоненты теории имеют  различное происхождение (Дружинин, 2002) — эмпирические основания получены при обработке результатов экспериментов и наблюдения, базисные постулаты являются результатом обобщений, не основанных на эмпирике, правила логического вывода являются производными метатеории. Для психологии метатеорией становится философская или общенаучная методология. Теоретическое знание производно от исходной эмпирической основы и логики теории.

Структура теоретического знания образована фундаментальной теоретической  схемой, которая конкретизируется применительно  к частным областям знания в виде частных теоретических схем. По словам В. С. Степина, «...в основании сложившейся теории всегда можно обнаружить взаимосогласованную сеть абстрактных объектов, определяющую специфику данной теории. Эту сеть объектов мы будем называть фундаментальной теоретической схемой. Исходные признаки ее абстрактных объектов и их главные отношения всегда характеризуют наиболее существенные черты исследуемой в теории предметной области. Фундаментальная теоретическая схема может рассматриваться в качестве весьма абстрактной модели изучаемых в теории взаимодействий. Она выявляет структурные особенности таких взаимодействий, фиксируя в познании их глубинные, существенные характеристики». Сказанное относится прежде всего к естественным наукам, но В. С. Степин усматривает ту же самую закономерность и в социальных науках, и в наиболее «мягких», по его выражению, формах гуманитарного знания — литературоведении, музыковедении, искусствознании. Как и в естественных науках, в этих отраслях знания просматривается та же закономерность — ученый конструирует теоретическую схему, с помощью которой анализирует изучаемое произведение. Например, исследования В. М. Розина показали, что М. М. Бахтин сначала создает понятие полифонического романа как идеальный объект, конструирует фундаментальную теоретическую схему, элементами которой являются «голос автора» и «голоса героев», а затем с ее помощью анализирует произведения Ф. М. Достоевского.

Информация о работе Шпаргалки по "Методологии психологии"