Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, шпаргалка
Шпаргалки содержат ответы на 40 вопросов по "Методологии психологии"
За рубежом системно-
Системно-функциональная методология направляет внимание исследователей прежде всего на закономерности функционирования изучаемого объекта как системы.
В последнюю четверть XX в. возник целый ряд общеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Приго-жина. Рассмотрим их более подробно.
Создателем синергетического направления и изобретателем термина «синергетика» является профессор
Герман Хакен. Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество, «вместе-действие». По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонентов или подсистем — одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования. Синергетика рассматривается как феномен постнеклассической науки, и даже стиль этого определения, который, по мнению В. И. Арши-нова, похож на приглашение к диалогу, сам по себе является очень характерным для постнеклассическо-го научного мышления.
Синергетика Г. Хакена также имела своих «предшественниц» по названию: синергетику Ч. Шерринг-тона, синергию С. Улана, синергетический подход И. Забуского. В психологии синергетический подход как общенаучная методология пока применяется редко, но имеет большие перспективы. Как пример использования синергетической модели в психологии можно привести работы О. В. Митиной, В. Ф. Петренко (1995) по исследованию динамики политического сознания в нашем обществе с 1991 по 1993 г. Синергетический подход позволил авторам проследить динамику системообразующих факторов общественного сознания.
Концепция автопоэзиса, или автопоэзийных систем, была впервые предложена чилийскими биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой (1973). Авторы концепции расматривают жизнь как автопо-эзис (от греч. «самовоспроизведение»). Автопоэзий-ная система состоит из сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом отделяя себя от окружающей среды. Это определяет автопоэзийную систему как автономную единицу, она сама заботится о собственном поддержании и росте и воспринимает окружение лишь как возможную причину нарушения внутреннего функционирования .
Воспроизведение, которое часто называют основной характеристикой жизни, в данном случае не просто аспект автопоэзиса. Воспроизведение без автопоэзиса, что точнее следует назвать дублированием, не требует наличия жизни, некоторые кристаллы, молекулы или, например, компьютерные вирусы могут множиться, не будучи при этом живыми. Наоборот, автопоэзис без воспроизведения действительно подразумевает жизнь. Концепция автопоэзиса применяется для анализа социальных систем (Ф. Хейлигхен) в методологии науки как еще одна теоретическая модель развития научного познания, но в психологии она пока не получила распространения.
Теория диссипативных структур И. Пригожина. Диссипативными И. Пригожий назвал структуры, которые находятся в состоянии постоянной нестабильности, но имеют тенденцию к самоподдержанию в них определенного порядка. При достижении такой структурой определенной точки (так называемой точки бифуркации) достаточно очень небольшого по сравнению с размерами структуры усилия, чтобы структура изменила свой путь развития. Теория диссипативных структур - - еще одно из явлений постнеклассического научного мышления. Как уже было неоднократно отмечено, классическая научная рациональность базируется на дихотомии внешнего мира, упорядоченного по законам ньютоновской механики, и внутреннего мира, т. е. душевного мира человека.
Как общую характеристику современных общенаучно-методологических подходов необходимо назвать универсальность предложенных схем, их применимость в изучении самых разных объектов — от биогеоценозов до сети Интернета. Анализ этих подходов показывает, что понятийные системы в каждом из них очень обобщенные, что и делает эти подходы универсально применимыми в различных науках. Для использования этих теорий и схем в конкретных науках требуется существенная переработка и конкретизация применительно к исследовательской области данной науки.
К логико-методологическим схемам, которые также составляют уровень общенаучной методологии, относится структурализм. Основа структурного метода — выявление структуры как некоторого инварианта и совокупности правил, по которым один объект может быть преобразован в другой. В психологии он стал основой для французской школы психоанализа (Ж. Лакан, Фр. Дольто и др.), а также общеметодологической основой для структурных теорий интеллекта, и прежде всего генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта, по Пиаже, отличаются друг от друга, прежде всего, по существенным характеристикам интеллектуальных структур. Для каждой из стадий развития интеллекта характерна совокупность инвариантных характеристик, благодаря которым решение задач на различном содержании обнаруживает в себе структурное сходство -- достаточно вспомнить феномены несохранения, которые ребенок воспроизводит при решении задач на разном материале и разных величинах. В своих поздних работах, например «Генетическая эпистемология» (1993), Пиаже подчеркивал, что опыт — это всегда ассимиляция в определенные структуры.
Еще одна логико-методологическая схема, нашедшая применение в психологии, — теория логических типов, сформулированная в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа. Она послужила общеметодологической основой для ряда исследований, проведенных по инициативе и под руководством Г. Бейтсона. Самое известное из этих исследований, переведенное на русский язык в 2000 г., было посвящено изучению шизофрении как страдания, обусловленного неспособностью
человека различать контексты коммуникации (а отсюда — «странное» поведение, вычурность, своеобразие речи, которое делает ее трудной для понимания, и другие симптомы). Кроме клинической психологии и психиатрии, Г. Бейтсон применял теорию логических типов в этнографии, этологии, психологии обучения.
19.Тенденции развития конкретно-научной методологии в психологии.
Уровень общенаучной методологии, как было показано в гл. 1, состоит: I) из содержательных научных концепций; 2) универсальных концептуальных систем; 3) методологических или логико-методологических концепций.
Самый распространенный пример содержательных научных концепций - концепция ноосферы В. И. Вернадского. Суть ее в том, что в результате активно преобразующей деятельности человека биосфера достигает своей новой, высшей стадии развития. Ноосфера рассматривалась В. И. Вернадским как особый структурный элемент космоса, отличающийся социальным охватом природы. Пафос концепции ноосферы - в утверждении необходимости разумной организации взаимодействия человечества и природы.
Однако в психологии (да и не только там) концепция ноосферы применяется в качестве общенаучно-методологической основы сравнительно редко, хотя анализ этой концепции показывает, что она весьма эвристична. Исторические обстоятельства, чисто внешние по отношению к содержанию концепции, не способствовали ее широкому распространению в качестве общенаучной методологии. Многие положения, сформулированные Вернадским еще в 20-х -- начале 40-х гг., предвосхищают современные общенаучные методологические подходы. Как редкий пример использования концепции ноосферы можно привести человековед-ческую концепцию менеджмента, предложенную специалистом в области теории управления В. М. Шепелем. Правда, данную концепцию нельзя считать психологической в чистом виде, она имеет междисциплинарный характер.
К универсальным концептуальным системам
В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов относят
тектологию А. А. Богданова. Философскими
предпосылками тек-тологии
В западной науке общенаучно-
Одним из первых физиологов, обративших внимание на кибернетику как перспективную общеметодологическую схему, был Н. А Бернштейн. В своей известной работе «Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой» (1963) он показал возможности применения кибернетического подхода в физиологии. Кибернетическая теория оказалась близка его собственным взглядам на построение живого движения как процесс, самоорганизующийся по принципу обратной связи.
Применительно к отечественной психологии называют два варианта реализации системного подхода -системно-структурный и системно-функциональный. Традиция первого подхода восходит к Л. С. Выготскому. Примерно в те же годы в физиологии системно-структурная методология была впервые использована Н. А. Бернштейном. Суть данного подхода в том, что пнимание исследователей направлено на изучение структурной организации психической реальности. Н рамках этого подхода ставится проблема единиц анализа психики, изучается системно-структурная организация единиц разного уровня.
За рубежом системно-
Системно-функциональная методология направляет внимание исследователей прежде всего на закономерности функционирования изучаемого объекта как системы.
В последнюю четверть XX в. возник целый ряд общеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Приго-жина. Рассмотрим их более подробно.
Создателем синергетического направления и изобретателем термина «синергетика» является профессор Герман Хакен. Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество, «вместе-действие». По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонентов или подсистем — одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования.
Синергетика рассматривается как феномен постнеклассической науки, и даже стиль этого определения, который, по мнению В. И. Аршинова, похож на приглашение к диалогу, сам по себе является очень характерным для постнеклассическо-го научного мышления.
Синергетика Г. Хакена также имела своих «предшественниц» по названию: синергетику Ч. Шерринг-тона, синергию С. Улана, синергетический подход И. Забуского. В психологии синергетический подход как общенаучная методология пока применяется редко, но имеет большие перспективы. Как пример использования синергетической модели в психологии можно привести работы О. В. Митиной, В. Ф. Петренко (1995) по исследованию динамики политического сознания в нашем обществе с 1991 по 1993 г. Синергетический подход позволил авторам проследить динамику системообразующих факторов общественного сознания.
Концепция автопоэзиса, или автопоэзийных систем, была впервые предложена чилийскими биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой.
Авторы концепции расматривают
жизнь как автопо-эзис (от греч. «самовоспроизведение»).
Автопоэзий-ная система
Воспроизведение, которое часто называют основной характеристикой жизни, в данном случае не просто аспект автопоэзиса. Воспроизведение без автопоэзиса, что точнее следует назвать дублированием, не требует наличия жизни, некоторые кристаллы, молекулы или, например, компьютерные вирусы могут множиться, не будучи при этом живыми. Наоборот, автопоэзис без воспроизведения действительно подразумевает жизнь. Концепция автопоэзиса применяется для анализа социальных систем (Ф. Хейлигхен) в методологии науки как еще одна теоретическая модель развития научного познания, но в психологии она пока не получила распространения. Еще одной общенаучной методологической концепцией является теория диссипативных структур И. Пригожина. Диссипативными И. Пригожий назвал структуры, которые находятся в состоянии постоянной нестабильности, но имеют тенденцию к самоподдержанию в них определенного порядка. При достижении такой структурой определенной точки (так называемой точки бифуркации) достаточно очень небольшого по сравнению с размерами структуры усилия, чтобы структура изменила свой путь развития. Теория диссипативных структур - - еще одно из явлений постнеклассического научного мышления. Как уже было неоднократно отмечено, классическая научная рациональность базируется на дихотомии внешнего мира, упорядоченного по законам ньютоновской механики, и внутреннего мира, т. е. душевного мира человека.