Шпаргалки по "Методологии психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалки содержат ответы на 40 вопросов по "Методологии психологии"

Файлы: 1 файл

Ответы.docx

— 987.62 Кб (Скачать)

За рубежом системно-структурная  методология 1>ыла впервые применена  в гештальтпсихологии, по-своему развита  Ж. Пиаже применительно киселе -ломанию  интеллекта. В современной науке  она применяется в когнитивной психологии (например, модели познавательных процессов в когнитивной психологии), психосемантике.

Системно-функциональная методология  направляет внимание исследователей прежде всего на закономерности функционирования изучаемого объекта как системы.

В последнюю четверть XX в. возник целый  ряд общеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Приго-жина. Рассмотрим их более подробно.

Создателем синергетического направления  и изобретателем термина «синергетика» является профессор

Герман Хакен. Сам термин «синергетика»  происходит от греческого «синергена»  — содействие, сотрудничество, «вместе-действие». По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонентов или подсистем — одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования. Синергетика рассматривается как феномен постнеклассической науки, и даже стиль этого определения, который, по мнению В. И. Арши-нова, похож на приглашение к диалогу, сам по себе является очень характерным для постнеклассическо-го научного мышления.

Синергетика Г. Хакена также имела  своих «предшественниц» по названию: синергетику Ч. Шерринг-тона, синергию С. Улана, синергетический подход И. Забуского. В психологии синергетический подход как общенаучная методология пока применяется редко, но имеет большие перспективы. Как пример использования синергетической модели в психологии можно привести работы О. В. Митиной, В. Ф. Петренко (1995) по исследованию динамики политического сознания в нашем обществе с 1991 по 1993 г. Синергетический подход позволил авторам проследить динамику системообразующих факторов общественного сознания.

Концепция автопоэзиса, или автопоэзийных  систем, была впервые предложена чилийскими биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой (1973). Авторы концепции расматривают жизнь как автопо-эзис (от греч. «самовоспроизведение»). Автопоэзий-ная система состоит из сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом отделяя себя от окружающей среды. Это определяет автопоэзийную систему как автономную единицу, она сама заботится о собственном поддержании и росте и воспринимает окружение лишь как возможную причину нарушения внутреннего функционирования .

Воспроизведение, которое часто  называют основной характеристикой жизни, в данном случае не просто аспект автопоэзиса. Воспроизведение без автопоэзиса, что точнее следует назвать дублированием, не требует наличия жизни, некоторые кристаллы, молекулы или, например, компьютерные вирусы могут множиться, не будучи при этом живыми. Наоборот, автопоэзис без воспроизведения действительно подразумевает жизнь. Концепция автопоэзиса применяется для анализа социальных систем (Ф. Хейлигхен) в методологии науки как еще одна теоретическая модель развития научного познания, но в психологии она пока не получила распространения.

Теория диссипативных структур И. Пригожина. Диссипативными И. Пригожий назвал структуры, которые находятся в состоянии постоянной нестабильности, но имеют тенденцию к самоподдержанию в них определенного порядка. При достижении такой структурой определенной точки (так называемой точки бифуркации) достаточно очень небольшого по сравнению с размерами структуры усилия, чтобы структура изменила свой путь развития. Теория диссипативных структур - - еще одно из явлений постнеклассического научного мышления. Как уже было неоднократно отмечено, классическая научная рациональность базируется на дихотомии внешнего мира, упорядоченного по законам ньютоновской механики, и внутреннего мира, т. е. душевного мира человека.

Как общую характеристику современных  общенаучно-методологических подходов необходимо назвать универсальность предложенных схем, их применимость в изучении самых разных объектов — от биогеоценозов до сети Интернета. Анализ этих подходов показывает, что понятийные системы в каждом из них очень обобщенные, что и делает эти подходы универсально применимыми в различных науках. Для использования этих теорий и схем в конкретных науках требуется существенная переработка и конкретизация применительно к исследовательской области данной науки.

К логико-методологическим схемам, которые  также составляют уровень общенаучной методологии, относится структурализм. Основа структурного метода — выявление структуры как некоторого инварианта и совокупности правил, по которым один объект может быть преобразован в другой. В психологии он стал основой для французской школы психоанализа (Ж. Лакан, Фр. Дольто и др.), а также общеметодологической основой для структурных теорий интеллекта, и прежде всего генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Стадии развития интеллекта, по Пиаже, отличаются друг от друга, прежде всего, по существенным характеристикам интеллектуальных структур. Для каждой из стадий развития интеллекта характерна совокупность инвариантных характеристик, благодаря которым решение задач на различном содержании обнаруживает в себе структурное сходство -- достаточно вспомнить феномены несохранения, которые ребенок воспроизводит при решении задач на разном материале и разных величинах. В своих поздних работах, например «Генетическая эпистемология» (1993), Пиаже подчеркивал, что опыт — это всегда ассимиляция в определенные структуры.

Еще одна логико-методологическая схема, нашедшая применение в психологии, — теория логических типов, сформулированная в работах Б. Рассела и А. Уайтхеда, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа. Она послужила общеметодологической основой для ряда исследований, проведенных по инициативе и под руководством Г. Бейтсона. Самое известное из этих исследований, переведенное на русский язык в 2000 г., было посвящено изучению шизофрении как страдания, обусловленного неспособностью

человека различать контексты  коммуникации (а отсюда — «странное» поведение, вычурность, своеобразие речи, которое делает ее трудной для понимания, и другие симптомы). Кроме клинической психологии и психиатрии, Г. Бейтсон применял теорию логических типов в этнографии, этологии, психологии обучения.

 

 

19.Тенденции   развития   конкретно-научной   методологии   в психологии.

Уровень общенаучной методологии, как было показано в гл. 1, состоит: I) из содержательных научных концепций; 2) универсальных концептуальных систем; 3) методологических или логико-методологических концепций.

Самый распространенный пример содержательных научных концепций  - концепция ноосферы В. И. Вернадского. Суть ее в том, что в результате активно преобразующей деятельности человека биосфера достигает своей новой, высшей стадии развития. Ноосфера рассматривалась В. И. Вернадским как особый структурный элемент космоса, отличающийся социальным охватом природы. Пафос концепции ноосферы - в утверждении необходимости разумной организации взаимодействия человечества и природы.

Однако в психологии (да и не только там) концепция ноосферы применяется в качестве общенаучно-методологической основы сравнительно редко, хотя анализ этой концепции показывает, что она весьма эвристична. Исторические обстоятельства, чисто внешние по отношению к содержанию концепции, не способствовали ее широкому распространению в качестве общенаучной методологии. Многие положения, сформулированные Вернадским еще в 20-х -- начале 40-х гг., предвосхищают современные общенаучные методологические подходы. Как редкий пример использования концепции ноосферы можно привести человековед-ческую концепцию менеджмента, предложенную специалистом в области теории управления В. М. Шепелем. Правда, данную концепцию нельзя считать психологической в чистом виде, она имеет междисциплинарный характер.

К универсальным концептуальным системам В. П. Зинченко и С. Д. Смирнов относят  тектологию А. А. Богданова. Философскими предпосылками тек-тологии Богданова  стали философия всеединства  В. С. Соловьева и философия общего дела Н. Ф. Федорова. Одна из основных идей тектологии, задуманной А. А. Богдановым как обобщение организационного опыта человечества, заключалась в том, что всякую систему элементов надлежит рассматривать в ее отношении к среде, а элементы системы — в отноше нии к целому. О. Г. Носкова отмечает, что «тектоло-гия мыслилась как наука эмпирическая, которая пользуется методом индукции и объединяет самые общие закономерности возникновения, развития организованностей, присущие явлениям неживой природы, живым существам, людям и обществу в целом. Тектология создает общую картину формирования, сохранения, изменения, развития сложных системных образований в постоянно меняющейся среде. И в этом своем качестве тектология признается в качестве первого в истории мировой научной мысли варианта теории систем, предшественника кибернетики, как концепция, заслуживающая внимания и современных ученых и практиков». Опередившая свое время и поэтому не оцененная современниками, а потом на долгие годы изъятая из философии «по идейным соображениям», концепция А. А. Богданова так и не стала общенаучно-методологической основой психологических теорий.

В западной науке общенаучно-методологические подходы начали появляться только в  середине XX столетия. Перенесение методологических достижений из одной области науки в другую считается одной из характерных особенностей научного мышления в не классической науке. Одной из первых общенаучно-методологических универсальных концепций, получившей широкое распространение, стала кибернетика, созданная Н. Винером и Дж. фон Нейманом. В рамках кибернетики было создано представление о системах, самоорганизующихся по принципу обратной связи. Эта концепция оказалась настолько плодотворной, что нашла свое применение в различных областях науки, в том числе в физиологии и психологии.

Одним из первых физиологов, обративших внимание на кибернетику как перспективную общеметодологическую схему, был Н. А Бернштейн. В своей известной работе «Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой» (1963) он показал возможности применения кибернетического подхода в физиологии. Кибернетическая теория оказалась близка его собственным взглядам на построение живого движения как процесс, самоорганизующийся по принципу обратной связи.

Применительно к отечественной  психологии называют два варианта реализации системного подхода -системно-структурный и системно-функциональный. Традиция первого подхода восходит к Л. С. Выготскому. Примерно в те же годы в физиологии системно-структурная методология была впервые использована Н. А. Бернштейном. Суть данного подхода в том, что пнимание исследователей направлено на изучение структурной организации психической реальности. Н рамках этого подхода ставится проблема единиц анализа психики, изучается системно-структурная организация единиц разного уровня.

За рубежом системно-структурная  методология была впервые применена  в гештальтпсихологии, по-своему развита  Ж. Пиаже применительно киселе -ломанию  интеллекта. В современной науке  она применяется в когнитивной психологии (например, мо дели познавательных процессов в когнитивной психологии), психосемантике.

Системно-функциональная методология  направляет внимание исследователей прежде всего на закономерности функционирования изучаемого объекта как системы.

В последнюю четверть XX в. возник целый  ряд общеметодологических подходов, которые во многом определяют облик современной постнеклассической науки. Наиболее значительные из них — синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы и теория диссипативных структур И. Приго-жина. Рассмотрим их более подробно.

Создателем синергетического направления  и изобретателем термина «синергетика» является профессор Герман Хакен. Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество, «вместе-действие». По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонентов или подсистем — одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования.

Синергетика рассматривается как  феномен постнеклассической науки, и даже стиль этого определения, который, по мнению В. И. Аршинова, похож  на приглашение к диалогу, сам  по себе является очень характерным  для постнеклассическо-го научного мышления.

Синергетика Г. Хакена также имела  своих «предшественниц» по названию: синергетику Ч. Шерринг-тона, синергию С. Улана, синергетический подход И. Забуского. В психологии синергетический подход как общенаучная методология пока применяется редко, но имеет большие перспективы. Как пример использования синергетической модели в психологии можно привести работы О. В. Митиной, В. Ф. Петренко (1995) по исследованию динамики политического сознания в нашем обществе с 1991 по 1993 г. Синергетический подход позволил авторам проследить динамику системообразующих факторов общественного сознания.

Концепция автопоэзиса, или автопоэзийных  систем, была впервые предложена чилийскими биологами Умберто Матураной и Франсиско Варелой.

Авторы концепции расматривают жизнь как автопо-эзис (от греч. «самовоспроизведение»). Автопоэзий-ная система состоит  из сети процессов, которые постоянно воспроизводят свои компоненты, таким образом отделяя себя от окружающей среды. Это определяет автопоэзийную систему как автономную единицу, она сама заботится о собственном поддержании и росте и воспринимает окружение лишь как возможную причину нарушения внутреннего функционирования

Воспроизведение, которое часто  называют основной характеристикой жизни, в данном случае не просто аспект автопоэзиса. Воспроизведение без автопоэзиса, что точнее следует назвать дублированием, не требует наличия жизни, некоторые кристаллы, молекулы или, например, компьютерные вирусы могут множиться, не будучи при этом живыми. Наоборот, автопоэзис без воспроизведения действительно подразумевает жизнь. Концепция автопоэзиса применяется для анализа социальных систем (Ф. Хейлигхен) в методологии науки как еще одна теоретическая модель развития научного познания, но в психологии она пока не получила распространения. Еще одной общенаучной методологической концепцией является теория диссипативных структур И. Пригожина. Диссипативными И. Пригожий назвал структуры, которые находятся в состоянии постоянной нестабильности, но имеют тенденцию к самоподдержанию в них определенного порядка. При достижении такой структурой определенной точки (так называемой точки бифуркации) достаточно очень небольшого по сравнению с размерами структуры усилия, чтобы структура изменила свой путь развития. Теория диссипативных структур - - еще одно из явлений постнеклассического научного мышления. Как уже было неоднократно отмечено, классическая научная рациональность базируется на дихотомии внешнего мира, упорядоченного по законам ньютоновской механики, и внутреннего мира, т. е. душевного мира человека.

Информация о работе Шпаргалки по "Методологии психологии"