Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9

Файлы: 1 файл

1678.docx

— 253.81 Кб (Скачать)

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

Роль – нормативно заданный или  коллективно одобряемый образец  поведения личности

Групповые нормы – общие правила  поведения, которых придерживаются все члены группы.

Причины конфликта между личностью  и группой всегда связаны:

1) с нарушением ролевых ожиданий;

2) с неадекватностью внутренней  установки статусу личности (особенно  конфликтность личности с группой  наблюдается при завышении у  нее внутренней установки; в)  с нарушением групповых норм.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это  применение групповых санкций, ограничение  или прекращение неформального  общения, эйфория.

Классификация конфликтов «личность-группа»  выглядит так:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность

Нарушение групповых норм

Неадекватность внутренней установки  статусу

Лидер – группа

Низкая профессиональная подготовка

Применение компромата против лидера

Превышение полномочий лидерства

Изменение группового сознания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.

Среди управляющих воздействий  по отношению к конфликту центральное  место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому важно уметь конструктивно  выходить из конфликта. В конфликтологии традиционно завершающий этап в динамике конфликта обозначается термином разрешение конфликта. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий: затухание, преодоление, саморазрешение, пресечение, пригашение, урегулирование, устранение, улаживание и т.д. Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта – это  совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия  и решение проблемы, которая привела  к столкновению. Разрешение конфликта  предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых  они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта  необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами  принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и  без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается  противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта – это временное  прекращение противодействия при  сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы  в скрытую.

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные  элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Стиль поведения участников в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой каждая сторона хочет  удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Стили разрешения конфликтов (для  участников конфликтов):

1. Стиль конкуренции.

При использовании этого стиля необходимо действовать активно и идти к  разрешению конфликта собственным  путем. Этот стиль рекомендован только в тех случаях, когда решение  проблемы имеет для участника  конфликта большое значение, когда  встает необходимость действовать  быстро и решительно, реализовывая стремление удовлетворить в первую очередь свои интересы.

2. Стиль уклонения.

Можно использовать в тех случаях, когда  затрагиваемая проблема не имеет  приоритетной важности, когда другая сторона имеет больше веса или  власти, когда нет полной уверенности  в собственной правоте или  компетентности, а также, если есть возможность того, что проблема разрешится сама собой. При этом, занимая пассивную  позицию, участник конфликта не проявляет  стремления удовлетворить собственные  интересы, равно как и интересы другой стороны конфликта. Проблема игнорируется, и ответственность  за ее решение возлагается на другого  человека.

3. Стиль приспособления.

Немного напоминает стиль уклонения, различие заключается в том, что участники  действуют совместно, и один из них  проявляет готовность идти на уступки  и удовлетворять интересы другого  участника конфликта. Дает возможность  сгладить ситуацию и выиграть время.

4. Стиль сотрудничества.

Наиболее  трудный, энерго- и времяемкий стиль разрешения конфликтов. Отстаивая свои интересы, стороны прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту, выражая готовность выслушать противоположную точку зрения и совместно выработать альтернативные варианты решения проблемы.

5. Стиль компромисса.

Каждая  из сторон идет на определенные уступки, ограничиваясь частичным исполнением  собственных намерений и разрабатывая решение проблемы, которое в наибольшей степени удовлетворило бы интересы обеих конфликтующих сторон.

 

 

 

34. Межгрупповые конфликты, их причины и функции.

Межгрупповые конфликты - столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами. Например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, удовлетворению потребностей и т. д. Все эти противоречия присущи и другим видам конфликтов. Однако межгрупповые конфликты имеют и свои особенности.

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей массы других групп (аут-групп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе порождает негативный образ «внешних других даже в том случае, если отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений».

Таким образом, наряду с положительной  функцией - обеспечение психологического благополучия личности, социальная идентичность стимулирует негативный процесс социального сравнения (противопоставления) и дискриминации аутгрупп.

Функции межличностного конфликта 

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает  как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего  взаимодействия и др.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит  непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их  личных мотивов. Соперники сталкиваются  лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных  причин: общих и частных, объективных  и субъективных 

3. межличностные конфликты для  субъектов конфликтного взаимодействия  являются своеобразным полигоном  проверки характеров, темпераментов,  проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических  особенностей 

4. отличаются высокой эмоциональностью  и охватом практически всех  сторон отношений между конфликтующими  субъектами 

5. затрагивают интересы окружения.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует  различать объективные причины  и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени  условно можно представить в  виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации с окружающими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Формы протекания межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

Любая социальная группа - сложное социальное, социально-психологическое образование. В ней одновременно могут функционировать формальная и неформальная системы отношений. В свою очередь, неформальные отношения в группе включают ценностно-нормативную систему, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Такая группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней, в той или иной степени, могут возникать самые разнообразные конфликты.

Серьезную опасность для сохранения групповой сплоченности (идентичности) представляют конфликты, возникающие  между подгруппами. В результате такого конфликта группа может разделиться на два враждебных лагеря во главе со своими лидерами и своей программой. Итогом такого противостояния может стать распад группы и образование новых.

В основании конфликтов, возникающих  между подгруппами, могут быть разные причины. Например, борьба за лидерство (доминирование) в группе, специфические  интересы, ценности, цели, распределение и перераспределение ресурсов и т. д. Само возникновение подгрупп связано с дифференциацией общегрупповых интересов, изменениями в расстановке сил в групповой иерархии, неудовлетворенностью отдельных членов группы проводимой лидером «политикой», потерей привлекательности членства в группе и т. д.

Межгрупповые конфликты - столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами. Например, борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, удовлетворению потребностей и т. д. Все эти противоречия присущи и другим видам конфликтов. Однако межгрупповые конфликты имеют и свои особенности.

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей массы других групп (аутгрупп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе порождает негативный образ «внешних других даже в том случае, если отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений».

Феномен социальной (групповой) идентичности включает следующие основные положения:

1) стремление индивида сохранить  позитивный образ «Я» и собственную социальную идентичность;

2) принадлежность к группе;

3) оценка группы по принципу  сравнения;

4) позитивная оценка достоинств собственной группы и негативная оценка аутгрупп.

В данном случае позиции бывают следующими:

1) пассивно-выжидательная; 2) авторитарная; 3) негативно-некомпетентная, приводящая к эскалации конфликта; 4) рациональная, основанная на глубоком понимании причин конфликта. Суть разрешения конфликта состоит в воздействии на причины, его порождающие, и на его участников.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"