Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9

Файлы: 1 файл

1678.docx

— 253.81 Кб (Скачать)

В развитых зарубежных странах подобные учреждения давно существуют и успешно  функционируют. Такой способ институционализации  конфликтов позволяет их рационализировать, т.е. переводить стихийный процесс  в организованный. Институционализация и рационализация конфликта дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений, но ведущих к предотвращению агрессивности в борьбе и ее разрушительных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. 

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются  основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию  составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо собственно моменты  этого процесса.

Разрешение конфликта - заключительный его этап. Во всех многообразных  формах реализуются различные виды завершения конфликта: прекращение  конфликта путем уничтожения  одной из сторон или полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих  сторон в направлении согласования их интересов и позиций на новой  основе; взаимного примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения  противоположностей. При осуществлении  первой и последней из указанных  возможностей завершение конфликта  сопровождается обострением борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается  полностью. Неполное разрешение имеет  место тогда, когда устраняются  или преобразуются лишь некоторые  структурные элементы конфликта, в  частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Разрешение конфликта следует  отличать от его подавления, т.е. насильственного  устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. «В той мере, в какой  социальные конфликты, — подчеркивает Р. Дарендорф, пытаются подавить, возрастает их потенциальная злокачественность».

Не ведет к разрешению и так  называемая отмена конфликта — это  попытка избавиться от конфликта  путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Предпосылки разрешения конфликта:

1. Достаточная зрелость конфликта,  выражающаяся в видимых формах  проявления, идентификации субъектов,  манифестации ими своих противоположных  интересов и позиций, в организации  конфликтных групп и более  или менее сложившихся способов  противоборства.

2. Потребность субъектов разрешить  конфликт и способность это  осуществить.

3. Наличие необходимых средств  и ресурсов для разрешения  конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.

Процесс разрешения любого конфликта  складывается, как минимум, из трех этапов. Первый — подготовительный — это диагностика конфликта. Второй — разработка стратегии разрешения и технологии. Третий — непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса  методов и средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Стратегии поведения личности в конфликте (модель Томаса Киллмена).

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими  психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса - Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1.     Содержание предмета конфликта; 

2.     Ценности межличностных отношений;

3.     Индивидуально-психологических особенностей личности;

Рис. 1. Двухмерная модель стратегий  поведения в конфликте (по Томасу-Киллмену)

  • Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая  собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.
  • Уход или избегание, уклонение  предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.
  • Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.
  • Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости  антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны.
  • Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

21. Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

Использование переговоров, прямых или  с участием посредника, для разрешения конфликтов имеет столь же давнюю историю, что и сами конфликты. В  ситуации конфликта его участники  оказываются перед выбором: либо ориентироваться на односторонние  действия (и в этом случае каждая из сторон строит свое поведение независимо друг от друга), либо — на совместные действия с оппонентом (т.е. выразить намерение разрешить конфликт путем  прямых переговоров или при содействии третьей стороны).

В сравнении с другими способами  урегулирования и разрешения конфликта  преимущества переговоров состоят  в следующем:

• в процессе переговоров  происходит непосредственное взаимодействие сторон;

• участники конфликта  имеют возможность максимально  контролировать различные аспекты  своего взаимодействия, в том числе  самостоятельно устанавливать временные  рамки и пределы обсуждения, влиять на процесс переговоров и на их результат, определять рамки соглашения;

• переговоры позволяют  участникам конфликта выработать такое  соглашение, которое удовлетворило  бы каждую из сторон и позволило  избежать длительного судебного  разбирательства, которое может  закончиться проигрышем одной из сторон;

• принятое решение, в случае достижения договоренностей, нередко  имеет неофициальный характер, являясь  частным делом договаривающихся сторон;

• специфика взаимодействия участников конфликта на переговорах  позволяет сохранить конфиденциальность.

Важная особенность переговоров  состоит в том, что их участники  взаимозависимы. Поэтому, прилагая определенные усилия, стороны, стремятся разрешить возникшие между ними противоречия. И эти усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.

Функции переговоров

В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой.1

  1. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу переговорного процесса даже откровенных врагов, чье конфликтное противостояние насчитывает не один десяток лет.
  2. Информационная функция заключается в том, чтобы получить информацию об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной стороны, а также предоставить таковую о себе. Значимость этой функции переговоров определяется тем, что невозможно прийти к взаимоприемлемому решению, не понимая сути проблемы, которая вызвала конфликт, не разобравшись в истинных целях, не уяснив точек зрения друг Друга.
  3. Близка к информационной коммуникативная функция, связанная с налаживанием и поддержанием связей и отношений конфликтующих сторон.
  4. Важной функцией переговоров является регулятивная. Речь идет о регуляции и координации действий участников конфликта. Она реализуется, прежде всего, в тех случаях, когда стороны достигли определенных договоренностей, и переговоры ведутся по вопросу о выполнении решений. Эта функция прояа1яется и тогда, когда с целью воплощения тех или иных достаточно общих решений они конкретизируются.
  5. Пропагандистская функция переговоров состоит в том, что их участники стремятся оказать влияние на общественное мнение с целью оправдания собственных действий, предъявления претензий оппонентам, привлечения на свою сторону союзников и т. п.
  6. Переговоры могут выполнять и «маскировочную» функцию. Эта роль отводится, прежде всего, переговорам с целью достижения побочных эффектов. В этом случае конфликтующие стороны мало заинтересованы в совместном решении проблемы, поскольку решают совсем иные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

 

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной  ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным  выше моделям поведения, отметим, что  желательной и необходимой моделью  является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения  заключается в том, что она  способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе  говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным  знаком. Но конформистская модель может  играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет  к быстрому разрешению такого конфликта.

 

 

23. Технологии общения и управления эмоциями в переговорном процессе.

Под технологиями эффективного общения  мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые  в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Для уяснения конкретного содержания таких технологий важно иметь  в виду, что само общение как  сложный социально-психологический  процесс характеризуется тремя  основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и  перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов  общения.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте  занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в  том, чтобы правильно понять друг друга. Основное же содержание технологий эффективного общения в конфликтном  взаимодействии в конечном итоге  сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Такие правила  и нормы в большом количестве представлены в отечественной и  зарубежной литературе.

Технологии рационального поведения  в конфликте

Процесс эффективного общения субъектов  конфликтного взаимодействия непосредственно  связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск  эмоций в процессе разрешения спора  – плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное  возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко  изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий  конструктивного разрешения проблемы.

    Под технологиями рационального  поведения в конфликте мы будем  понимать совокупность способов  психологической коррекции, направленной  на обеспечение конструктивного  взаимодействия конфликтантов, на  основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении  самоконтроля над эмоциями в конфликтном  взаимодействии занимают аутотренинг  и социально-психологические тренинги, а также формирование установок  на конструктивное поведение в конфликте.

24. Манипулятивные технологии в переговорном процессе.

Часто конструктивное разрешение конфликта  зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов  конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в  переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий.

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению  у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. Манипулятор действует по принципу: «мягко стелет, да жестко спать».

Приведем наиболее часто встречающиеся  манипулятивные приемы:

• ссылка на авторитет;

• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

• уход от темы разговора, острых проблем;

• намеки;

• лесть;

• шутки-высмеивания;

• предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

• имитация решения проблемы;

• альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»;

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"