Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка
1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов.
Завершение конфликта. Это последний
этап открытого периода конфликта.
Он означает любое его окончание
и может выражаться в коренной
перемене ценностей субъектами противоборства,
появлении реальных условий его
прекращения или сил, способных
это сделать. Часто завершение конфликта
характеризуется тем, что обе
стороны осознали безрезультатность
продолжения конфликта и
Управление конфликтом — это способность руководителя увидеть конфликтную ситуацию, осмыслить ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению1.
Управление конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
1) восприятие конфликта и
2) исследование конфликта и
3) поиск путей разрешения
4) осуществление организационных мер.
Конфликт в организации
Следует учитывать то, что объективный
уровень конфликта и его
• псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);
• переоценка или недооценка значимости конфликта;
• невосприятие, игнорирование существующего конфликта.
Исследование конфликта
и поиск его причин
Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает: 1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта. 2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). 3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели; 4) поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.
Поиск путей разрешения конфликта. Эта стадия предполагает:
1) полное прекращение
2) достижение компромисса - частичное
удовлетворение притязаний
3) разрешение конфликта на
4) механическое прекращение
Управление конфликтом предполагает
не только регулирование уже возникшего
противостояния, но и создание условий
для его предупреждения. Причем наибольшую
значимость из двух указанных задач
управления имеет профилактика. Именно
хорошо поставленная работа по предупреждению
конфликтов обеспечивает сокращение их
числа и исключение возможности
возникновения деструктивных
Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть. Профилактика конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:
1) знанием общих принципов
2) уровнем общетеоретических
3) глубиной анализа на этой
общей теоретической основе
4) степенью соответствия
Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта.
Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Предупреждение конфликта –
это вид деятельности субъекта управления,
направленный на недопущение возникновения
конфликта. Предупреждение конфликтов
основывается на их прогнозировании. В
этом случае на основе полученной информации
о причинах зреющего нежелательного
конфликта предпринимается
Регулирование конфликта – это
вид деятельности субъекта управления,
направленный на ослабление и ограничение
конфликта, обеспечение его развития
в сторону разрешения. Регулирование
как сложный процесс
Разрешение конфликта может
быть полным и неполным. Полное разрешение
конфликта достигается при
Стимулирование конфликта —
это вид деятельности субъекта управления,
направленный на провокацию, вызов
конфликта. Стимулирование оправдано
по отношению к конструктивным конфликтам.
Средства стимулирования конфликтов могут
быть самыми разными: вынесение проблемного
вопроса для обсуждения на собрании,
совещании, семинаре и т. п.; критика
сложившейся ситуации на совещании;
выступление с критическим
Стимулирование конструктивных конфликтов,
являющихся двигателем прогрессивных
изменений, модернизации общественной
системы, составляет весьма существенную
сторону социального
Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические революции, освободительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, более разрушительных, опасных для общества. Таким образом, некоторые конфликты нужно предотвращать, а некоторые - стимулировать.
Активное вмешательство в
Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным процессом придает объективно этому процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приобретения, именно здесь суть управления конфликтом».
Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно же, — его признание и выявление как реальности. Фиксация конфликта как действительного факта — достаточно сложный вопрос. Нередки случаи, когда одна из конфликтующих сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конфликтной ситуации. Как говорится, «делает хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель коллектива, при наличии конфликтной ситуации, вместо ее преодоления, пытается представить положение вещей в ином свете, как бесконфликтное, руководствуясь небезызвестным обычаем — «не выносить сор из избы».
Признать реальность конфликта — значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее уже подчеркивалось, что без такого объяснения невозможно управление конфликтным процессом. Первые трудности в решении задачи урегулирования любого конфликта начинаются именно с его объяснения.
Естественно, что теоретический этап - только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликтных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие законодательства о партиях, регулирующего их деятельность и отношения с государственными организациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса.
Следующий этап регулирования конфликта
- это его легитимизация. Она предполагает
признание конфликтующими субъектами
установленных норм и правил конфликтного
поведения и соблюдение их. Это
также означает, что и общество
рассматривает данный конфликт как
правомерный, а не чуждый по отношению
к существующему общественному
порядку. Легитимизация конфликта
есть его интегрирование в признанную
систему общественного порядка,
независимо от того, идет ли речь о политико-правовой
системе или же о гражданском
обществе. Из этого исходят рекомендации
некоторых авторов о включении
конфликтологического анализа в
решения и документы