Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9

Файлы: 1 файл

1678.docx

— 253.81 Кб (Скачать)

Если намечающиеся на предконфликтной  стадии противоречия интересов разрешить  не удается, рано или поздно предконфликтная  ситуация переходит в открытый конфликт. На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов.

Завершение конфликта. Это последний  этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание  и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его  прекращения или сил, способных  это сделать. Часто завершение конфликта  характеризуется тем, что обе  стороны осознали безрезультатность  продолжения конфликта и вообще, что «так больше жить нельзя». Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

 

 

 

 

15. Управление  конфликтом. Прогнозирование, предупреждение, стимулирование,     регулирование и разрешение.

 

Управление конфликтом — это  способность руководителя увидеть  конфликтную ситуацию, осмыслить  ее и осуществить направляющие действия по ее разрешению1.

Управление конфликтом как сфера  управленческой деятельности имеет  следующие различные стадии:

1) восприятие конфликта и первичная  оценка ситуации;

2) исследование конфликта и поиск  его причин;

3) поиск путей разрешения конфликта;

4) осуществление организационных  мер.

Конфликт в организации практически  всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий  уровень напряженности в коллективе; снижение работоспособности; ухудшение  производственных и финансовых показателей; изменение взаимоотношений с  поставщиками и покупателями и др.

Следует учитывать то, что объективный  уровень конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут  возникать:

• псевдоконфликты (реально не существующие конфликты);

• переоценка или недооценка значимости конфликта;

• невосприятие, игнорирование существующего  конфликта.

Исследование конфликта 

и поиск его причин

Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает: 1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта. 2) выяснение интересов и целей участников, их позиций (ибо могут быть цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). 3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели; 4) поиск точек соприкосновения, общих целей и интересов конфликтующих.

Поиск путей разрешения конфликта. Эта стадия предполагает:

1) полное прекращение конфронтации  и взаимное примирение сторон;

2) достижение компромисса - частичное  удовлетворение притязаний обоих  сторон, взаимные уступки. Такой  исход приводит к взаимному  выигрышу;

3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;

4) механическое прекращение конфликта  (расформирование одного из подразделений,  увольнение одного из участников  конфликта из организации, перевод  лидера или нескольких членов  конфликтной стороны в другое  или ряд других подразделений  данной организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Пути предупреждения конфликта

 

Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий  для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных задач  управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа и исключение возможности  возникновения деструктивных конфликтных  ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся  теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет  особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить — значит предвидеть. Профилактика конфликта и представляет такой  вид управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных  факторов и ограничении таким  путем возможности их возникновения  или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

1) знанием общих принципов управления  социальными организациями, формулируемых  современной теорией менеджмента,  и умением использовать их  для анализа конфликтных ситуаций;

2) уровнем общетеоретических знаний  о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые  формулируются конфликтологией;

3) глубиной анализа на этой  общей теоретической основе конкретной  предконфликтной ситуации, которая  в каждом отдельном случае  оказывается уникальной и требующей  особого комплекса методов и  средств по ее улаживанию;

4) степенью соответствия избранных  методов корректировки сложившейся  опасной ситуации ее конкретному  содержанию; эта адекватность используемых  средств реальной ситуации зависит  не только от глубины теоретических  знаний возможных участников  конфликта, но и от их умения  опереться на свой опыт и  интуицию.

Из этого следует, что деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым делом. Поэтому  возможности профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать.

17. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

 

Управление конфликтами как  сложный процесс включает следующие виды деятельности:

• прогнозирование конфликтов и  оценка их функциональной направленности;

• предупреждение или стимулирование конфликта;

• регулирование конфликта;

• разрешение конфликта.

Прогнозирование конфликта – это  один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта  в потенциальном развитии.

Предупреждение конфликта –  это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения  конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В  этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих  его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Регулирование конфликта –  это  вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение  конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование  как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать  в управленческой деятельности.

Разрешение конфликта может  быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных  ситуаций. Неполное разрешение конфликта  происходит тогда, когда устраняются  не все причины или конфликтные  ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

Стимулирование конфликта —  это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов  конфликта. Стимулирование оправдано  по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут  быть самыми разными: вынесение проблемного  вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика  сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному  управлению им. Это необходимое условие  в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных  изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Это стратегия мобилизации активности того или иного общественного  субъекта при реше­нии жизненно важных проблем, стратегия разви­тия позитивной инициативы, достижения оптималь­ного  эффекта социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных  социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса: классовая  борьба, социальные революции, про­мышленная и научно-технические революции, осво­бодительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, более разрушительных, опасных для общества. Таким образом, некоторые конфликты нужно предотвращать, а некоторые - стимулировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Этапы регулирования конфликта.

Активное вмешательство в возникший  конфликтный процесс может приобретать  разнообразные формы: регулирование  конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления или  перевода его в другое русло и  на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта — это  проблема ограничения его негативного  влияния на общественные отношения  и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый.

Элемент регулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен  в механизм социального управления. В свою очередь, управление конфликтным  процессом придает объективно этому  процессу формы, «способные обеспечить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать  такого же рода приобретения, именно здесь  суть управления конфликтом».

Процесс регулирования конфликта  как процесс управления им имеет  свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно  же, — его признание и выявление  как реальности. Фиксация конфликта  как действительного факта —  достаточно сложный вопрос. Нередки  случаи, когда одна из конфликтующих  сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конфликтной  ситуации. Как говорится, «делает  хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель коллектива, при  наличии конфликтной ситуации, вместо ее преодоления, пытается представить  положение вещей в ином свете, как бесконфликтное, руководствуясь небезызвестным обычаем — «не  выносить сор из избы».

Признать реальность конфликта  — значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее  уже подчеркивалось, что без такого объяснения невозможно управление конфликтным  процессом. Первые трудности в решении  задачи урегулирования любого конфликта  начинаются именно с его объяснения.

Естественно, что теоретический этап - только предпосылка, хотя и важнейшая, для практического действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликтных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие законодательства о партиях, регулирующего их деятельность и отношения с государственными организациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса.

Следующий этап регулирования конфликта - это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их. Это  также означает, что и общество рассматривает данный конфликт как  правомерный, а не чуждый по отношению  к существующему общественному  порядку. Легитимизация конфликта  есть его интегрирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о политико-правовой системе или же о гражданском  обществе. Из этого исходят рекомендации некоторых авторов о включении  конфликтологического анализа в  решения и документы государственных  органов и создании специальных  учреждений по оперативному вмешательству  в острые общественные конфликты.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"