Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка
1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом, которая предполагает две базовые тактики:
и три производные тактики:
Типы и виды конфликтов в организации выделяются по семи наиболее существенным признакам - источникам и непосредственным причинам возникновения, формам и степени конфликтного столкновения, коммуникативной направленности, масштабам и продолжительности, составу конфликтующих сторон, способам урегулирования, функциональной значимости.
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта - работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам возникновения
конфликты различают как
Свою специфику имеет
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения.
По масштабам и
Большим разнообразием форм проявления
характеризуется типология
Межличностный конфликт древнее внутриличностного, поскольку развитие межличностных отношений предшествовало возникновению автокоммуникации, общению индивида с самим собой.
По способам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей.
Существенно значим еще один признак
классификации конфликтов - по функциональной
значимости, т.е. восприятию результатов,
о чем уже шла речь в связи
с характеристикой функций
По сфере проявления названный конфликт относится, безусловно, к производственным. Непосредственная причина его возникновения эмоциональная, отразившая совестливое отношение рабочих к условиям, результатам и оценке своего труда. По форме столкновения конфликт следует рассматривать как открытый, спонтанный, направленный вертикально - «снизу вверх», потребовавший вмешательства заинтересованных посредников. Способом разрешения конфликта стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.
Проблема глобальных и региональных
конфликтов является одной из сложных
и недостаточно разработанных в
конфликтологии. Она выходит за рамки
социологии конфликта и непосредственно
связана с глобальными
Слово «глобальный» означает охватывающий весь земной шар, всемирный, планетарный. Стало быть, говоря о глобальном конфликте, мы подразумеваем такой конфликт, который по масштабу является общепланетарным и затрагивает интересы всего человечества.
Глобальные конфликты
Процесс
управления глобальными конфликтами
сводится к их прогнозированию и
своевременному предотвращению. Субъектами
такого управления являются отдельные
государства, союзы государств, международные
организации и общественные движения.
Но следует заметить, что отсутствие
единого субъекта управления глобальными
конфликтами в мировом
Одна из фундаментальных потребностей человека - потребность принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической.
Каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций.
К межэтническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), “в которых противостояние проходит по линии этнической общности”. Их основные особенности таковы.
Очень часто время, в которое мы живем, называют информационным веком, тем самым подчеркивая, какую важную роль в нашей жизни играет информация. Достоверная, правдивая информация важна и в отношениях людей, и в организациях, и в жизни общества в целом. По оценкам психологов в организациях информационные конфликты - это 60% всех конфликтов. Причина - переизбыток или недостаток информации. Когда информации слишком много, это приводит к следующим типичным ошибкам в ее усвоении и передаче: потеря информации или ее искажение. Когда информации слишком мало, это приводит к домысливанию, дополнению своей информацией и к неправильным выводам.
Споры, конфликты являются неизбежным следствием социального взаимодействия в любом обществе и представляют собой порождение и проявление объективно существующих социальных противоречий. Конфликты, протекающие в нашей стране, имеют свою специфику, связанную с условиями «переходного периода» и социально-историческим контекстом. Это утверждение относится и к информационным конфликтам, возникающим в сфере функционирования и взаимодействия средств массовой информации и общества.
Информационный конфликт, бесспорно, является одним из видов социального конфликта. Противоборство сторон в информационном конфликте может быть осуществлено разными способами: скандальной публикацией, компроматом, финансовым, административным либо политическим давлением, угрозами, шантажом, насильственными действиями, санкциями и т.д. Информационный конфликт возникает при столкновении интересов журналистов с интересами других СМИ, представителей государственной власти, а также других участников информационных отношений.
Нередко наряду с термином «информационные конфликты» используются такие термины, как «медийные конфликты» и «информационные споры» в качестве синонимов, называющих одно и то же явление. На наш взгляд, информационный спор является заключительной стадией информационного конфликта и не является синонимом информационного (медийного) конфликта (в то время как понятия «информационный» и «медийный» конфликты, бесспорно, тождественны друг другу). В информационном споре противоборство сторон происходит при участии наделенной властными полномочиями третьей стороны: суда, третейского суда, регулируется нормами права и направлено на разрешение спора.
Информационные споры в своей основе имеют юридическую природу и отностся к категории юридического или правового конфликта, поскольку в основе любого информационного спора лежит нарушенное публичное или частное право, сам спор связан с правовыми отношениями сторон, если хотя бы один из его элементов обладает правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия. Таким образом, информационный спор является заключительной стадией информационного конфликта.
По мнению Чумикова А., важной ступенью управления конфликтом, его урегулирования является действие по структурированию конфликтующих групп. Структурирование группы позволяет измерить «силовой потенциал» различных составляющих ее элементов и определить иерархию в структуре общественных отношений. Кроме того, путем структурирования социальных групп, участвующих в конфликте, выявляется реальное состояние и взаимоотношенне интересов, а также определение приоритетных из них или общих, на основе учета которых возможно достижение согласия и сотрудничества.
Решению задачи урегулирования конфликта
может также служить