Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9

Файлы: 1 файл

1678.docx

— 253.81 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Понятие межличностного конфликта и его структура.

 

Строгого определения межличностного конфликта не существует. Более того, как вы уже поняли из предыдущей лекции, межличностный конфликт очень  тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные  особенности межличностного конфликта:

•                     противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу

•                     проявляется весь спектр известных  причин: общих и частных, объективных  и субъективных

•                     межличностные конфликты для  субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

•                     отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

•                     затрагивают интересы окружения.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих  субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных  целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный  конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом  к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить  как между сослуживцами, так и  между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т. п. Такое поведение  вызывает у субъектов конфликта  острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные  поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе  взаимодействия между людьми. У них  появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды  на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и  элементы. Элементами в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и  мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи  между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому  его элементы и структура постоянно  изменяются. Существует точка зрения, что в зависимости от степени  напряженности отношений выделяют дифференцирующую и интегрирующую  части конфликта.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

  • предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации). Осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  • конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  • послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Основные подходы в изучении межличностных конфликтов (мотивационный,  когнитивный, деятельностный, организационный подход).

Доминирующим в изучении межличностных  конфликтов является мотивационный  подход. Его основоположниками являются М. Дойч, Л. Козер, Г. Зиммель, К. Ледерер, Дж. Бертон, К. Митчелл, Н. Таузард, Н. Тимашев, К. Райт и др.

В соответствии с этим подходом межличностный  конфликт — это форма конфронтации, или антагонистических взаимосвязей, социальных сущностей, т. е. противоборство несовместимых индивидуальных намерений, целей, мотивов, интересов, направляющих поведение конфликтующих сторон. Сущность антагонизма, или конфронтации, рассматривается в двух планах:

•       как эмоциональная враждебность;

•       конкурентная борьба за достижение взаимоисключающих  целей, в ходе которой конфликтующие  стороны наносят друг другу ущерб или вред.

Сторонники  мотивационного подхода считают источниками конфликтов в межличностных отношениях осознанные несовместимые побуждения и интересы противоборствующих сторон. Так, один из основоположников мотивационной концепции конфликтов Л. Козер полагал, что конфликт есть борьба, возникающая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников.

Когнитивный подход к изучению конфликтных  ситуаций, являющийся альтернативой  мотивационному подходу, рассмотрен в  исследова­ниях Н. Фрыгиной и М. Крогиуса, а в зарубежной литературе — в тру­дах скандинавских и швейцарских психологов. Когнитивный подход: исследует конфликт в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть понято, интегрировано с позиции субъективного отражения, т. е. благодаря анализу их восприятия, осознания рефлексии, оценки и т. д.

«Когнитивный конфликт», выделенный представителями когнитив­ной концепции, выступая в реальном процессе общения в различных формах, в том числе и в форме критических высказываний его участни­ков, является необходимым элементом развертывания коллективной творческой деятельности.

Деятельностный подход к исследованию межличностных конфлик­тов позволяет проанализировать уровень эффективности совместной де­ятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе, отмечают, что при доминировании в группе деловых противоречий конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных процессов, в которых происходит взаимодействие индивидов. В рамках теоретического исследования деятельностного подхода про­веден глубокий критический анализ понятийно-концептуальных схем изучения межличностных конфликтов. Существенными и значимыми для понимания некоторых аспектов проблемы межличностных конфликтов являются данные эмпирических исследований структурно-динамических особенностей конфликтного поведения и детерминирую­щих их факторов.

Следующим подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения.

Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального  и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают  на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из-за влияния в группе или привлекательной  девушки; противоречие между руководителем  и подчиненным из-за размера зарплаты; между пассажирами общественного  транспорта. Такие противоборства могут  происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической, политической и т.д.

Причины, которые привели к возникновению  межличностного конфликта, также могут  быть самыми разными: объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей, и субъективными, зависящими от человека; материальными и идеальными, временными и постоянными и т.д. Конфликт между индивидами может возникнуть из-за собственности, а может и  из-за того, что Иван Иванович и Иван Никифорович не сошлись характерами, не могут уступить друг другу в  мелочах.

Во всяком межличностном конфликте  большое значение имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические  и нравственные характеристики. В  этой связи часто говорят о  межличностной совместимости или  несовместимости людей, которые  играют важнейшую роль в межличностном  общении.

Межличностный конфликт - это столкновении интересов и взглядов двух или более личностей, несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворение значимых для них потребностей и ценностей. Межличностные конфликты могут происходить как между спортсменами разных команд, так и внутри одной команды.

Конфликт, как крайняя форма  негативных взаимоотношений, обостряет  все противоречия и несогласия, повышает эмоциональную возбудимость и психическую  напряженность конфликтующих личностей, всего коллектива. Повышенная эмоциональная  возбудимость мешает пониманию смысла слов и поступков, обостряет чувство  обиды и неудовлетворенности. Спортсмен, будучи в состоянии психической  напряженности, в любом действии, жесте противника видит негативный смысл, враждебность, делает необоснованные и преувеличенные обобщения, приписывает  ему несуществующие отрицательные  черты, судит о нем всегда категорично, без глубокого анализа причин его поведения. Каждый из конфликтующих остро ощущает только то, что претерпевает в конфликте он, какие страдания и переживания приходится испытывать ему. Собственные ответные действия кажутся незначительными, не приносящими желаемого эффекта. Для их усиления разрабатываются такие пути, средства и методы воздействия на противника, которые смогут принести ему больше страданий, неприятностей и вреда.

В таких отрицательных взаимоотношениях совершенствуется негативная эмпатия  — способность наносить противнику страдания, осознавая и понимая, что он должен при этом испытать. Межличностные конфликты могут быть: по времени протекания — длительными и кратковременными; по направленности— обоюдными, двухсторонними, и односторонними; по форме проявления — скрытыми и открытыми; по последствиям — разрушительными и созидательными; по замыслу — намеренными, имеющими цель, и непреднамеренными; по сфере, в которой они возникают, — деловыми и бытовыми, неформальными. Предлагаемая классификация конфликтов далека от полноты и завершенности; это чрезвычайно сложная и многосторонняя проблема, совершенно не разработанная в спорте.

Все перечисленные разновидности  межличностного конфликта имеют  свои мотивы или причины. Одни из них  обусловливают возникновение нескольких конфликтов, являясь как бы генераторами напряженности любых отношений  и в любых сферах общения. Другие создают напряженную ситуацию определенной направленности и только в определенной сфере. Все разнообразие конфликтообразующих  мотивов можно объединить в десять основных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Понятие групповых конфликтов и их структура.

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона  представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

Первая особенность связана  со структурой конфликта. Субъектом  в нем с одной стороны выступает  личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.  Группа (или  толпа) обладает дополнительной мощностью  и немобильностью. Поэтому в таком  конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

Вторая особенность отражает специфику  причин конфликта. Такие причины  связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется  расхождением в таких понятиях: Позиция – официальное, определяемое должностью положение. Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"