Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка
1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9
Строгого определения
• противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу
• проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
•
межличностные конфликты для
субъектов конфликтного взаимодействия
являются своеобразным полигоном проверки
характеров, темпераментов, проявления
способностей, интеллекта, воли и других
индивидуально-психологических
• отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
• затрагивают интересы окружения.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая
сторона стремится отстоять свое
мнение, доказать другой ее неправоту,
люди прибегают к взаимным обвинениям,
нападкам друг на друга, словесным оскорблениям
и унижениям и т. п. Такое поведение
вызывает у субъектов конфликта
острые негативные эмоциональные переживания,
которые обостряют
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие.
При системном изучении конфликтов
в них выделяют структуру и
элементы. Элементами в межличностном
конфликте являются: субъекты конфликта,
их личностные характеристики, цели и
мотивы, сторонники, причина конфликта.
Структура конфликта - это взаимосвязи
между его элементами. Конфликт всегда
находится в развитии, поэтому
его элементы и структура постоянно
изменяются. Существует точка зрения,
что в зависимости от степени
напряженности отношений
Сам конфликт состоит из трех периодов:
Доминирующим в изучении межличностных конфликтов является мотивационный подход. Его основоположниками являются М. Дойч, Л. Козер, Г. Зиммель, К. Ледерер, Дж. Бертон, К. Митчелл, Н. Таузард, Н. Тимашев, К. Райт и др.
В соответствии с этим подходом межличностный
конфликт — это форма конфронтации,
или антагонистических
•
как эмоциональная
• конкурентная борьба за достижение взаимоисключающих целей, в ходе которой конфликтующие стороны наносят друг другу ущерб или вред.
Сторонники мотивационного подхода считают источниками конфликтов в межличностных отношениях осознанные несовместимые побуждения и интересы противоборствующих сторон. Так, один из основоположников мотивационной концепции конфликтов Л. Козер полагал, что конфликт есть борьба, возникающая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников.
Когнитивный подход к изучению конфликтных ситуаций, являющийся альтернативой мотивационному подходу, рассмотрен в исследованиях Н. Фрыгиной и М. Крогиуса, а в зарубежной литературе — в трудах скандинавских и швейцарских психологов. Когнитивный подход: исследует конфликт в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть понято, интегрировано с позиции субъективного отражения, т. е. благодаря анализу их восприятия, осознания рефлексии, оценки и т. д.
«Когнитивный конфликт», выделенный представителями когнитивной концепции, выступая в реальном процессе общения в различных формах, в том числе и в форме критических высказываний его участников, является необходимым элементом развертывания коллективной творческой деятельности.
Деятельностный подход к исследованию межличностных конфликтов позволяет проанализировать уровень эффективности совместной деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов в группе, отмечают, что при доминировании в группе деловых противоречий конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу эмоциональных, личностных столкновений и неприязни. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения. Они во многом опосредуют развитие когнитивных процессов, в которых происходит взаимодействие индивидов. В рамках теоретического исследования деятельностного подхода проведен глубокий критический анализ понятийно-концептуальных схем изучения межличностных конфликтов. Существенными и значимыми для понимания некоторых аспектов проблемы межличностных конфликтов являются данные эмпирических исследований структурно-динамических особенностей конфликтного поведения и детерминирующих их факторов.
Следующим подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество.
Это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.
Примерами таких конфликтов являются:
противоборство между студентами из-за
влияния в группе или привлекательной
девушки; противоречие между руководителем
и подчиненным из-за размера зарплаты;
между пассажирами
Причины, которые привели к
Во всяком межличностном конфликте
большое значение имеют личностные
качества людей, их психические, социально-психологические
и нравственные характеристики. В
этой связи часто говорят о
межличностной совместимости
Межличностный конфликт - это столкновении интересов и взглядов двух или более личностей, несовместимость их нравственных начал и норм поведения, неудовлетворение значимых для них потребностей и ценностей. Межличностные конфликты могут происходить как между спортсменами разных команд, так и внутри одной команды.
Конфликт, как крайняя форма
негативных взаимоотношений, обостряет
все противоречия и несогласия, повышает
эмоциональную возбудимость и психическую
напряженность конфликтующих
В таких отрицательных
Все перечисленные разновидности
межличностного конфликта имеют
свои мотивы или причины. Одни из них
обусловливают возникновение
Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой. В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа». Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана
со структурой конфликта. Субъектом
в нем с одной стороны
Вторая особенность отражает специфику
причин конфликта. Такие причины
связаны непосредственно с