Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:38, шпаргалка

Краткое описание

1. Особенности развития воззрений на конфликт в древние времена (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). 3
2. Представление о конфликте в средние века (Фома Аквинский, Н.Кузанский, Коперник, Д.Бруно, Н.Макиавелли) 5
3. Воззрение на конфликт в новое время и эпоху Просвещения (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Смит). 6
4. Взгляды на природу конфликта в немецкой классической философии (Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). 8
5. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине Х1Х - нач. XX в. (К.Маркс, О. Конт, В.Вундт, Г.Зиммель, 3.Фрейд). 9

Файлы: 1 файл

1678.docx

— 253.81 Кб (Скачать)

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что развитие социологических взглядов на природу конфликта, его место  и роль в жизни общества оказало  несомненное и значительное влияние  на теорию и практику работы с конфликтами  в различных областях, в том  числе и в психологии.

 

 

10. Понятие конфликта, его сущность и структура,

Сегодня в конфликтологической  литературе существуют самые различные  определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника1.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической  точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных  социальных групп.

В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит  также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые  признаки социального конфликта, представленного  многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными  общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые  из определений конфликта:

Например, Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия  конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта  и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт  имеет свою причину, возникает  по поводу необходимости удовлетворения  какой-либо потребности. 

2. Участниками конфликта могут  быть отдельные индивиды, социальные  группы, организации, государства,  коалиции государств. Главными участниками  конфликта являются противодействующие  стороны или противники. Они образуют  стержень конфликта. 

3. Но кроме участников конфликта,  совокупность которых составляет  как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль  в его развитии играет и  макросреда, те конкретно-исторические  социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта, их характеристика.

 

На разных уровнях общественной жизни и в различных ее сферах объективные факторы, вызывающие конфликт, весьма многочисленны и разнокачественны. Ими могут быть материальные блага, ресурсы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и т.д. То, что их объединяет,— это независимость  от личностных качеств людей, их сознания и воли, ценностей и пристрастий. Более конкретно объяснить роль, значение и механизм влияния объективных  факторов на возникновение конфликтов можно на примере производственной сферы жизни людей, и в частности, таком ее уровне, как организация. Современная конфликтология выделяет здесь следующие объективные  причины конфликта:

• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению,

• взаимозависимость ответственности  и заданий;

• несогласованность целей разных групп работников;

• плохие коммуникации;

• нечеткое распределение прав и  обязанностей;

• некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;

• чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;

• неблагоприятный стиль руководства;

• плохие условия труда;

• инновации, нововведения на производстве;

• недостаточная разработанность  правовых норм и процедур;

• слабая разработанность этических  нормативов и отсутствие комитетов  или комиссий по этике.

Понятия «субъект и участник» конфликта  не всегда тождественны. Субъект - это  активная сторона, способная создать  конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости  от своих интересов. Участник конфликта  может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей  воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы  участников и субъектов могут  меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте  свои интересы.

 

Косвенные участники могут:

а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

б) содействовать уменьшению интенсивности  конфликта или полному его  прекращению;

в) поддерживать ту или иную сторону  или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта  составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают  конфликты. Поэтому социальная среда  может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным  фактором развития конфликта.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и  косвенных участников конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта.

 

Следует различать понятия «объект» и «предмет» конфликта. В общем  смысле объектом конфликта можно  назвать ту часть реальности, которая  вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого  предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают  между взаимодействующими сторонами  и которые они пытаются разрешить  посредством противоборства.

Можно сказать, что конфликты возникают  по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому  и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано  с устранением не его объекта, а его предмета. Важно также  отметить, что объект конфликта может  быть как истинным, реальным, так  и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая  призрачные идеалы и идеи. Но предмет  конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи. Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало «не спокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо.

Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для  этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут  к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают  и соответствующие мотивы — стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым существенным образом  влияют на отношение человека к важным для него вещам.

 

Мотивация определяет процесс, который  психологи называют формированием  цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который  индивид хотел бы в данной ситуации достичь

Бывает, что человек формирует  реально недостижимые цели. Тогда  у него возникают внутри личностные конфликты. Хресс П. и Пиапи Ж. писали в «Экспериментальной психологии»: «Человек, поставленный перед необходимостью выбирать один из двух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую ценность (poss-decision conflict). Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга. Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д.»

Возможно и то, что человек  формирует несовместимые цели. В  этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между  конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а  другая — отрицательное отношение  к объекту, стремление его избежать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Классификация конфликтов. Причины конфликтов.

 

По сферам жизнедеятельности людей:

• бытовые;

• семейные;

• трудовые;

• воинские;

• учебно-педагогические и др.

По характеру объектов, по поводу которых возникают конф¬ликты:

• ресурсные;

• статусно – ролевые;

• социокультурные;

• идеологические и др.

По направленности воздействия  и распределения полномочий:

• конфликты «по вертикали» (начальник  — подчиненный, вы¬шестоящая организация — нижестоящая организация);

• конфликты «по горизонтали» (между  руководителями одного ранга, между  коллегами).

Помимо этого, различают также  конфликты:

• явные и латентные;

• конструктивные и деструктивные;

• кратковременные и длительные;

• реалистические и нереалистические;

• локальные, региональные и международные  и т.д. Однако ни одна классификация  конфликтов не может считаться законченной  и поэтому является относительной  и условной. Главная цель любой  классификации — помочь объяснить  конфликт и найти адекватные способы  его разрешения или (еще лучше) предупреждения.

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает  как интерес. Однако не всякий интерес  является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением  дефицитных потребностей, из-за овладения  которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина  всякого социального конфликта - это противоречие интересов между  его субъектами: индивидами, социальными  группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения  этого противоречия интересов. При  этом сами интересы могут быть весьма разнообразными. Они могут быть материальными  и идеальными, объективными и субъективными. Люди могут вступать в борьбу, как  за капитал, так и за идеи; как  за утверждение общественных ценностей, так и своих личных амбиций. Интересы могут быть как иллюзорными, или ложными, так и реальными, или истинными. Так, человек может продолжать отстаивать в борьбе с другими какие-либо ценности или идеи, которые не имеют реального основания в жизни или утратили свою актуальность. Более того, как показывает исторический опыт человечества, люди могут бороться не щадя живота своего за утверждение мифологических идей и представлений. Но не следует забывать, что атрибутом любого мифа является вера в истинность или реальность его содержания. За сказочные, изначально ложные идеи никто свою жизнь отдавать не будет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта.

 

Всякий конфликт в собственном  смысле слова может быть представлен  тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту  примыкают еще два периода: 1) предконфликтный  и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих  периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный  период);

2) открытый конфликт (собственно  конфликт):

• инцидент (начало конфликта),

• эскалация (развитие) конфликта,

• завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"