Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
Руководство и лидерство – актуальная тема на сегодняшний день. Лидерство и руководство является одним из основных элементов управления организацией. Эта составляющая часть планирования играет большую роль в дальнейшем продуктивном функционировании предприятия.
Введение 3
Руководство и лидерство в организации.
Понятие и основная терминология руководства и лидерства. 6
Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции
лидерства. 10
Основные функции руководителя в системе управления. 14
Стили руководства в системе управления. 20
Руководство и коллектив. 24
Значение лидера в управлении организацией.
Лидер и руководитель. 29
Новое в теориях лидерства. 31
Руководство и лидерство в организации ИП «Неустроева Л.А.» 38
2.1. Исследование организации ИП «Неустроева Л. А. ». 38
2.2. Стиль управления, используемый на предприятии. 40
Исследование лидерских качеств и анализ результатов. 41
Заключение 48
Литератур 49
Приложение 51
Министерство общего
и профессионального
Свердловской области
ГОУ СПО Алапаевский
профессионально –
Руководство и лидерство в организации
Исполнитель:
Миронова Дарья Сергеевна,
студентка группы 306 М
Руководитель:
Архиреева Марина Александровна
преподаватель 1 категории
Оценка:________________
Алапаевск
2009
Содержание
Введение 3
лидерства. 10
Лидер и руководитель. 29
2.1. Исследование организации
ИП «Неустроева Л. А. ».
2.2. Стиль управления, используемый
на предприятии.
Заключение 48
Литератур
Приложение
Введение
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
Руководство и лидерство – актуальная тема на сегодняшний день. Лидерство и руководство является одним из основных элементов управления организацией. Эта составляющая часть планирования играет большую роль в дальнейшем продуктивном функционировании предприятия.
Проблема эффективности управления и лидерства весьма актуальна. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. В психологии менеджмента лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Актуальность проблемы обусловлена следующими факторами:
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
В связи с этим выбрана тема курсовой работы «Руководство и лидерство в организации».
Объектом исследования является – руководство и лидерство на предприятии хлебопекарня - ИП «Неустроевой Л. А.».
Предметом исследования является - изучение степени выраженности лидерских качеств и их влияние на деятельность руководителя.
Целью курсовой работы является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в управленческой психологии, изучение понятия и сущности лидерства, определение лидерских способностей руководителя организации и формирование рекомендаций по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
При работе над курсовой были использованы следующие методы:
При рассмотрении данной
темы исследования были использованы
следующие источники
В приложении к курсовой работе можно ознакомиться с диаграммами проведенных исследований, моделями типов лидерства, таблицами стилей руководства и примерами проведенных тестирований.
1. Руководство и лидерство в организации
Успешное функционирование группы в целом, как и успешность деятельности каждого из ее членов, требует значительных усилий по их организации, определению целей направленности, координации действий индивидов группы, т. е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективе является деление людей на руководителей и руководимых.
Руководство – это процесс социальной организации и управления деятельности членов группы. Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждать работать на достижение целей организации.
Влияние – поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на других людей можно через просьбу, пожелание угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею, и т. д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определенной зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделен властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство.[1]
Руководитель является ведущим и организующим звеном в социальных системах управления. Управление деятельностью групп и коллективом осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство, которое заметно уже в самой терминологии.
Руководитель – это ведущий за руку, лидер (от англ.leader – ведущий). В то же время эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении коллективом, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группе, хотя иногда эти две формы управления соединяются в одном лице.
Зарубежные исследователи раскрыли многие специфические феномены и факторы процессов управления людьми, однако в большинстве случаев они сводят проблему к лидерству, т. е. переводят её чисто в психологическую плоскость.
В отечественной психологии
достаточно четко выражена специфика
понятий руководства и
Следует отметить так же различие этих понятий в их связи с правовыми полномочиями.
Руководство – представляет собой процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти. Руководитель имеет социальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальными структуры. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений, начиная с министерства и кончая первичными подразделениями, и в этой цепи он одновременно выступает как руководитель по отношению к вышестоящим и как подчиненный по отношению к вышестоящим.
Лидерство – это процесс
внутренней, социально-психологической орга
Исследователи отмечают и известную относительность различий лидерства и руководства, констатируя наличие диалектической взаимосвязи и взаимопроникновения этих феноменов управления. Так, руководитель может выступать в роли неформального лидера; Лидерство при определенных условиях способно перерасти в официальное руководство. Соединение функций руководителя и лидера характерно для коллектива высшей формы организации группы, поскольку и в этих условиях одно и тоже лицо выступает как санкционированный сверху руководитель и как импонирующий, эмоционально привлекательный для всех лидер, если он показывает высокую психологическую совместимость с членами группы. В определенных условиях наблюдается и значительная общность задач, решаемых руководителем и лидером, что сближает содержание реализуемых ими функций. Чем сложнее и ответственнее в социальном плане решаемые группой задачи (деловые, воинские, правоохранительные), тем больше сближение руководителя и лидера. Сходство феноменов руководства и лидерства усматривается и в том , что в каждом из них как бы схватывается «вертикальный срез» соответствующих официальных и неофициальных отношений в группе, представленным позициям доминирования подчинения.
Следует отметить, что управленческие отношения между руководителями и подчиненными не сводятся только к отдаче распоряжений, с одной стороны, и только их исполнения, с другой. Руководителя и руководимых связывают отношения коллективизма, обусловленные совместной трудовой деятельностью и единством социально значимых целей, т. е. определенные межличностные отношения.