Руководство и лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
Руководство и лидерство – актуальная тема на сегодняшний день. Лидерство и руководство является одним из основных элементов управления организацией. Эта составляющая часть планирования играет большую роль в дальнейшем продуктивном функционировании предприятия.

Оглавление

Введение 3
Руководство и лидерство в организации.
Понятие и основная терминология руководства и лидерства. 6
Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции
лидерства. 10
Основные функции руководителя в системе управления. 14
Стили руководства в системе управления. 20
Руководство и коллектив. 24
Значение лидера в управлении организацией.
Лидер и руководитель. 29
Новое в теориях лидерства. 31
Руководство и лидерство в организации ИП «Неустроева Л.А.» 38
2.1. Исследование организации ИП «Неустроева Л. А. ». 38
2.2. Стиль управления, используемый на предприятии. 40
Исследование лидерских качеств и анализ результатов. 41
Заключение 48
Литератур 49
Приложение 51

Файлы: 1 файл

Руководство и лидерство в организации.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

 



«Типы подходов к изучению лидерства»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стиль управления

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

 

Личное установление целей и выбор средств их достижения

 

Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

 

Принятие решений разделено по уровням на основе участия

 

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с  себя ответственности и отречение  в пользу группы или организации

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны

Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера

Слабые стороны

Сдерживается индивидуальная инициатива

Требует много времени  на принятие решений

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера




«Содержание трех стилей руководства»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Руководитель

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует  как доводы, так и  эмоции

Контролирует 

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален 

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело


 

 

 

«Отличие руководителя от лидера»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

 

 

Информация

о поведении

подчинённого

  • Отличительные особенности
  • Последовательность
  • Степень уникальности

Восприятия

лидера

в отношении

ответственности

за ситуацию



 

 


 

 

 

 



 

 

 

 

Рис 1. «модель атрибутивного лидерства».

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

 

 

 

Неэтический харизматический  лидер

Этический харизматический  лидер

Использует власть только в личных интересах

Использует власть в  интересах других

Продвигает только своё личное видение

Строит своё видение  в соответствии с нуждами и стремлениями последователей

Пресекает критику в  свой адрес

Считается с критикой и извлекает из неё уроки

Требует беспрекословного выполнения своих решений

Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим  взглядам

Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз

Поощряет открытую и  двустороннюю коммуникацию

Нечуствителен к потребностям и нуждам последователей

Научает, развивает и  поддерживает последователей, делит свою славу с другими

Полагается на удобные  внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов

Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов


 

 

«Этика и харизма»

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 


ЛИДЕР

С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

ХАРИЗМОЙ

 

ЛИДЕР-

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ,

РЕФОРМАТОР

ЛИДЕР

С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ

ХАРИЗМОЙ

 

ТРАДИЦИОННЫЙ

ЛИДЕР



 

 

 

 


«Типы лидерства в зависимости от целей последователей и характера их отношений с лидером».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

 


 


 


 


 

 

 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

 

Тестирование «Администратор или лидер?».

 

Тщательно продумав нижеследующие  высказывания, постарайтесь определить по одиннадцати балльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих текстовых полях. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 - полное несогласие, 5 - согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

 

1) Я доверяю людям.

 

2) Я считаю, что о  решении своих социально-бытовых  проблем люди должны заботиться  сами, а не их руководители.

 

3) Я за то, чтобы  члены трудовых коллективов сами  выбирали себе руководителей.

 

4) Когда это необходимо, я умею заставить людей "крутиться".

 

5) Люди хорошо знают,  что я умею хранить доверяемые  мне их личные тайны.

6) Все люди хотят  одного - власти; я не исключение.

 

7) Я склонен и готов  вступиться за членов коллектива  всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.

 

8) Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).

 

9) Я за полную гласность.

 

10) Согласен с тем,  что основное для достижения  успеха в управлении - умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

 

11) Я могу ладить (срабатываться)  даже с теми людьми, которые  мне не по душе.

 

12) Я отдаю команды,  распоряжения, приказы, указания  всем подчиненным в одинаковой  форме.

 

13) Я склонен и способен  использовать в интересах дела  мнения, противоположные моей собственной точке зрения.

 

14) Мое глубокое убеждение  состоит в том, что преуспевающим  может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

 

15) Мне кажется, что  я хорошо знаю общие нужды  и проблемы своего коллектива.

 

16) Мне легче руководить  людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.

 

17) Я лично заинтересован  в том, чтобы общие проблемы  и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.

 

18) Я уверен, что боязнь  наказания - более сильный стимул  для любого работника, чем ожидание поощрения.

 

19) Я чувствую в себе  способности и готовность практически  действовать для решения общих  для коллектива проблем.

 

20) Когда надо, я умею  поставить себя так, что люди  соглашаются со мной из опасения "нарваться на неприятности".

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Отвечая на вопросы за согласие ставьте - (а), за не согласие ставьте - (б).

Вопросы:

  1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе?
  3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желания не высказывать своё мнения, даже когда это необходимо?
  4. Когда вы были ребёнком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
  5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удаётся убедить кого-то в чём-то?
  6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли вы с утверждением: «Всё самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
  8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
  9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
  11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

читаете ли вы себя мечтателем?

  1. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
  2. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
  3. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность  за это дело возложат, но кого-нибуть другого;

б) возьмёте на себя ответственность, и сами доведёте дело до конца.

17. Какое из этих  двух мнений вам ближе:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично  участвовать в нём;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать это сам.

18. С кем вы предпочитаете  работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и  самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы  избегать острых дискуссий?

20. Когда вы были  ребёнком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

21. Умеете ли вы в  дискуссии на профессиональную  тему привлечь на свою сторону  тех, кто раньше был с вами  не согласен?

22. Представьте себе  такую сцену: во время прогулки  с друзьями по лесу вы потеряли  дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность  принять решение самому компетентному  из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23.Есть такая пословица:  Лучше быть первым в деревне,  чем последним в городе». Справедлива ли она?

24. Считаете ли вы  себя человеком, оказывающим влияние  на других?

25. Может ли неудача  в проявлении инициативы заставить  вас больше никогда этого не делать?

26. Кто, с вашей точки  зрения истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый  сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь  понять и по достоинству оценить  людей.

28. Уважаете ли вы  дисциплину?

29. Какой из следующих  руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который всё  решает сам;

б) тот, который всегда советует и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих  стилей руководства, по вашему  мнению, наилучший для работы  учреждения того типа, в котором  мы работаем?

а) коллегиальный,

б) авторитарный.

31. Часто ли у вас  создаётся впечатление, что другие злоупотребляют вами?

32. какой из следующих  двух «портретов» больше напоминает  вас?

а) человек с громким  голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведёте себя на собрании и совещании, если считаете, ваше мнение единственно правильным, но остальные с ни мне согласны?

а) промолчу,

б) буду отстаивать своё мнение.

34. Подчиняете ли вы  свои интересы и поведение  других делу, которым занимаетесь.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

36. Что бы вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека;

б) Работать самостоятельно без руководителя.

37. Как вы относитесь  к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?

Информация о работе Руководство и лидерство в организации