Руководство и лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
Руководство и лидерство – актуальная тема на сегодняшний день. Лидерство и руководство является одним из основных элементов управления организацией. Эта составляющая часть планирования играет большую роль в дальнейшем продуктивном функционировании предприятия.

Оглавление

Введение 3
Руководство и лидерство в организации.
Понятие и основная терминология руководства и лидерства. 6
Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции
лидерства. 10
Основные функции руководителя в системе управления. 14
Стили руководства в системе управления. 20
Руководство и коллектив. 24
Значение лидера в управлении организацией.
Лидер и руководитель. 29
Новое в теориях лидерства. 31
Руководство и лидерство в организации ИП «Неустроева Л.А.» 38
2.1. Исследование организации ИП «Неустроева Л. А. ». 38
2.2. Стиль управления, используемый на предприятии. 40
Исследование лидерских качеств и анализ результатов. 41
Заключение 48
Литератур 49
Приложение 51

Файлы: 1 файл

Руководство и лидерство в организации.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

Изображенная на Рис 1 модель атрибутивного лидерства имеет существенные отличия от традиционных моделей, являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

(Приложение 4)

В модели имеются две  важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его мнению должен, нести подчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.

Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой практический интерес:

  • подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители - в подчиненных;
  • руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных;
  • плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации, скорее всего приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
  • серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя скорее всего к выявлению внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
  • уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его извинения за случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном поведении;
  • неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение к количеству прилагаемых усилий.

Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие  лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером  и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

2. Концепция харизматического лидерства.

Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает ее обладателю власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается  тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к  делегированию части ее последователям. (Приложение 5).

В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности  в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям ; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством  стадий развития самой харизмы и  отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной  коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора. [8]

3. Преобразующее лидерство или лидерство для изменений.

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства  имеет много общего с харизматическим лидерством. (Приложение 6)

Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

Модель имеет ряд  отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

 

 

  1. Руководство и лидерство в организации ИП «Неустроева Л.А.»

 

Профессионально важные качества руководителя – это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволяет значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

В настоящее время  проблема изучения лидерских качеств  вызывает не только научный, но и практический интерес. С целью оценки профессионально важных качеств руководителей используются разные методы, в частности экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения. На практике, с целью выявления индивидуально-психологические и личностные особенности претендента, наиболее часто применяется психологическое тестирование.

 

2.1. Исследование организации ИП «Неустроева Л. А.»

За базу исследования при написании курсовой работы было взято предприятие хлебопекарня - ИП «Неустроева Л. А.». Оно расположено в п. Верхняя - Синячиха, Алапаевского района, Свердловской области по фактическому адресу Черепановская 34 и юридическому – Верхняя Синячиха, Октябрьская 19 – 10.

Издревле хлеб считался главой стола, говорилось «хлеб всему голова», и по сей день, он является социально значимым продуктом, продуктом первой необходимости. Хлебопекарня ИП «Неустроева Л. А.» занимается производством хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Миссией предприятия  является – обеспечение населения  высококачественной продукцией: хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а  так же поддержание репутации и благоприятного имиджа хлебопекарни ИП «Неустроева Л.А.» за счет стабильного  высокого качества продукции.

Стратегическая цель – максимально удовлетворять запросы и потребности заказчиков за счет оптимизации технологии, модернизации, расширения производственных мощностей и выпуска новых продуктов питания.

Для достижения этой цели необходимо:

    1. стремиться к тому, чтобы продукция хлебопекарни была рентабельна и конкурентоспособна, а потребители считали ИП «Неустроевой Л. А.» одним из лучших производителей хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
    2. Рассматривать деятельность как совокупность процессов, нацеленных на результат.
    3. Ставить перед работниками четкие и измеримые цели.
    4. Развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с поставщиками на основе активного сотрудничества и взаимного доверия.

Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его  деятельности, в зависимости от постоянно  меняющейся конъюнктуры рынка. Это  позволяет сделать предприятие  устойчивым, прибыльным и конкурентоспособным, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Предприятие имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.

 

Основные виды деятельности Хлебопекарни ИП «Неустроевой Л. А.»:

    1. Выпечка хлеба;
    2. Выпечка хлебобулочных изделий;
    3. Выпечка кондитерских изделий;
    4. Удовлетворение потребностей индивидуальных заказчиков;
    5. Доставка готовой продукции по месту заказа.

 

Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.

Организационная структура  данного предприятия линейная (Приложение 7)

 Она имеет ряд достоинств: Единство и четкость распорядительства, согласованность действий исполнителей, жесткость и простота построения структуры, четко выраженная ответственность, оперативность в принятии решений, личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности

В линейной структуре управления распоряжения отдаются по цепочке «Сверху в низ». Руководитель низшего звена подчинен руководителю высшего. В данной структуре действует принцип единоначалия, каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных.

Компетентный руководитель способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.

 

2.2.  Стиль  управления, используемый на предприятии.

 

Для определения стиля  руководства, применяемого директором на предприятии ИП «Неустроева», воспользуемся концепцией Блэйка и Мутона.

Из опроса работников можно сделать следующие выводы: руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива путем организации отдыха и  корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.

Директор внимательно  выслушивает мнение каждого работника  относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.

Пользуясь «управленческой  решеткой» из этого следует, что  стиль руководства генерального директора относится к типу 5.5 организация (производственно-социальное управление).

Руководитель достигает  приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция  характеризует тот тип руководителя, который умело, сочетает заботу о людях с заботой, о производстве. Такой руководитель считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность организаций с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

Информация о работе Руководство и лидерство в организации