Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, показывает, что, несмотря на то, что различия в  структуре и содержании современных  языков разительны, в целом процесс  усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов  с 

 

 

 

удивительной  легкостью усваивают в детстве  язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и  завершается примерно в одно и  то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные  слова. Около 2 лет от роду ребенок  уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются  в состоянии разговаривать достаточно свободно.

Одногодовалые дети имеют обычно уже довольно богатый  опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления  о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с  которыми они играют. Еще задолго  до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир  имеет уже представления, соответствующие  усваиваемым словам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдельными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст  примерно 1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трех-словные), причем от использования  таких фраз до составления целых  предложений они прогрессируют  довольно быстро.

После двух-трехсловных  фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений  в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования  речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям; формирование условнорефлекторных, ассоциативных  по своей природе связей между  образами предметов, действиями, воспринимаемыми  явлениями и соответствующими словами  или словосочетаниями; постановка и  проверка гипотез о связи слова  и образа эмпирическим путем (так  называемое операн-тное обусловливание). К этому следует добавить и  своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок  вдруг совершенно самостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать  новые слова,

 

 

 

произносить такие фразы, которые от взрослого  он никогда не слышал.

 

Речь делят  на внешнюю и внутреннюю. Внешняя  подразделяется на а) монолог (речь, доклад) и диалог; б) устную и письменную (иерографическую, иероглифическую, или  альфабетическую).

Речь людей  в зависимости от различных условий  приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего различают  внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя  речь бывает устная и письменная. В  свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической. Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях  человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости  от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему  читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто  автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним  связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использо­вать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание, Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя). Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники на­ходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полу­слова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к со­беседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей. Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь—словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. 2. Связь мышления и речи Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия. 2.1. Физиологические основы мышления и речи В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея-1ельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира. Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой — произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.

 

«Трактовка  Л.С. Выготским опосредствованной  структуры человеческих психологических  процессов и психического как  человеческой деятельности послужила  краеугольным камнем, основой для  всей разрабатывавшейся им научно-психологической  теории — теории общественно-исторического («культурного»— в противоположность  «натурному», естественному) развития психики человека»,— писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского. Здесь А.Н. Леонтьев назвал как основную идею творчества Л. С. Выготского положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого  сознания в противоположность натурализму  в его различных формах.

 

Выготский ввел понятие о высших психических  функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т. п.) как специфически человеческой форме психики и  разработал учение о развитии высших психических функций.

 

1. Речь и  ее функции.

2. Виды речи. 1. Человек — существо общественное  и, чтобы понимать друг

друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему  знаков.

Когда язык используется в целях общения, то возникает  речь.

Язык и  речь — хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга  понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как  люди перестают на нем общаться.

Такое произошло  с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.

Выделяются  следующие функции речи:

1) обозначение  — наличие этой функции свидетельствует  об отличии речи человека от  общения животных. Звуки животных  выражают лишь эмоциональные  состояния, тогда как человеческое  слово указывает на какой-то  предмет или явление;

2) обобщение  — функция проявляется в том,  что одним словом можно обозначить  группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму, вне  речи мысль не существует;

3) коммуникация  — выражается в применении  речи в про

цессе общения.

Может проявляться  в трех видах:

а) информационная — передача знаний;

б) экспрессивная  — отражает отношение говорящего

к окружающим, воздействует на чувства человека;

в) планирующая  — направлена на организацию поведения  или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.

Можно ли считать  способность к развитию речи у  человека врожденной?

Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и  не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.

Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить  шимпанзе языку глухих.

Обучение  началось, когда шимпанзе была в  возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.

К 4-летнему  возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.

Таким образом, речь человека тесно связана с  мышлением и является основным средством  человеческого общения.

 

 

Хотя все эти формы  речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

 

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в  следующем.

Язык  - это система  условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Речь  - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

 

Речь без усвоения языка  невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться  относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его  психологией, ни с его поведением.

 

Связывающим звеном между  языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

 

Речь вместе с тем несет  в себе определенный смысл, характеризующий  личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних  и тех же слов для разных людей  различны, хотя языковые значения могут  быть одинаковыми.

 

Важнейшая роль слова состоит  в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого  сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир  данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.

 

Со значением слов непосредственно  связано представление о них  как о понятиях. Что же такое  понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

 

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и  явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым  мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам  язык - недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством  коммуникации.

 

К счастью, дело обстоит таким  образом, что нам вовсе нет  необходимости для каждого отдельно существующего предмета или явления  придумывать свое специфическое  название, самостоятельное слово. В  своем общении и в мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся  весьма ограниченным их количеством, и  наш словарный запас намного  меньше числа обозначаемых с помощью  слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой  понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого  класса явлений и предметов выступают  как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а  не второстепенные признаки. Все сказанное  входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его -- значит уметь правильно указать  на объем и содержание соответствующего понятия.

 

Слова-понятия позволяют  нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через  органы чувств. Понятие фиксирует  существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно  может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Поэтому  новое знание может входить в  старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает  необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы  выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю  языка мы имеем возможность с  помощью ограниченного числа  слов обозначать практически необозримое  количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Именно такими является большинство слов, составляющих основу современных развитых языков. Пользуясь весьма условной аналогией  из области математики, можно было бы сказать, что число слов в языке  растет по арифметической, а выражаемый с их помощью объем знаний - по геометрической прогрессии.

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления