Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, это язык в действии, это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет
собой психолингвистический процесс,
форму существования
В процессе мышления человек использует различного рода средства:
Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание психологов. Многие современные ученые считают, что хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Лев Семёнович Выготский
Дата рождения: 5 (17) ноября 1896
Дата смерти: 11 июня 1934 (37 лет)
В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.
Однако мышление и речь
имеют разные генетические корни. Первоначально
они выполняли различные
Изучением вопроса исследования психологических и психофизиологических механизмов порождения речевых высказываний, процессов восприятия, понимания и порождения текста как целостного психолингвистического явления занимался советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин (1893-1979)
Он разрабатывал психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся. Заложил основы отечественной психолингвистики.
Также огромный вклад в развитие психологии внес доктор психологических наук, профессор, специалиста в области психологии мышления и речи А.Н.Соколов своими работами: “Внутренняя речь и понимание” (1941), “Процесс мышления при решении физических задач учащимися” (1954), “Вопросы психологии понимания в работах К.Д.Ушинского” (1955), “О речевых механизмах умственных действий” (1956), “Исследования по проблеме речевых механизмов мышления” (1959), “Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления” (1960), “Внутренняя речь при изучении иностранных языков” (1960), “Графическое сопоставление логически предполагаемого и фактического хода решения задачи” (1961), “Исследования Б.М.Теплова в области ощущений и восприятий” (1966), “Внутренняя речь при наглядном мышлении” (1966). Психологическое исследование внутренней речи.
А.Н.Соколов
родился 10 октября 1911 г, умер 17 июля 1996 г.
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя.
Формы и виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:
1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:
жаргон;
интонация.
Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды:
устную:
диалогическую и;
монологическую;
письменную:
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи , заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь , психологически наиболее простая и естественная форма речи , возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Монолог - вид
речи , имеющий одного субъекта
и представляющий собой
Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
грамматически правильное оформление;
выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная
речь - это графически оформленная
речь , организованная на основе
буквенных изображений. Она
2. Внутренняя
речь ( речь "про себя") -
это речь , лишенная звукового
оформления и протекающая с
использованием языковых
Речь имеет свои свойства:
содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;
понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;
действенность - это свойство речи , заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции:
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения
состоит в обмене информацией
(мыслями) между людьми
Функция выражения
заключается в том, что, с
одной стороны, благодаря
Функция обозначения
состоит в способности
Речь является основным средством
человеческого общения. Без нее
человек не имел бы возможности получать
и передавать большое количество
информации, в частности такую, которая
несет большую смысловую
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления