Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ  ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  1. Определение

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством  определенной деятельности - общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, это язык в действии, это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Являясь средством выражения  мыслей, речь, в ходе её развития в  онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и  формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны  — восприятие языковых конструкций  и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого  языка.

 

В процессе мышления человек использует различного рода средства:

    • практические действия;
    • образы и представления;
    • модели;
    • схемы;
    • символы;
    • знаки;
    • язык.

 

Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление  происходит в процессе общения людей  друг с другом.

  1. История изучения

На протяжении  всей истории  психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание психологов. Многие современные ученые считают, что хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.

Значительный вклад в  решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится  к речи, как и к мышлению. Оно  представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Оно всегда характеризует  предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает  как акт мышления.

Но слово — это также  средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к  мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в  значении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое  именуется речевым мышлением.

Лев Семёнович  Выготский

Дата рождения: 5 (17) ноября 1896

Дата смерти: 11 июня 1934 (37 лет)

В последние  годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934),    посвященная исследованию этой проблемы,    является основополагающей  для отечественной  психолингвистики.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально  они выполняли различные функции  и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная  функция. Сама речь как средство общения  возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей  в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении  содержание, передаваемое речью, относится  к определенному классу явлений  и, следовательно, уже тем самым  предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления.

Изучением вопроса исследования психологических и психофизиологических механизмов порождения речевых высказываний, процессов восприятия, понимания и порождения текста как целостного психолингвистического явления занимался  советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин (1893-1979)

Он разрабатывал психологические проблемы речевой коммуникации, понимания текста, развития речи учащихся. Заложил основы отечественной психолингвистики.

Также  огромный вклад  в  развитие психологии внес доктор психологических наук, профессор, специалиста в области психологии мышления и речи А.Н.Соколов своими работами: “Внутренняя речь и понимание” (1941), “Процесс мышления при решении физических задач учащимися” (1954), “Вопросы психологии понимания в работах К.Д.Ушинского” (1955), “О речевых механизмах умственных действий” (1956), “Исследования по проблеме речевых механизмов мышления” (1959), “Динамика и функции внутренней речи (скрытой артикуляции) в процессе мышления” (1960), “Внутренняя речь при изучении иностранных языков” (1960), “Графическое сопоставление логически предполагаемого и фактического хода решения задачи” (1961), “Исследования Б.М.Теплова в области ощущений и восприятий” (1966), “Внутренняя речь при наглядном мышлении” (1966). Психологическое исследование внутренней речи.

А.Н.Соколов 

родился 10 октября 1911 г, умер 17 июля 1996 г.

 

  1. Виды

 

Существуют различные  виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и  внутренняя.

Формы и виды  речи

     Соответственно множеству своих функций  речь  является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы  речи:

  • внешнюю;
  • внутреннюю.

 

1. Внешняя  речь  - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи  могут быть присущи:

жаргон;

интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи  (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих  речь  и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

 

  Внешняя  речь  включает следующие  виды:

устную:

диалогическую и;

монологическую;

 

письменную:

 

     Устная  речь  - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

     Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид  речи , заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая  речь  - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая  речь , психологически наиболее простая и естественная форма  речи , возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.  Отличительной  чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

     Монолог - вид   речи , имеющий одного субъекта  и представляющий собой сложное  синтаксическое целое, в структурном  отношении совсем не связанный  с  речью  собеседника. 

Монологическая  речь  - это  речь  одного человека, в  течение относительно длительного  времени излагающего свои мысли  или последовательное связное изложение  одним лицом системы знаний.

Для монологической  речи  характерны:

последовательность и  доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

грамматически правильное оформление;

выразительность голосовых  средств.

Монологическая  речь  сложнее диалога по содержанию и  языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три  основных вида монологической  речи : повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие  свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные  особенности. При дефектах  речи  монологическая  речь  нарушается в большей степени, чем диалогическая.

     Письменная  речь  - это графически оформленная   речь , организованная на основе  буквенных изображений. Она обращена  к широкому кругу читателей,  лишена ситуативности и предполагает  углубленные навыки звукобуквенного  анализа, умение логически и  грамматически правильно передавать  свои мысли, анализировать написанное  и совершенствовать форму выражения.

     2. Внутренняя  речь  ( речь  "про себя") - это  речь , лишенная звукового  оформления и протекающая с  использованием языковых значений, но вне коммуникативной  функции  ; внутреннее проговаривание. Внутренняя  речь  - это  речь , не выполняющая   функции  общения, а лишь  обслуживающая процесс  мышления  конкретного человека. Она отличается  по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов  предложения. Внутренняя  речь  может характеризоваться предикативностью. Предикативность - характеристика внутренней  речи , выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

  1. Свойства  речи

Речь  имеет свои свойства:

содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

действенность - это свойство  речи , заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

Функции речи

Речь выполняет  определенные функции:

    • воздействия;
    • сообщения;
    • выражения;
    • обозначения.

Функция воздействия заключается  в способности человека посредством  речи  побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

     Функция сообщения  состоит в обмене информацией  (мыслями) между людьми посредством  слов, фраз.

     Функция выражения  заключается в том, что, с  одной стороны, благодаря  речи  человек может полнее передавать  свои чувства, переживания, отношения,  и, с другой стороны, выразительность   речи , ее эмоциональность значительно  расширяют возможности общения.

     Функция обозначения  состоит в способности человека  посредством  речи  давать предметам  и явлениям окружающей действительности  присущие только им названия.

Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря  речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в  своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д.

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления