Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Тест диагностики умственного  развития старшеклассников (8-10-е классы) - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального  развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи  с проблемами профессиональной психодиагностики. (См. дополнительный Формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

     В психологической  науке речь понимается как  система используемых человеком  звуковых сигналов, письменных знаков  и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.  Важно отличать речь от языка.  Их основное различие заключается  в следующем. Язык - это система  условных символов, с помощью  которых передаются сочетания  звуков, имеющие для людей определенные  значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся  система кодов, предмет специальной  науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим  процессом формирования и передачи  мысли средствами языка. Как  психологический процесс речь  является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".

     Речь без  усвоения языка невозможна, в  то время как язык может  существовать и развиваться относительно  независимо от человека, по законам,  не связанным ни с его психологией,  ни с его поведением.

     Выделяются  следующие признаки языка:

исторически сложившееся  средство общения;

развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным  ни с его психологией, ни с его  поведением;

отражает психологию народа;

система условных знаков, с  помощью которой передаются сочетания  звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

 

Выделяются следующие  признаки речи:

выражает психологические  особенности отдельно взятого человека;

наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли  и чувства.

 

Речь также понимается как совокупность произносимых или  воспринимаемых звуков, имеющих тот  же смысл и то же звучание, что  и соответствующая им система  письменных знаков. Знак - символ или  объект, служащий заменителем другого  объекта.

 

 

И. П. Павлов отмечал, что  только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной  особенностью человеческого мышления.

 

В психологии различают два основных вида речи:

внешнюю  и  внутреннюю.

Речь людей  в зависимости от различных условий  приобретает своеобразные особенности.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных  случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому  ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости  от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями.

  1. Устная речь (диалог, монолог, доклад, беседа и т.д.)

При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь  закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения  является  беседа,  при  которой диалог имеет тематическую направленность.

      Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей,  знаний  одним лицом.  Она также развивается в процессе общения, но  характер  общения здесь иной:  монолог непрерываем,  поэтому активное,   экспресивно-мимическое   и   жестовое   воздействие    оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической,  наиболее существенно изменяется смысловая сторона.  Монологическая  речь  — связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего,  удовлетворять требованиям последовательности  и   доказательности   в   изложении.   Другое   условие, неразрывно  связанное с первым,  — грамматически правильное   построение предложений.

Монолог не терпит неправильного  построения фраз.  Он  предъявляет  ряд требований к  темпу  и  звучанию  речи.  Монолог  труднее  диалога,  поэтому развивается  позже.

  1. Письменная речь представляет собой разновидность монологической  речи.

Она более развернута, чем  устная монологическая речь. Это  обусловлено  тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи  с  собеседником. Кроме  того,  письменная  речь  не  имеет  никаких  дополнительных   средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и  организующих предложение знаков препинания.

 

Письменная  речь обращена к от­сутствующему  читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто  автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним  связи. Отсутствие непосредственного  контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности  в построении письменной речи. Пишущий  лишен возможности использо­вать  выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения  своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют в полной мере этих выразительных  средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обработанной. И недаром крупнейшие писатели уделяли этому специальное внимание, Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукописями Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необыкновенно тщательная и требовательная работа по словесному выражению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи. Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя). Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники на­ходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полу­слова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к со­беседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности—достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей. Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения.

 

      Внутренняя речь — это особый  вид речевой деятельности. 

      Внутренняя речь— это словесная  оболочка мышления.

Внутренняя  речь своеобразна. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.  Поэтому для внутренней  речи,  с   одной   стороны,   характерна   фрагментарность, отрывочность.   С другой  стороны,  здесь исключаются   недоразумения   при восприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя  как подготовка к устной и письменной речи. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Внутренняя  речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она  не сопровождается громкими звуками, что  она – "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей  функции. Выполняя иную функцию, чем  внешняя речь, она в некоторых  отношениях отличается от нее также  по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная  для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто  эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся.

 

Внутренняя  речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь – это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. Внутренняя речь может  быть внутренней беседой. Случается, особенно при напряженном чувстве, что  человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда  внутренняя речь не принимает характера  воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена  размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории.

 

Неправильно было бы целиком интеллектуализировать  внутреннюю речь. Внутренняя речь-беседа (с воображаемым собеседником) часто  бывает эмоционально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью  мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись. Именно в связи с внутренней речью в силу этого с особой остротой встает вопрос о взаимоотношениях речи и мышления в его общей, принципиальной форме.

Виды:

В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности —  говорения и письма — задействуются  следующие основные группы мыслительно-физиологических  механизмов:

  • механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);
  • группа механизмов, связанных с построением грамматической структуры высказывания, поиском нужных слов по семантическим признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.
  • физиологические механизмы, обеспечивающие реальное осуществление речевого высказывания (физический процесс «говорения» или «письма»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие  мышления у человека существенно  связано с развитием членораздельной  звуковой речи. Поскольку отношение  слова и обозначаемого в звуковой речи носит более абстрактный  характер, чем отношение жеста  к тому, что он изображает или  на что он указывает, звуковая речь предполагает более высокое развитие мышления; с другой стороны, более  обобщенное и отвлеченное мышление в свою очередь нуждается в  звуковой речи для своего выражения. Они, таким образом, взаимосвязаны  и в процессе исторического развития были взаимообусловлены.

 

 

Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и  в звуковой по преимуществу речи современного человека жест играет некоторую роль. В виде, например, указательного  жеста он часто дополняет ссылкой  на ситуацию то, что не досказано  или однозначно не определено в контексте  звуковой речи; в виде выразительного жеста он может придать особую экспрессию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок. Таким образом, и в звуковой речи имеется некоторая  взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста звуковой речи и более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое

Однако в настоящее  время язык жестов (мимика и пантомимика) является лишь как бы аккомпанементом  к основному тексту звуковой речи: жест имеет в нашей речи лишь вспомогательное, второстепенное значение. Речь, в которой  жест и конкретная ситуация играют основную роль, наглядна и выразительна, но мало пригодна для передачи сколько-нибудь отвлеченного содержания, для передачи логически связного, систематического хода мысли. Чистая же речь жестов, которая, скорей, изображает, чем обозначает, или, во всяком случае, обозначает, лишь изображая, является по преимуществу формой существования сенсомоторного, наглядно-действенного мышления.

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления