Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

 

Владея понятием, мы знаем  о предмете или явлении очень  многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали  его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному  предмету все те, пусть даже еще  реально не увиденные в нем  качества, которые заключены в  содержании и объеме соответствующего понятия.

 

Понятие выступает и как  важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам  избирательность и глубину. Пользуясь  понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически  видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно  через органы чувств. Обращаясь к  понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых  слов и максимальных операций.

 

Из множества качеств  и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок  поначалу усваивает лишь те, которые  непосредственно выступают в  совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения  и обогащения жизненного опыта, им усваивается  более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

 

Процесс формирования понятия  начинается у ребенка задолго  до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок  достаточно овладел речью как  средством общения и развил свой практический интеллект.

 

Речь человека может быть сокращенной и развернутой как  с понятийной, так и с лингвистической  точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности  символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные  языком. Этот тип речи характеризуется  большим словарным запасом и  богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для  выражения логических, временных  и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и  наречий для обозначения того или иного специфического положения  дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием  высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей  о предвосхищающем планировании речи.

 

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди  хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более  сложных, абстрактных мыслей, связанных  с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В  случае теоретического мышления человек  чаще пользуется развернутой речью.

 

Рассмотрим основные психологические  теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них - теория научения.  Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными  механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что  у ребенка имеется врожденная потребность и способность к  подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное  эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала  звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

 

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно  и полностью объяснить процесс  усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве  ребенок осваивает речь. Кроме  того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут  быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак  не усвоишь методом подражания.

 

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько  грамматически правильные, сколько  умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить  быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

 

Автором следующей теории речевого развития является Н.Хомский. Он утверждает, что в организме  и мозге человека с рождения имеются  некоторые специфические задатки  к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают  возможности для ускоренного  развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным  для формирования речи. В более  широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой  зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В  течение всего этого периода  времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой  для них язык, чем их малолетние дети.

 

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит  от присущей ребенку с рождения способности  воспринимать и интеллектуально  перерабатывать информацию. Этим, в  частности, и объясняется детское  спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит  от развития мышления, а не наоборот (Ж.Пиаже). Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории,  что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме  того, обычно говорят о том, что  для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация  ребенка.

 

 

 

Психологическая модель порождения и функционирования речи

 

Речь и ее функции

 

Речь имеет  общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и  коллективный труд людей вызывают необходимость  постоянно общаться, устанавливать  контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

 

Общаясь друг с  другом, люди употребляют слова н  пользуются грамматическими правилами  того или иного языка. Язык есть система  словесных знаков, средство, с помощью  которого осуществляется общение между  людьми. Речь—это процесс использования  языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в  процессе речевого общения людей. Связь  между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически  до тех пор, пока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом  общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.

 

Познание закономерностей  окружающего мира, умственное развитие человека .совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством  в процессе общественно-исторического  развития и закрепленных с помощью  языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления  и передачи от поколения к поколению  достижений человеческой культуры, науки  и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

 

Итак, одна из функций  речи — служить средством общения  между людьми.

 

Другая важнейшая  функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой  процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.

Среди функций речи выделяют:

 

1.                 Сигнитификативная – обозначение  предмета.

2.                 Обобщение – называет группу  сходных предметов. 

3.                 Коммуникативная:

 а) информационная (передача  информации),

б) выразительная (передача чувств),

в) волеизъявление.

Кроме средства человеческого  общения речь является и средством  мышления, носителем сознания, памяти, информации.

 

Между языком и речью существует различие. Язык – это система  условных символов, с помощью которых  передается сочетание звуков, имеющая  для людей определенное значение и смысл. Речь – это совокупность звуков, имеющая тот же смысл и  то же значение, что и соответствующая  им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной.

 

Речь без усвоения языка  невозможна, а вот язык без речи может существовать. Связующим звеном между языком и речью выступает  значение слова. Смысл речи выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого  человека. Со значением слов неразрывно связано представление о них  как о понятиях. Понятие – важнейший  элемент мышления и речи. В слове  как понятии заключено гораздо  больше информации, чем может в  себе нести простое сочетание  звуков.

 

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении  умственных задач. В самые сложные  и напряженные моменты  мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.

 

Есть виды мышления, которые  не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около двух лет в отношениях между мышлением и речью наступает  критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление – речевым.

 

Очень важное значение для  понимания отношения мысли к  слову имеет внутренняя речь. Она  обладает особым синтаксисом, характеризуется  отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается  подлежащее и остается сказуемое  с относящимися к нему частями  предложения.

 

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность (только сказуемые, т.е. глаголы). Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга  людей, «без слов» понимающих, о чем  идет речь в их «разговоре». Можно  сказать, что внутренняя речь в отличие  от внешней имеет свою предикативную  форму и развернутое, глубокое смысловое  содержание. Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние  слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово  как бы обогащается двойным или  даже тройным смыслом, взятым по отдельности  от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно  дойти до слова, которое вбирает  в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил  Л.С.Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести  этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит  из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в  своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать  как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями»

 

Различают три типа внутренней речи:

 

1.                 Внутреннее проговаривание –  «речь про себя», сохраняющая  структуру внешней речи, но лишенная  звука. Эта речь типична для  решения мыслительных задач в  затрудненных условиях.

2.                 Собственно внутренняя речь, когда  она выступает как средство  мышления, пользуется специфическими  единицами и имеет специфическую  структуру. 

 

3.                 Внутреннее программирование. Т.е.  формирование и закрепление в  специфических единицах замысла  речевого высказывания, целого текста.

 

Промежуточное положение  между внутренней и внешней речью  занимает эгоцентрическая речь. Это  речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны  другого человека, присутствующего  в данный момент и находящегося рядом  с говорящим. Эта речь особенно заметна  у детей среднего дошкольного  возраста, когда они играют и как  бы разговаривают сами с собой  в процессе игры. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. Эгоцентрическая  речь – это речь-размышление, обслуживающая  не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя  по форме и внутренняя по своей  психологической функции. При возникновении  затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической  речи возрастает.


Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления