Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
2. Переход ребенка к
активной речи. Он приходится
обычно на 2 год жизни. Ребенок
начинает произносить первые
слова и простейшие фразы,
3. Совершенствование речи
как ведущего средства общения.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности
еще долго присутствуют в речи
ребенка: она изобилует указательными
местоимениями, в ней много нарушений
связности. В школьные годы ребенок
переходит к сознательному
Речь является, по сути, моторным
продолжением мышления (И. П. Павлов определял
мышление в качестве речи, оборванной
на стадии моторной реализации). Поэтому
для диагностики нарушений
Подозрение на патологию
мышления является поводом обращения
за консультацией к врачу-
Расстройства мышления обычно
распознаются по речи и письму. О
них может также
Термин «расстройство
мышления» может использоваться
в широком смысле для обозначения
четырех отдельных групп
Таблица 1.2. Расстройства мышления 1. Специфические виды патологического мышления
- Бред – Обсессии
2. Расстройства течения мыслей (скорость и напор)
3. Формальные расстройства мышления (нарушение связи между мыслями) 4. Нарушение ощущения владения своими Мыслями
Место смерти: Москва, СССР
Научная сфера:психология, дефектология, педология, литературоведение
Место работы: Московский государственный институт экспериментальной психологии, Экспериментальный дефектологический институт
Альма-матер: Московский государственный университет, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского
Известные ученики: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и др.
Известен как: создатель культурно-исторической теории
Мышление и речь
Генетические корни мышления и речи
Согласно Выготскому, генетические корни мышления и речи различны.
Так, например, эксперименты Кёлера, обнаружившие способности шимпанзе к решению сложных задач, показали, что человекоподобный интеллект и экспрессивная речь (отсутствующая у обезьян) функционируют независимо.
Отношение мышления и речи как в фило-, так и в онтогенезе — величина переменная. Существует доречевая стадия в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи. Лишь потом мышление и речь пересекаются и сливаются.
Возникающее в результате такого слияния речевое мышление — не природная, а общественно-историческая форма поведения. Оно обладает специфическими (по сравнению с природными формами мышления и речи) свойствами. С возникновением речевого мышления биологический тип развития сменяется общественно-историческим.
Николай Иванович Жинкин закончил
философское отделение
Речь как инструмент мышления
Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков/
Тот факт, что
мышление человека неразрывно связано
с речью прежде всего доказывается
психофизиологическими
Электромиограмма — техническая запись движений голосовых связок.
Оказалось, что все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождаются усилением речедвигательной им-пульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень вариаций интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.
Речь, ее основные функции и свойства
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании. •
В отличие
от значения слова личностный смысл
— это отражение в
Выделяют
следующие основные функции языка:
1) средство существования, передачи и
усвоения общественно-исторического
опыта; 2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности
(восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит
средством кодирования
Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
Действительно, значение речи в современной жизни трудно переоценить. При помощи речи мы общаемся, передаем друг другу информацию, высказываем свои просьбы и желания. И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления .
Однако речь
– это высшая психическая функция
и для правильного и
Основные психологические методики изучения интеллекта
Для диагностики умственного развития используются тесты интеллекта. Тесты интеллекта - это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь , восприятие.
Специальный
анализ, проведенный российскими
психологами (работы
Большинство
психологов в настоящее время
признает, что тесты интеллекта
измеряют уровень
В настоящее
время для диагностики
Тест диагностики умственного
развития Д.Векслера. Он включает две
шкалы: вербальную и невербальную (шкалу
действия), при этом предусматривается
вычисление IQ для каждой шкалы в
отдельности и суммарного IQ. Тест
предусматривает возможность
Тест умственного развития
младших школьников - тест Дж. Равена,
или "Прогрессивные матрицы Равена"
Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов - Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.
Тест диагностики умственного
развития учащихся 7-9-х классов - Школьный
тест умственного развития (ШТУР), разработанный
коллективом Константина
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления