Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Развитие речи можно рассмотреть
и с психолингвистических позиций
(рис. 55) в плане становления все
более совершенной структуры
речи. Под этим углом зрения процесс
речевого развития представляет собой
непрерывно и циклически повторяющиеся
переходы от мысли к слову и
от слова к мысли, которые становятся
все более осознанными и
Усвоение речи ребенком начинается
с выделения речевых сигналов
из всей совокупности звуковых раздражителей.
Затем в его восприятии эти
сигналы объединяются в морфемы,
слова, предложения, фразы. На базе их формируется
связная, осмысленная внешняя речь,
обслуживающая общение и
К методам исследования мышления относится изучение структуры языка, поскольку язык является основным полем проявления мышления. В современной психолингвистике выделяются исследования семантики (смысла) высказывания, синтаксический анализ (изучение структуры предложения), морфемный анализ (изучение единиц смысла), анализ монологической и диалогической речи, а также фонематический анализ, то есть изучение базисных звуков речи, отражающих ее эмоциональное содержание. Темп речи отражает скорость мышления, однако следует помнить, что единственным инструментом сопоставления скорости речи, так же как и ее содержания, является мышление самого врача. Уровень и течение мыслительных процессов изучается методиками «закономерностей числового ряда», тестом количественных отношений, незаконченных предложений, понимания сюжетных картин, выделения существенных признаков, тесами исключений и образования аналогий, а также пробой Эббенгаузена. Процессы символизации и выявления бессознательных конструкций мышления изучаются методом пиктограмм и ассоциативным экспериментом.
Наиболее распространенным методом исследования наглядно-образного мышления является складывание разрезных картинок. В том, как ребенок выполняет задания, проявляется способность соотносить в образе целое с его частями, действовать хаотично или целенаправленно.
Наглядно-действенное мышление
изучается, в основном, по методике
"Складывание пирамидки'', предназначенной
для детей 3--4 лет. Неспособность
не только сложить пирамидку
Конструктивное мышление частично проверяется по методикам "Доски Сегена'', "Почтовый ящик'', где нужно вложить фигурки в ящик с соответствующими прорезями. Этой способностью ребенок должен овладеть к 5 годам.
Пространственно-временное
мышление исследуется по методике "Последовательность
сюжетных картинок'', где необходимо
самостоятельно выстроить сюжет, подчиненный
единому замыслу и
Для выявления состояния вербально-логического мышления используются методики "Классификация предметов'', "Четвертый лишний'', методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет), пересказ текстов, оканчивание начатых сюжетов, восполнение пропущенных фрагментов сюжета, толкование метафор, синонимов и тому прочее.
Для диагностики мышления также широко используются тесты:
Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:
Вербальные субтесты:
1. Субтест общей осведомленности.
2. Субтест общей понятливости.
Оценивает полноту понимания
смысла выражений, способность
к суждению, понимание общественных
норм. Испытуемый должен дать
ответ о своих предполагаемых
действиях в описанной
3. Арифметический субтест.
Оценивает концентрацию
4. Субтест установления
сходства. Оценивает способность
к формированию понятий,
5. Субтест повторения
цифровых рядов. Направлен на
исследование оперативной
6. Словарный субтест. Направлен
на изучение вербального опыта
(понимания и умения
Невербальные субтесты:
7. Субтест шифровки цифр.
Изучает степень усвоения
8. Субтест нахождения
недостающих деталей. Изучает
особенности зрительного
9. Субтест кубиков Коса.
Направлен на изучение
10. Субтест последовательности
картинок. Исследует способность
к организации фрагментов в
логическое целое, к пониманию
ситуации и предвосхищению
11. Субтест составления
фигур. Направлен на изучение
способности синтеза целого из
частей. Испытуемому предлагают
в определенной
В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:
тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale),
предназначенный для
тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.
В России адаптированы первые два варианта теста.
Приведем примеры тестов.
1.Тест легкости
2.Тест на использование предмета: Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (например, консервной банки).
3. Составление изображений.
Нарисуйте заданные объекты,
круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.
И так далее. Всего в батарее тестов Дж. Гилфорда 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность и 4 — на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования.
Данными тестами тренируется конвергентное мышление по Гилфорду.
Испытуемому предлагают картинки. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы.
На следующем этапе испытуемому предлагались картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.
Затем испытуемому предлагались разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно.
«Если попытаться в кратких
словах сформулировать результаты исторических
работ над проблемой мышления
и речи в научной психологии, можно
сказать, что все решение этой
проблемы, которое предлагалось различными
исследователями, колебалось всегда и
постоянно - от самых древних времен
и до наших дней - между двумя
крайними полюсами - между отождествлением,
полным слиянием мысли и слова
и между их столь же метафизическим,
столь же абсолютным, столь же полным
разрывом и разъединением»[8]. Выражая
одну из этих крайностей в чистом виде
или соединяя в своих построениях
обе эти крайности, занимая как
бы промежуточный пункт между
ними, но все время двигаясь по оси,
расположенной между этими
В данной работе, была рассмотрена лишь малая часть проблемы мышления и речи, их понятийное значение, виды и взаимосвязь, и на основании этого можно сделать выводы, что:
· Между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество.
· Речь
и мышление связаны сложными и
часто противоречивыми
· В единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь.
· Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.
· Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.
Действительно, значение речи в современной жизни трудно переоценить. При помощи речи мы общаемся, передаем друг другу информацию, высказываем свои просьбы и желания. И.П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления
Список использованной литературы
1. Л.С.Рубинштейн «Основы
общей психологии», Санкт-
2. Р.С.Немов «Общие основы психологии», в 3-х книгах, 4-е издание, книга 1.
3. Л.С.Выготский «Мышление и речь», 5-е изд., исправлен, издательство «Лабиринт», М.,1999.
4. К.Дункер. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.. 1981.
5. Б.М.Теплов. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
6. Мартинович Г. А. Из
истории изучения вопросов
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации
[8] Л.С.Выготский «Мышление и речь», 5-е изд., исправлен., издательство «Лабиринт», М.,1999, (эл.версия).
1. Речь. Психологические подходы к изучению речи.
Важнейшим достижением человека,
позволившим ему использовать общечеловеческий
опыт, как прошлый, так и настоящий,
явилось речевое общение, которое
развивалось на основе трудовой деятельности.
Речь – это язык в действии. Язык
– система знаков, включающая слова
с их значениями и синтаксис –
набор правил, по которым строятся
предложения. Слово является разновидностью
знака, поскольку последние
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления