Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Развитие речи можно рассмотреть  и с психолингвистических позиций (рис. 55) в плане становления все  более совершенной структуры  речи. Под этим углом зрения процесс  речевого развития представляет собой  непрерывно и циклически повторяющиеся  переходы от мысли к слову и  от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно  богатыми. Вначале мысль формируется  в слово, которое одновременно выступает  и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного  процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается  по вертикали (так, как это показано на рис. 55) и по горизонтали. Последнее  движение характеризуется расширением  возможностей представления мысли  в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы  одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой  речью.

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти  сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется  связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово  идет в обратном направлении.

  1. Диагностика мышления.

К методам исследования мышления относится изучение структуры языка, поскольку язык является основным полем  проявления мышления. В современной  психолингвистике выделяются исследования семантики (смысла) высказывания, синтаксический анализ (изучение структуры предложения), морфемный анализ (изучение единиц смысла), анализ монологической и диалогической  речи, а также фонематический анализ, то есть изучение базисных звуков речи, отражающих ее эмоциональное содержание. Темп речи отражает скорость мышления, однако следует помнить, что единственным инструментом сопоставления скорости речи, так же как и ее содержания, является мышление самого врача. Уровень  и течение мыслительных процессов  изучается методиками «закономерностей числового ряда», тестом количественных отношений, незаконченных предложений, понимания сюжетных картин, выделения  существенных признаков, тесами исключений и образования аналогий, а также пробой Эббенгаузена. Процессы символизации и выявления бессознательных конструкций мышления изучаются методом пиктограмм и ассоциативным экспериментом.

Наиболее распространенным методом исследования наглядно-образного  мышления является складывание разрезных  картинок. В том, как ребенок выполняет  задания, проявляется способность  соотносить в образе целое с его  частями, действовать хаотично или  целенаправленно.

 

Наглядно-действенное мышление изучается, в основном, по методике "Складывание пирамидки'', предназначенной  для детей 3--4 лет. Неспособность  не только сложить пирамидку самостоятельно, но и извлечь алгоритм из действий, которые демонстрирует обучающий, сопровождая их пояснениями ("Это  самый большой кружок, он должен быть внизу''), свидетельствует о  снижении мышления у ребенка.

Конструктивное мышление частично проверяется по методикам "Доски Сегена'', "Почтовый ящик'', где нужно вложить фигурки  в ящик с соответствующими прорезями. Этой способностью ребенок должен овладеть к 5 годам.

Пространственно-временное  мышление исследуется по методике "Последовательность сюжетных картинок'', где необходимо самостоятельно выстроить сюжет, подчиненный  единому замыслу и разворачиваемый  в соответствии с ним.

Для выявления состояния  вербально-логического мышления используются методики "Классификация предметов'', "Четвертый лишний'', методика Выготского-Сахарова (модифицированный вариант для детей  до 7 лет), пересказ текстов, оканчивание  начатых сюжетов, восполнение пропущенных  фрагментов сюжета, толкование метафор, синонимов и тому прочее.

 

Для диагностики  мышления также широко используются тесты:

 

  1. "Тест Векслера'', адаптированный соответственно русскоязычной популяции детей А.К. Панасюком и А.Ю. Панасюком, по которому обследуются дети от 5 до 16 лет. 

Тест включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:

Вербальные субтесты:

1. Субтест общей осведомленности.  Исследует запас относительно  простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное  решение каждого вопроса.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания  смысла выражений, способность  к суждению, понимание общественных  норм. Испытуемый должен дать  ответ о своих предполагаемых  действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в  зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла.

3. Арифметический субтест.  Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым  материалом. Испытуемый должен устно  решить серию арифметических  задач. Дается оценка не только  точности ответа, но и затраченного  на решение времени.

4. Субтест установления  сходства. Оценивает способность  к формированию понятий, классификации,  упорядочиванию, абстрагированию, сравнению.  Испытуемый должен установить  и охарактеризовать общность  между парой понятий. Оценка  варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости  от достигнутого уровня обобщения:  конкретного, функционального, концептуального.  В субтесте предлагается 13 пар  понятий.

5. Субтест повторения  цифровых рядов. Направлен на  исследование оперативной памяти  и внимания, состоит из двух  частей: запоминания и повторения  чисел в прямом и обратном  порядке.

6. Словарный субтест. Направлен  на изучение вербального опыта  (понимания и умения определить  содержание слов). Предлагается объяснить  значение ряда слов. Всего в  задании 42 слова: первые 10 - весьма  распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности;  третью группу составляют 12 слов  высокой степени сложности. Оценка - от 0 до 2 баллов.

 

Невербальные субтесты:

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных  навыков. Задача состоит в том,  чтобы написать под каждой  цифрой в клеточке соответствующий  ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству  правильно зашифрованных цифр.

8. Субтест нахождения  недостающих деталей. Изучает  особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить  существенные детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается одним баллом. Время выполнения - 20 секунд.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной  координации, способности синтеза  целого из частей. Испытуемому  предлагают последовательно воспроизвести  десять образцов рисунков из  разноцветных деревянных кубиков.  Время ограничивается по каждому  заданию. Оценка зависит как  от точности, так и от времени  исполнения задания.

10. Субтест последовательности  картинок. Исследует способность  к организации фрагментов в  логическое целое, к пониманию  ситуации и предвосхищению событий.  В задании предлагается восемь  серий картинок. В каждой серии  картинки объединены сюжетом,  в соответствии с которым испытуемый  должен расположить их в определенной  последовательности. Оценка зависит  от правильности и времени  решения.

11. Субтест составления  фигур. Направлен на изучение  способности синтеза целого из  частей. Испытуемому предлагают  в определенной последовательности  детали четырех фигур («человек»,  «профиль», «рука», «слон») без указания  на то, что из этих деталей  должно быть составлено. В оценке  учитывается время и правильность  решения.

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

  1. "Матрицы Равена'' -- на извлечение алгоритмов расстановки абстрактных фигур и восполнение недостающих (логическое мышление).

 

 

 

 

  1. "Тест креативности'' (Дж. Гилфорд)

 

Приведем примеры тестов.

1.Тест легкости словоупотребления:  Напишите олова, содержащие указанную  букву (например, о).

2.Тест на использование  предмета: Перечислите как можно  больше способов использования  каждого предмета (например, консервной  банки).

3. Составление изображений.  Нарисуйте заданные объекты, пользуясь  следующим набором фигур: 

круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние.

 

И так далее. Всего в  батарее тестов Дж. Гилфорда 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность и 4 — на невербальную креативность. Тесты предназначены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образования.

Данными тестами тренируется  конвергентное мышление по Гилфорду.

Испытуемому предлагают картинки.  Он должен был выделить единственно  верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы.  

На следующем этапе  испытуемому предлагались картинки. Он должен был развить все вероятные  и невероятные обстоятельства, которые  привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.  

Затем испытуемому предлагались разные предметы. Его просили перечислить  возможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к  тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок, и он начинает мыслить творчески  и нестандартно.

 

  1. Заключение

«Если попытаться в кратких  словах сформулировать результаты исторических работ над проблемой мышления и речи в научной психологии, можно  сказать, что все решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, колебалось всегда и  постоянно - от самых древних времен и до наших дней - между двумя  крайними полюсами - между отождествлением, полным слиянием мысли и слова  и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением»[8]. Выражая  одну из этих крайностей в чистом виде или соединяя в своих построениях  обе эти крайности, занимая как  бы промежуточный пункт между  ними, но все время двигаясь по оси, расположенной между этими полярными  точками, различные учения о мышлении и речи вращались в одном и  том же заколдованном кругу, выход  из которого не найден до сих пор.

В данной работе, была рассмотрена  лишь малая часть проблемы мышления и речи, их понятийное значение, виды и взаимосвязь, и на основании  этого можно сделать выводы, что:

 

·        Между  речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество.

·        Речь и мышление связаны сложными и  часто противоречивыми соотношениями.

·        В  единстве мышления и речи ведущим  является мышление, а не речь.

·        Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

·        Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Действительно, значение  речи  в современной жизни трудно переоценить. При помощи  речи  мы общаемся, передаем друг другу информацию, высказываем свои просьбы и желания. И.П. Павлов отмечал, что только речевая  деятельность даёт человеку возможность  отвлечения от действительности и обобщения, что и является  отличительной  особенностью  человеческого   мышления

Список использованной литературы

1. Л.С.Рубинштейн «Основы  общей психологии», Санкт-Петербург, 2001.

2. Р.С.Немов «Общие основы  психологии», в 3-х книгах, 4-е  издание, книга 1.

3. Л.С.Выготский «Мышление  и речь», 5-е изд., исправлен, издательство  «Лабиринт», М.,1999.

4. К.Дункер. Подходы к исследованию  продуктивного мышления // Хрестоматия  по общей психологии. Психология  мышления. М.. 1981.

5. Б.М.Теплов. Практическое  мышление // Хрестоматия по общей  психологии: Психология мышления. М., 1981.

6. Мартинович Г. А. Из  истории изучения вопросов взаимоотношения  языка и мышления (Вопросы взаимоотношения  языка и мышления в работах  И. М. Сеченова и И. П. Павлва) // Г. А. Мартинович. Лингвистические  этюды. СПб, 1992 - С. 56-84.

7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[8] Л.С.Выготский «Мышление  и речь», 5-е изд., исправлен., издательство  «Лабиринт», М.,1999, (эл.версия).

  • Мартинович Г. А. Из истории изучения вопросов взаимоотношения языка и мышления (Вопросы взаимоотношения языка и мышления в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлва) // Г. А. Мартинович. Лингвистические этюды. СПб, 1992 - С. 56-84.
    • Выготский Л.С. Мышление и речь.
    • Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.

 

 

 

 

1. Речь. Психологические  подходы к изучению речи.

 

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова  с их значениями и синтаксис –  набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных  языках.

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления