Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

 

Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить  задание, данное тихим голосом или  шепотом. Например: “Покажи, где висит  картина”, “Подними правую руку”.

 

Выявить дифференциацию неречевых  звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трамвай), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

 

Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого  ребенок должен выполнить различные  поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе  возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди  ко мне”.

 

Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить  за исследователем: ба – па, да –  та, ка – га – ка, са – ся, жа –  ша, са – за; мышка – мишка, катушка  – кадушка, роза – лоза; “семь  машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное  зеркало упало”.

 

Проверить состояние фонематического  анализа и синтеза (у детей  старше четырех лет). Для этого  ребенок должен выполнить следующие  задания:

 

а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

 

б) определить количество звуков в слове и место звука “с”  в словах: сок, оса, нос;

 

в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

 

г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;

 

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых 

 

начинаются на определенный звук.

 

В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического  восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

 

Обработка результатов. Материалы  обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления  причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения  звуков сопоставляется с данными  особенностей строения и моторики артикуляторного  аппарата, а также соотносится  с состоянием слуха и фонематического  восприятия. С учетом анамнестических  данных определяются вид нарушения (дислалия, “стертая” дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения  разных фонетических групп звуков.

 

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

 

 

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

 

Дата__________________________________Возраст________________________

 

 

Диагностика периферических нарушений речи

 

 

I этап 

 

Общие анамнестические данные_________________________________________

 

Психическое и физическое состояние, особенности поведения_______________

 

_____________________________________________________________________

 

Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и  взрослыми__

 

_____________________________________________________________________

 

Стремления, интересы__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________

 

Особенности психомоторного развития___________________________________

 

Речевая среда и особенности  речевого развития____________________________

 

____________________________________________________________________

 

Заключение__________________________________________________________

 

 

II этап 

 

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

 

губы________________________________________________________________

 

зубные ряды, прикусы_________________________________________________

 

нижняя челюсть ______________________________________________________

 

твердое нёбо_________________________________________________________

 

мягкое нёбо__________________________________________________________

 

язык________________________________________________________________

 

заключение__________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

III этап 

 

Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):

 

губы_________________________________язык___________________________

 

нижняя челюсть______________________________________________________

 

мягкое нёбо__________________________________________________________

 

задняя стенка глотки__________________________________________________

 

Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного  положения, способность к переключению):

 

Губы______________________________язык______________________________

 

нижняя челюсть______________________________________________________

 

мягкое нёбо__________________________________________________________

 

задняя стенка глотки__________________________________________________

 

Особенности мимики и тонуса лицевых мышц_____________________________

 

____________________________________________________________________

 

Сопутствующие движения (наличие, особенности)_________________________

 

Состояние общей моторики_____________________________________________

 

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

IY этап 

 

Звукопроизношение изолированных  звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в  таблицу, пользуясь следующими условными  обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается  и замещающий звук, » – искажение  звука.)

Условие произнесения звука 

Звук

 

ш 

ж 

ч 

щ 

с 

с' 

з 

з' 

ц 

л 

л' 

р 

р'

 

Изолированно 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале слова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В середине слова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце слова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Y этап 

 

Состояние слуха______________________________________________________

 

Дифференциация неречевых  звуков______________________________________

 

Понимание речи и слуховая память______________________________________

 

Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________

 

____________________________________________________________________

 

Фонематический анализ и  синтез________________________________________

 

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Общее заключение: диагноз  и его обоснование. Рекомендации_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рисунки предметов для  исследования звукопроизношения 

 

 

 

 

 

Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

 

- Дети от 3 до 6 лет (младший  и средний дошкольный возраст)

- Дети от 6 до 10 лет (старший  дошкольный и младший школьный  возраст)

 

 Рекомендуем родителям  "Развивающие пособия для детей  дошкольного и младшего школьного  возраста"

 

 

Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма  общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:

 

1) Речь - это наиболее совершенное  емкое, точное и быстродействующее  средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная  функция;

 

2) Речь служит орудием  осуществления многих психических  функций, поднимая их до уровня  ясного осознания и открывая  возможности произвольно регулировать  и контролировать психические  процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная  функция речи;

 

3) Речь представляет отдельному  человеку канал связи для получения  информации из общечеловеческого  социально-исторического опыта.  В этом состоит общечеловеческая  функция речи.

 

Функции речи отражают ступени  реального процесса развития речи в  онтогенезе. Речь возникает первоначально  как средство общения в своей  межиндивидуальной функции и  сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный  опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько  позже межиндивидуальной: диалогическая  речь предшествует монологической.

 

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и  чтение) реально оформляется у  детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

 

Каждая из трех функций  речи в свою очередь разделяется  еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной  функции различаются функции  сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная.

 

Коммуникативная функция  речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает  на определенном этапе общения, для  целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и  благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

 

Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью  взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения  детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).

 

Характерными особенностями  являются:

 

1) ситуативность, влекущая  за собой неустойчивость значений  слов, их неопределенность и многозначность;

 

2) своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных чувственных  впечатлениях, а не на объективных  признаках или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие  и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый  мишка, кошка);

 

3) отсутствие флексий  и синтаксических отношений между  словами.

 

Автономная детская речь может принимать более или  менее развернутые формы и  сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает  не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с  детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под  несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции  автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать  у близнецов или в замкнутых  детских группах. В этих случаях  рекомендуется временное разъединение детей.

 

Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая  в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме  представлена при решении различных  задач в уме, при мысленном  планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

 

Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической  речи - разговора дошкольника с  самим собой вслух во время  игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически  редуцируется, становится все более  сокращенным, идиоматическим, с преобладанием  глагольных форм. На пороге школьного  возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про  себя.

 

Речь эгоцентрическая. Состоит  в том, что ребенок раннего  и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне  зависимости от присутствия собеседника.

 

Ж. Пиаже характеризовал ее как:

 

а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);

б) Речь со своей точки  зрения без учета позиции собеседника.

 

В настоящее время существует относительно устоявшееся отделение  эгоцентрической речи. от "Речи для  себя" (private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие  эгоцентрической речи связано с  эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать  точку зрения слушающего. "Речь для  себя" образуют высказывания, не имеющие  намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях может  служить средством непрямого  обращения ко взрослому в целях  привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка - созданием  плана отображения в речи собственных  действий, планирования собственных  действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка  состоит в соотнесении формирующихся  значений слов с предметным содержанием  действий.

 

Развитие речи

 

Развитие речи проходит три  этапа.

 

1. Довербальный - приходится  на первый год жизни. В этот  период в ходе довербального  общения с окружающими складываются  предпосылки развития речи. Ребенок  не умеет говорить. Но складываются  условия, обеспечивающие овладение  речью ребенком в последующем.  Такими условиями является формирование  избирательной восприимчивости  к речи окружающих - предпочтительное  выделение ее среди других  звуков, а также более тонкая  дифференцировка речевых воздействий  по сравнению с другими звуками.  Возникает чувствительность к  фонематическим характеристикам  звучащей речи. Довербальный этап  развития речи завершается пониманием  ребенком простейших высказываний  взрослого, возникновением пассивной  речи.

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления