Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.
Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трамвай), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.
Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.
Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах: сок, оса, нос;
в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;
г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;
д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых
начинаются на определенный звук.
В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).
Обработка результатов. Материалы
обследования обобщаются для постановки
окончательного диагноза. Для выявления
причинной обусловленности
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Фамилия, имя, отчество______________________
Дата__________________________
Диагностика периферических нарушений речи
I этап
Общие анамнестические данные________
Психическое и физическое
состояние, особенности поведения_________
______________________________
Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми__
______________________________
Стремления, интересы______________________
______________________________
Особенности психомоторного
развития______________________
Речевая среда и особенности
речевого развития______________________
______________________________
Заключение____________________
II этап
Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:
губы__________________________
зубные ряды, прикусы_______________________
нижняя челюсть ______________________________
твердое нёбо__________________________
мягкое нёбо___________________
язык__________________________
заключение____________________
______________________________
III этап
Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):
губы__________________________
нижняя челюсть________________
мягкое нёбо___________________
задняя стенка глотки________________________
Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):
Губы__________________________
нижняя челюсть________________
мягкое нёбо___________________
задняя стенка глотки________________________
Особенности мимики и тонуса
лицевых мышц__________________
______________________________
Сопутствующие движения (наличие,
особенности)__________________
Состояние общей моторики________________
Заключение____________________
IY этап
Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, » – искажение звука.)
Условие произнесения звука
Звук
ш
ж
ч
щ
с
с'
з
з'
ц
л
л'
р
р'
Изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова
Заключение____________________
Y этап
Состояние слуха_________________________
Дифференциация неречевых
звуков________________________
Понимание речи и слуховая
память________________________
Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________
______________________________
Фонематический анализ и
синтез________________________
Заключение____________________
Общее заключение: диагноз
и его обоснование. Рекомендации_______________
______________________________
Рисунки предметов для исследования звукопроизношения
Диагностика развития речи у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)
- Дети от 3 до 6 лет (младший и средний дошкольный возраст)
- Дети от 6 до 10 лет (старший дошкольный и младший школьный возраст)
Рекомендуем родителям
"Развивающие пособия для
Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и
2) Речь служит орудием
осуществления многих
3) Речь представляет отдельному
человеку канал связи для
Функции речи отражают ступени
реального процесса развития речи в
онтогенезе. Речь возникает первоначально
как средство общения в своей
межиндивидуальной функции и
сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации
ребенка перестраивают его
Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций
речи в свою очередь разделяется
еще на ряд функций. Так, в рамках
коммуникативной
Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо "киска" и пр.).
Характерными особенностями являются:
1) ситуативность, влекущая
за собой неустойчивость
2) своеобразный способ "обобщения",
основанный на субъективных
3) отсутствие флексий
и синтаксических отношений
Автономная детская речь
может принимать более или
менее развернутые формы и
сохраняться продолжительное
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж. Пиаже характеризовал ее как:
а) Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б) Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В настоящее время существует
относительно устоявшееся отделение
эгоцентрической речи. от "Речи для
себя" (private speech) как другого феномена
речевого развития ребенка. Понятие
эгоцентрической речи связано с
эгоцентрическим характером интеллектуальной
позиции ребенка, неспособного учитывать
точку зрения слушающего. "Речь для
себя" образуют высказывания, не имеющие
намеренной коммуникативной
Развитие речи
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится
на первый год жизни. В этот
период в ходе довербального
общения с окружающими
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления