Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.
В отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл – это субъективное переживание его содержания.
Выделяют следующие основные
функции языка: 1) средство существования,
передачи и усвоения общественно-исторического
опыта; 2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности
(восприятия, памяти, мышления, воображения).
Выполняя первую функцию, язык служит
средством кодирования
Выполняя функцию средства
общения, язык позволяет оказывать
воздействие на собеседника –
прямое (если мы прямо указываем
на то, что надо сделать) или косвенное
(если мы сообщаем ему сведения, важные
для его деятельности, на которые
он будет ориентироваться
Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи –
функция коммуникации, т. е. передачи
информации. Если первые две функции
речи могут быть рассмотрены как
внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.
Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.
Волеизлиятельная сторона
направлена на то, чтобы подчинить
слушателя замыслу говорящего.
11. Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь –
длительное, последовательное, связное
изложение системы мыслей, знаний
одним лицом. Она также развивается
в процессе общения, но характер общения
здесь иной: монолог непрерываем,
поэтому активное, экспресивно-мимическое
и жестовое воздействие оказывает
выступающий. В монологической речи,
по сравнению с диалогической, наиболее
существенно изменяется смысловая
сторона. Монологическая речь – связная,
контекстная. Ее содержание должно прежде
всего удовлетворять
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет
собой разновидность
Внутренняя речь – это
особый вид речевой деятельности.
Она выступает как фаза планирования
в практической и теоретической
деятельности. Поэтому для внутренней
речи, с одной стороны, характерна
фрагментарность, отрывочность. С другой
стороны, здесь исключаются
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Исследовательские подходы к изучению речи.
В психологии речи наблюдается большое разнообразие методов и приемов исследований. Известно, что методы исследований в науке или научной области тесно связаны с ее предметом. Интересующая насобласть не составляет исключения. В этой связи различны и исследовательские подходы.
Один из них базируется
на идее, согласно которой предметом
психологического исследования следует
считать речь, но не язык, относящийся
к социальным явлениям. На основе такого
размежевания языка и речи активно
развились исследования речи как
акустического явления. Для них
характерен интерес к элементарному
уровню речи: фонемам, слогам, морфемам.
В результате многих работ выработаны
представления о механизмах восприятия
и производства речевых звуков, найдены
пути плодотворных контактов со специалистами
по автоматическому распознаванию
речевых образов и
Позднее возникла точка зрения,
согласно которой психологический
подход охватывает не только речь, но и
язык. На первый план вышла проблема
порождения речи - формирования и восприятия
речевых последовательностей, прежде
всего синтаксически
Позднее было осознано участие в речевом процессе еще одной принципиальной стороны, недостаточно учитываемой раньше: продуцируя речь, человек выражает смысл; смысл же извлекается и из воспринимаемой речи. Психологические проблемы семантики речи приобретают первостепенное значение. Так же как в психолингвистике, психологический аспект семантики разрабатывается в тесном контакте с лингвистическими идеями. В лингвистике проблема семантики также является ведущей, поскольку связана с наиболее универсальными закономерностями языка.
Обращение к общему контуру речевого механизма позволяет оценить место в нем каждого из отмеченных подходов к исследованию речи.
При изучении речи как акустического процесса вычленяются довольно специфические элементы контура. Специфичность элементов в том, что по форме они представляют физический (акустический) процесс.
Психолингвистический подход ориентирован на сложные внутреннеречевые процессы со специальным интересом к проблеме механизма речепорождения на основе языковых правил.
Проблема семантики речи
также в существенной мере обращена
к функционированию внутреннеречевого
звена, однако она, безусловно, выходит
за рамки действия лишь речевого механизма
и требует обращения к более
широким психологическим
2. Критериально-ориентированное тестирование.
Критериально-ориентированные тесты. КОРТ.
Возникли в системе образования в США в 60-70е годы, у нас в 80-е (новые тенденции в психодиагностике). До этого использовались 2 вида тестов:
· - тест интеллекта
· - тест достижений в системе образования
Тест интеллекта: особенности
тестов интеллекта заключаются в
том, что содержание и задание
не было связано напрямую с учебной
программой. Вывод об успешности учебной
деятельности по результатам теста
представлял проблему, так как
не было соответствия тестам интеллекта
и учебных заданий. 0,5 – корреляция
успешности тестов интеллекта и успешностью
обучения между ними. Невозможно выявить
причину специфических
Тесты интеллекта не могут оценить ученика с точки зрения его соответствия конкретным требованиям учебной программы, так как ориентированы на статистическую норму.
Тесты достижений используются
в целях контроля успешности усвоения
конкретных учебных знаний и навыков.
По результатам можно сделать
вывод: насколько учитель
В 1963 году – Гласер – первый использовал термин критериально-ориентированное измерение.
В 1968 году – описаны способы
конструирование Критериально-
В начале 70-х годов –
интерес к практике критериально-ориентированного
измерения. КОРТы отражали: что и
как усвоено в процессе программированного
обучения. С помощью КОРТа можно
оценить насколько человек
Цели использования КОРТа:
1.
Контроль за развитием
2.
Оценить насколько развитие
Отсюда основная особенность КОРТа – тесты ориентированы на внешние требования, выражающиеся в критерии развития или усвоения (критерий выполнения).
Критерий КОРТ.
Понятие «критерий». На первом этапе рассматриваются 2 концепции критерия:
1.
Критерий – это уровень
2.
Критерий – это определенные
содержательные и
Слились 2 концепции в одну: выполнение деятельности и определенная сформированность знаний, навыков, соответствующая определенному уровню мастерства.
Понимание критерия было отвергнуто, так как вносило путаницу в тестирование. Таким образом, можно было думать, что любой тест можно превратить в КОРТ, если ввести уровень мастерства (уровень выполнения теста) на этапе интерпретации теста. Критерий отражает содержательные и операциональные элементы той деятельности, которую необходимо выполнить, чтобы соответствовать заранее заданным требованиям извне. Чтобы отразить насколько человек владеет определенной деятельностью, КОРТ должен отражать, что человек знает, умеет. КОРТ – особый метод диагностики. Различие на первом этапе: выяснение целей, в отличие от традиционных тестов.
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления