Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Вторая особенность КОРТа – его результаты представляются не столько в условных баллах, сколько в конкретных показателях усвоенности и сформированности определенных знаний, навыков, умений. Главное не окличество выполненных заданий, а что человек знает, какие операции умеет делать.
Третья особенность КОРТа
– показатели выполнения оцениваются
не по сопоставимости с нормой, а
по сопоставлению КОРТа с
Как конструируется КОРТ?
С самого начала обратить внимание на определенную критериальную задачу – это внешнее требование к человеку, что человек должен знать и уметь. Насколько человек способен к пониманию прочитанного сложного текста. Деятельность понимания выражается в отдельных операциональнеых компонентах.
Типы задач: подчеркивать предложение, где отражается главная мысль. Выбор заголовка для отрывка текста. Перечислить факты, отражающие главную мысль.
Принципы при отборе задач:
1.
должны дифференцировать
2.
должны быть разными по
Не важно дифференцируют ли задания разных испытуемых, различны ли по трудности – главное – чтобы были адекватны той деятельности, которую нужно диагностировать. По результатам КОРТа судят: какими операциональными компонентами деятельности владеет испытуемый, а какими нет.
Цель использования: можно выяснить, какими операциональными, содержательными компонентами испытуемый не владеет в полной мере – выяснив это можно определить направление коррекционной работы. Определив в чем недостатки – можно наметить путь усовершенствования.
Четвертая особенность КОРТа
– в процессе критериально-ориентировочной
практики – КОРТы выполняют мотиво-
Как КОРТы используют по
отношению к диагностике
Сформированность отдельных
навыков – которые можно
2 направления по применению
КОРТа в диагностике
1.
разработка методик
2.
Разработка особых методик,
Насколько умственное развитие
соответствует специфическим
Первая работа по разработке
КОРТ в 80-е годы Горбачевой – КОРТ
диагностики умственного
Для каждого умственного действия - разные типы задач. Всего 4 субтеста:
1. выделение существенного
2. четвертый лишний
3. найди подобие
4. установление тождества.
Валидность устанавливалась
по сопоставлению с успешностью
обучения математики. Специальные контрольные
задания по математике. Выяснилось,
что каждый из отдельных субтестов
слабо коррелирует с
Диагностика периферических нарушений речи у детей
Вводные замечания. При психологическом,
дефектологическом обследовании детей
нередко можно определить явные
или скрытые нарушения речи. В
связи с этим возникает необходимость
диагностики, которая обеспечивала
бы возможность проведения эффективных
профилактических мероприятий или
своевременной коррекционной
Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.
Дислалия – нарушение
звукопроизношения, возникающее либо
из-за анатомических дефектов артикуляторного
аппарата, либо из-за функциональных нарушений
в речедвигательной и в речеслуховой
системах, либо в результате неблагополучных
социально-психологических
“Стертая” дизартрия –
нарушение звукопроизношения
Открытая ринолалия –
нарушение звукопроизношения и
гнусавость речи при врожденных расщелинах
верхней губы, твердого и мягкого
неба. Звукопроизношение
Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.
Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.
На I этапе необходимо познакомиться
с обследуемым, расположить его
к себе и получить прежде всего
краткие анамнестические
На II этапе диагностируются
анатомические особенности
Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.
Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).
На III этапе диагностируются
затруднения в движениях
Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.
Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.
Для выявления подвижности
мягкого нёба: произнести звук “а”.
При этом определяется наличие или
отсутствие активного замыкания
мягкого нёба с задней стенкой
глотки, пассивное замыкание
При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.
Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:
Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
Объем движений: полный, неполный.
Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
Наличие сопутствующих движений (указать какие).
Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:
больше (или меньше) 3 с.
На IV этапе диагностируются
нарушения звукопроизношения. Для
этого используется набор рисунков.
Предметы на рисунках подобраны так,
чтобы исследуемые звуки
По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:
при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
нарушено произношение шипящих
(ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих
(р, р', л, л') (значок “'” соответствует
мягкому варианту звука). Выявив, какие
именно звуки ребенок произносит
неправильно, и установив характер
нарушения, можно перейти к V этапу
обследования – диагностирование состояния
слухового дифференцирования
Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:
Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления