Речь как отличительная функция человеческого мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:39, творческая работа

Краткое описание

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

Файлы: 1 файл

РЕЧЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

 

Вторая особенность КОРТа  – его результаты представляются не столько в условных баллах, сколько  в конкретных показателях усвоенности  и сформированности определенных знаний, навыков, умений. Главное не окличество выполненных заданий, а что человек  знает, какие операции умеет делать.

 

Третья особенность КОРТа  – показатели выполнения оцениваются  не по сопоставимости с нормой, а  по сопоставлению КОРТа с критерием (внешний заданный критерий). Что  именно человек знает, чтобы рассчитывать на успех в определенной деятельности.

 

Как конструируется КОРТ?

 

С самого начала обратить внимание на определенную критериальную задачу – это внешнее требование к  человеку, что человек должен знать  и уметь. Насколько человек способен к пониманию прочитанного сложного текста. Деятельность понимания выражается в отдельных операциональнеых компонентах.

 

Типы задач: подчеркивать предложение, где отражается главная  мысль. Выбор заголовка для отрывка  текста. Перечислить факты, отражающие главную мысль.

 

Принципы при отборе задач:

 

1.                  должны дифференцировать испытуемого

 

2.                  должны быть разными по трудности  (отбросить задачи, которые решаются  всеми или ни одним)

 

Не важно дифференцируют ли задания разных испытуемых, различны ли по трудности – главное –  чтобы были адекватны той деятельности, которую нужно диагностировать. По результатам КОРТа судят: какими операциональными компонентами деятельности владеет испытуемый, а какими нет.

 

Цель использования: можно  выяснить, какими операциональными, содержательными  компонентами испытуемый не владеет  в полной мере – выяснив это  можно определить направление коррекционной  работы. Определив в чем недостатки – можно наметить путь усовершенствования.

 

Четвертая особенность КОРТа  – в процессе критериально-ориентировочной  практики – КОРТы выполняют мотиво-образующую функцию. Их выполнение побуждает индивидов  к совершению собственных умений, заданий.

 

Как КОРТы используют по отношению к диагностике умственного  развития?

 

Сформированность отдельных  навыков – которые можно разложить  на отдельные компоненты - ограничивают КОРТы. Сложную умственную деятельность невозможно разложить на отдельные  компоненты. Можно оценивать элементарные навыки.

 

2 направления по применению  КОРТа в диагностике умственного  развития:

 

1.                  разработка методик ориентированных  на систему социально-психологических  нормативов (частный вид КОРТа). На  общие требования к умственному  развитию опирались разработчики  тестов на социально-психологические  нормативы. Можно оценить насколько  соответствует умственное развитие  – внешним требованиям.

 

2.                  Разработка особых методик, ориентированных  на критерий – совокупность  компонентов умственного развития, обеспечивают их успешное выполнение.

 

Насколько умственное развитие соответствует специфическим требованиям  можно определить, используя КОРТ.

 

Первая работа по разработке КОРТ в 80-е годы Горбачевой – КОРТ диагностики умственного развития в специфичной области. Выявление  компонентов умственного развития, обеспечивающих успешное решение определенного  класса математических задач. Умение составить  уравнение по текстовым задачам. Какие нужны умственные операции – недостаточно тех знаний, которые  даются на уроках математики. Совокупность умственных операций – чтобы выяснить, какие нужны операции. Горбачева  давала в 5 классе тексты математических задач. В задаче требовалось составить  уравнение, но составлять (решать) нужно  с определенными условиями –  ничего нельзя записывать. Школьники  проговаривали свои способы выполнения. Она определила 4 группы умственных действий – операциональные компоненты деятельности по решению текстовых  задач.

 

Для каждого умственного  действия - разные типы задач. Всего 4 субтеста:

 

1.                  выделение существенного

 

2.                  четвертый лишний

 

3.                  найди подобие

 

4.                  установление тождества.

 

Валидность устанавливалась  по сопоставлению с успешностью  обучения математики. Специальные контрольные  задания по математике. Выяснилось, что каждый из отдельных субтестов  слабо коррелирует с успешностью  выполнения контрольных заданий. Но общее значение субтестов высоко коррелирует с успешностью выполнения контрольных заданий. Отдельного действия недостаточно. Наглядное мышление и  вербальное мышление должны быть сформированы для успешного выполнения деятельности.

 

Диагностика периферических нарушений речи у детей 

 

Вводные замечания. При психологическом, дефектологическом обследовании детей  нередко можно определить явные  или скрытые нарушения речи. В  связи с этим возникает необходимость  диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных  профилактических мероприятий или  своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует  иметь в виду, что они могут  быть обусловлены как органическими  поражениями, так и функциональными  расстройствами центральной нервной  системы, речедвигательного и речеслухового  ее отделов.

 

Цель занятия. Выработка  навыков обследования детей для  выявления наиболее распространенных нарушений речи.

 

Дислалия – нарушение  звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного  аппарата, либо из-за функциональных нарушений  в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных  социально-психологических условий.

 

“Стертая” дизартрия –  нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых  органов, сопровождающееся неточностью  и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения  звукопроизношения при “стертой”  дизартрии наблюдаются интонационные  ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой  оттенок).

 

Открытая ринолалия –  нарушение звукопроизношения и  гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого  неба. Звукопроизношение характеризуется  большим своеобразием. Неполноценность  нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию  согласных звуков в гортанно-глоточной  области со специфическим щелчковым  звучанием и носовым зашумлением.

 

Диагностика указанных речевых  нарушений должна включать сбор кратких  анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного  аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

 

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки  предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

 

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном  помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура  обследования включает пять этапов.

 

На I этапе необходимо познакомиться  с обследуемым, расположить его  к себе и получить прежде всего  краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень  психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений  с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту  речи, стремление и интересы, особенности  эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

 

На II этапе диагностируются  анатомические особенности артикуляторного  аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:

 

Губы: в пределах нормы, боковая  расщелина – односторонняя, двусторонняя.

 

Зубы: в пределах нормы, вне  челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

 

Прикусы: прогнатия –  выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус –  искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.

 

Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

 

Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.

 

Язык: узкий, подъязычная  связка нормальная, короткая.

 

Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

 

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

 

На III этапе диагностируются  затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка  “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного  положения речевых органов, тре-мор, гиперкинез, замедление темпа при  повторных движениях. Выявление  особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым  по указанию исследователя определенных действий.

 

Для выявления подвижности  губ: вытянуть губы вперед и отвести  их уголки в стороны; поднять верхнюю  губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.

 

Для выявления подвижности  языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.

 

Для выявления подвижности  нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть  вперед; установить, нет ли контрактуры.

 

Для выявления подвижности  мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или  отсутствие активного замыкания  мягкого нёба с задней стенкой  глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания  мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или  отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

 

При выполнении указанных  действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует  установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость  и т.п.

 

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания  которого следует использовать следующую  схему:

 

Движения артикуляторного  аппарата: активные, пассивные.

 

Объем движений: полный, неполный.

 

Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

 

Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует  последовательность движений.

 

Наличие сопутствующих движений (указать какие).

 

Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

 

Длительность удерживания  артикуляторов в определенной позиции:

 

больше (или меньше) 3 с.

 

На IV этапе диагностируются  нарушения звукопроизношения. Для  этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные  в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они  оглушаются. Необходимо определить, каков  характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

 

По результатам IV этапа  обследования – состояние звукопроизношения  – необходимо составить заключение по следующей схеме:

 

при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

 

в начале, в середине, в  конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

 

нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р', л, л') (значок “'” соответствует  мягкому варианту звука). Выявив, какие  именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу  обследования – диагностирование состояния  слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том  случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп  согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда  есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

 

Закрыв лицо экраном, исследователь  голосом средней силы многократно  в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового  дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

Информация о работе Речь как отличительная функция человеческого мышления