Психология зрелости в художественных произведениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить особенности психологии зрелости в художественных произведениях.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. выявить особенности зрелости как этапа и качества в психическом развитии человека;
3. выявить закономерности развития в стадии зрелости;

Оглавление

Введение 3
Глава I Общая психологическая характеристика зрелости 6
1.1. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека 6
1.2. Закономерности развития в стадии зрелости 13
1.3. Кризисы зрелого возраста 17
Глава II Психологическое понимание зрелости в художественных произведениях 19
2.1. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем 19
2.2. Проблема возрастных границ зрелости 20
2.3. Психология зрелости в художественных произведениях 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

психология возраста в произведениях.docx

— 83.78 Кб (Скачать)

 Во многих главных  чертах люди одного возраста  похожи. Вместе с тем бесспорно, что сколько людей, столько и разных судеб. И чем дальше мы попытаемся продвинуться в глубину жизненного пути конкретного человека, тем более значимыми предстанут различия, по сравнению с его сверстниками, более многообразными будут индивидуальные особенности существования.

Интересный анализ степени  зрелости личности и ее жизненных  отношений осуществлен Е.Б.Старовойтенко. Личность неповторима. Многообразие ее проявлений в зрелом возрасте довольно велико: общественно открытые и замкнутые в кругу узко личных отношений; деятельные, активные и пассивные, бездеятельные; альтруисты и эгоисты; самостоятельные и зависимые; созидатели и разрушители; гармоничные и противоречивые и т.д. Различия типов определяются следующими факторами: 1) полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом; 2) активностью человека в освоении различных форм общественной деятельности; 3) эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений; 4) уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни; 5) мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций; 6) устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности; 7) уровнем продуктивности деятельности и масштабом перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни [10].

Используя положения и  выводы, содержащиеся в философских, социологических и психологических исследованиях, Е.Б.Старовойтенко дает развернутое структурное описание типов отношений, которые необходимы личности для полноценного включения в процессы совершенствования нашего общества и характеризующих ее как социально зрелую. В эту структуру входят следующие типы отношений:

зрелое интеллектуальное отношение к жизни;

 деятельностно-продуктивное;

зрелое профессиональное;

 социально активное;

зрелое нравственное;

эстетическое;

осознанное отношение  личности к себе – субъекту жизни.

Решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо – это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая прежде всего перед собой и другими людьми.

Период зрелости – вершина  жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Человек достигает к этому времени профессионального мастерства и вершин и определенного положения в обществе. Как правило, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.

Потребность передать опыт находит свою реализацию в «сотворении ученика», последователя. В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни. Как пишет А.В.Толстых, «акмэ» и в наше время остается «акмэ», и зрелый человек и сегодня занимает центральное место в общественной и возрастной структуре общества, в нем завязаны главные «приводные ремни» государственного, общественного и хозяйственного механизма. И роль эта из разряда «главных» [5].

Люди зрелого возраста становятся поколением, которое должно вести дела. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Людям зрелого возраста необходимо жить настоящим в большей степени, чем любой другой возрастной группе. Молодые могут смотреть вперед, старики – оглядываться назад, но зрелые люди, обремененные обязательствами по отношению к двум поколениям и по отношению к самим себе, должны жить «здесь-и-сейчас». Они принимают на себя роль хранителей семьи, соблюдая семейные традиции, отмечая достижения, сохраняя семейную историю.

Зрелость – это срединный  период, своего рода мост между двумя  поколениями. Достигшие определенной полноты жизни сознают свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это время стоят на пороге самостоятельной жизни. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) в семье, что делает зрелого человека главой семьи.

Уход за родителями служит предзнаменованием будущего положения  людей зрелого возраста, которое сейчас ухаживают за своими родителями, но в недалекой уже старости им придется столкнуться с собственной зависимостью от своих детей. Возможные внутренние конфликты, связанные с этим наряду с самыми реальными ограничениями во времени и свободе, конкурирующими обязанностями и нарушением сложившегося образа жизни, могут создавать стрессогенную обстановку [6].

Многие зрелые люди оказываются  в новой для них роли бабушек  и дедушек. Для большинства из них выполнение этой роли является деятельностью, приносящей глубокое удовлетворение; они занимаются воспитанием нового поколения, не неся на себе обязанностей родителей и не вступая в напряженные отношения и конфликты, возникающие между родителями и ребенком.

В период зрелости претерпевает изменения семейная жизнь. Как правило, выросшие дети уходят из семьи. Супруги часто остаются вдвоем. Это требует выстраивания новых отношений друг с другом. А.В.Толстых отмечает, что «нередко супруги, прожившие два десятка лет вместе, вырастившие детей, осматривая свое опустевшее жилище, с удивлением вглядываясь друг в друга, обнаруживают, что стали чужими людьми, - и расстаются. Другие переживают ренессанс чувств, второй пик взаимной любви».

 Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и  физиологами с возрастом 17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д.Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год — для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В.В. Бунак) и т.д. [6].

Некоторые ученые начало зрелости называют юностью, другие — ранней взрослостью или молодостью; одни выделяют юность как отдельную фазу, а другие рассматривают ее как  часть молодости.

 Наиболее характерными чертами личности человека зрелого возраста являются реалистичность устремлений, повышенное внимание к ходу своей самореализации в производственной, семейной и личной жизни, борьба за пространство своего развития, повышенное внимание к состоянию своего здоровья, эмоциональная гибкость, тяга к стабильности в быту.

                     1.2. Закономерности развития в стадии зрелости

 

       В зрелые  годы после произведенной переоценки  ценностей наступает новый расцвет творческой деятельности, причем не за счет количественных ее показателей, а за счет углубления ее качества. Основное чувство, которое испытывает человек в эти годы, - полнота жизни, удовлетворенность ею. В этот период взрослый человек смотрит на жизнь гораздо шире, чем раньше.

Картина мира, смысл жизни  для него становятся все более  глубокими и дифференцированными, переживания неизбежных потерь компенсируются возрастающей мудростью и терпимостью.

 Как отмечалось ранее,  индивидуальному развитию человека  присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности. Изучены и описаны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. При этом замечено, что чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений. Общесоматическая и половая зрелость человека как индивида определяются биологическими критериями. Однако нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, они зависят от конкретной системы образования в конкретную историческую эпоху. Гражданская и личностная зрелость варьирует в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависят от физического развития человека [4].

Существенное значение в  общественной жизни имеет определение  трудовой зрелости (полного объема трудоспособности), критерии которой во многом зависят от состояния физического и умственного развития человека.

Начало периода зрелости – очень бурное время. В биологическом  отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы, что основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. Каждый зрелый человек знает из опыта, что легочная ткань становится менее эластичной. Вся мускулатура также теряет эластичность; это приводит к тому, что зрелый человек для одной и той же работы тратит больше энергии, чем в молодые годы. Эти изменения происходят постепенно. За период зрелости в организме человека происходят очень серьезные половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться болезни. Например, для мужчин сердечно-сосудистые заболевания становятся опасными уже к 50 годам, для женщин – к 70. Эту особенность специалисты объясняют различным гормональным фоном: андрогены (мужские половые гормоны) способствуют увеличению содержания холестерина в сыворотке крови, а эстрогены (женские половые гормоны) этот уровень понижают. Только в постклимактерический период, когда количество эстрогенов в организме женщины понижается, риск сердечно-сосудистых заболеваний усиливается и для нее. Страх перед болезнью и возможной смертью порождает стрессовые состояния.

Самое важное и самое известное  изменение – это изменение  эндокринных желез. У мужчины и женщины начинается процесс инволюции в деятельности половых желез.

Для человека зрелых лет  оказывается очень трудным, порой  мучительным переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду «акме», к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». В этих сложных жизненных ситуациях, кажущихся порой безвыходными, жизнь не утрачивает смысла и ценности, если научиться подчинять себе обстоятельства (разумеется, там, где это возможно и целесообразно); развить в себе способности управлять своими эмоциями, способности к самоанализу и саморегуляции поведения [3].

Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную  стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможности к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических и т.д.). Тогда и мужчинам и женщинам будет легче справляться с причинами и последствиями назревающих в организме и личности «сбоев».

  Психолог Г.С.Абрамова выделяет особые жизненные задачи, стоящие перед человеком в период зрелости, которые требуют и особых способностей для их решения. Задачи, стоящие перед женщиной, связаны с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состояния, изменение состава семьи и своей роли в семье (бабушка, теща, свекровь), достижение высокого профессионального уровня. Женщине нужно подняться над буднями, качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрести уверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становится домашним философом, открывая для себя искусство жить, обучаясь ему. Период зрелости – это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимого положения в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет обретения полноты смысла своей жизни [5].

Мужчина остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания. Период зрелости для мужчины – это открытая борьба со смертью, которая признаками собственного старения и старения близкого человека начинает постоянно присутствовать в конкретных проявлениях. К середине периода зрелости нормальный мужчина словно открывает для себя радости жизни, буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью. Если для женщины очень значимыми являются семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом.

        В  зрелом возрасте человек становится  подлинным распорядителем практически  всех своих душевных сил; они могут быть теперь сознательно реализованы, образуя полноту реальной жизни во всех ее измерениях: в деятельности, в отношениях, в миропонимании.

1.3. Кризисы зрелого возраста

 

Ананьев констатирует, что  наступление зрелости человека зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личность (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труд (трудоспособность) во времени  не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Беррен Дж. Выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Аналогично Ю.Б. Бромлей описывает раннюю зрелость (21-25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-45 лет) и предпенсионный возраст. Э.Эриксон выделял раннюю взрослость (20-40-45 лет), среднюю взрослость (40-45-60лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет) [6].

Информация о работе Психология зрелости в художественных произведениях