Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности психологии зрелости в художественных произведениях.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. выявить особенности зрелости как этапа и качества в психическом развитии человека;
3. выявить закономерности развития в стадии зрелости;
Введение 3
Глава I Общая психологическая характеристика зрелости 6
1.1. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека 6
1.2. Закономерности развития в стадии зрелости 13
1.3. Кризисы зрелого возраста 17
Глава II Психологическое понимание зрелости в художественных произведениях 19
2.1. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем 19
2.2. Проблема возрастных границ зрелости 20
2.3. Психология зрелости в художественных произведениях 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Одна из тяжких проблем, с которой неизбежно сталкивается каждый, – проблема смерти. Люди среднего возраста, находящиеся в расцвете сил и погруженные в активную деятельность, редко задумываются о ней. У стариков дело обстоит иначе. Чем старше и болезненнее человек, тем реальнее для него собственная смерть.
Психология смерти и умирания
очень сложна. Существующие исследования
посвящены главным образом
Сложившееся в последние годы междисциплинарное направление исследований – танатология (от греческого «танатос» – смерть) существенно конкретизирует житейские представления о смерти и умирании.
Мысль о неизбежной и скорой
смерти существенно меняет самосознание.
Но проясняет она его или
Но прозрение ли это? Человек, вырванный из привычной жизненной колеи и обуреваемый страхом, неизбежно видит мир не так, как прежде. Но если угроза проходит, он большей частью снова возвращается на круги своя. Это убедительно показано в художественной литературе (достаточно вспомнить «Час пик» Е.Ставинского).
Умирание, нахождение на грани бытия и небытия не может быть однозначным. Изучение психологии неизлечимых больных показывает, что их отношение к смерти эволюционирует [5]. Узнав о неизлечимости болезни, человек обычно начинает с отрицания смерти: «Неправда! Этого не может быть!» Затем отрицание сменяется гневом и возмущением: «Почему именно я?!» Другие люди смертны, и им «правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно» [6]. Далее следует торговля, попытка изменить приговор ценой каких – то жертв и уступок (строгое соблюдение режима, поиск новых лекарств, религиозные обеты и т.п.). Когда и это не помогает, наступает депрессия, апатия, уход в себя, и лишь после всего этого, если у больного сохраняется ясное сознание, он принимает смерть как неизбежность и смиренно прощается с жизнью.
Однако это зависит
не только от нравственного, но и от
физического состояния
Клиническая психология умирания имеет важное практическое значение, помогая врачам облегчать участь больных и их близких. Но смерть от болезни и старости – не единственный вид смерти, с которым встречается человек. Да и индивидуальное отношение к собственной смерти во многом производно от нормативных ориентаций культуры, о которых говорилось выше.
В крестьянской среде и поныне существует описанный Ф.Ариесом образ «прирученной смерти». Для старухи из «Последнего срока» В.Распутина смерть – судьба, которую надо принимать безропотно. Она заранее знает, как и когда умрет: «Это неправда, что на всех людей одна смерть костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами... Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Они как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один день и в один день сойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга. Как человек рождается для одной жизни, так и она для одной смерти, как он, не научившись жить раньше, сплошь и рядом живет как попало, не зная впереди себя каждый новый день, так и она, неопытная в своем деле, часто делает его плохо, ненароком обижая человека мучениями и страхом. Но про себя старуха знала, что смерть у нее будет легкая» [8].
Для современного горожанина
подобная установка нетипична. Активная
и суетная жизнь плохо
Но, соглашаясь с этим суждением, нельзя не вспомнить, что бывает разная смерть: угасание старого человека – не то же самое, что смерть юноши; гибель на поле боя – нечто иное, чем смерть от болезни; героическая, жертвенная смерть во имя великой цели – совсем не то же самое, что гибель от нелепой случайности, скажем в автомобильной катастрофе. К разным смертям невозможно относиться одинаково. Чересчур спокойное и не стоически философское, а «естественнонаучное» отношение к смерти кажется отчужденным (это не моя, не твоя, а чья-то совсем чужая, посторонняя смерть «вообще») и в силу этого безнравственным. Человек должен уметь с достоинством принимать свою смерть, но смерть другого – всегда трагична. Ведь «человек умирает не оттого только, что родился, жил, состарился. Он умирает от конкретной причины... Рак, инфаркт, воспаление легких – все это так же ужасно и неожиданно, как авария во время полета... Естественной смерти не существует: ни одно несчастье, обрушивающееся на человека, не может быть естественным, ибо мир существует постольку, поскольку существует человек. Все люди смертны, но для каждого человека смерть – это бедствие, которое настигает его как ничем не оправданное насилие, даже если человек покорно принимает ее» [6].
С еще большим основанием это можно сказать о старости. Хотя она естественна и неизбежна, человечество борется с нею, пытаясь не просто продлить наше долголетие, но и сделать его активным и по возможности счастливым. Это задача не только науки геронтологии и самих стареющих людей. Какими бы благополучными ни выглядели усредненные данные массовых опросов, старость – не радость. Старея, человек вынужден наблюдать, как уходят его сверстники и привычный ему стиль жизни, мир становится для него менее понятным, люди – чужими, да и сам он иногда кажется себе посторонним.
Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.
Зрелость окончательно выявляет
характер различных линий онтогенеза,
доводит их до логического конца.
Для одних людей она является
лишь чисто хронологическим
Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.
Если принять всерьез
тезис, что личность – не система,
а история, которая всегда многозначна
и не завершена и смысл которой
осознается ретроспективно, то любая
общая схема развития самосознания
от рождения до смерти может быть лишь
формальной, имеющей только эвристическую
ценность. Зная критические точки
психофизиологического развития и
логику социальных переходов, из которых
складывается жизненный путь среднестатистического
индивида данного общества, психология
может предсказать и описать
типичные для него нормативные кризисы
развития. Но при этом фиксируется
только характер, последовательность
и взаимосвязь возникающих
Фрагментарность научных данных о возрастной динамике самосознания – лишь одно из бесчисленных следствий неисчерпаемости нашего жизненного мира. Поэтому оставим психологию развития и посмотрим, как складываются представления человека о себе, насколько они достоверны и какую роль в самосознании играет самоанализ.
Информация о работе Психология зрелости в художественных произведениях