Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности психологии зрелости в художественных произведениях.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. выявить особенности зрелости как этапа и качества в психическом развитии человека;
3. выявить закономерности развития в стадии зрелости;
Введение 3
Глава I Общая психологическая характеристика зрелости 6
1.1. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека 6
1.2. Закономерности развития в стадии зрелости 13
1.3. Кризисы зрелого возраста 17
Глава II Психологическое понимание зрелости в художественных произведениях 19
2.1. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем 19
2.2. Проблема возрастных границ зрелости 20
2.3. Психология зрелости в художественных произведениях 22
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Содержание
Введение 3
Глава I Общая психологическая характеристика зрелости 6
1.1. Зрелость
как этап и качество в
1.2. Закономерности развития в стадии зрелости 13
1.3. Кризисы зрелого возраста 17
Глава II Психологическое понимание зрелости в художественных произведениях 19
2.1. Актуальность
исследования
2.2. Проблема возрастных границ зрелости 20
2.3. Психология
зрелости в художественных
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
В последние годы интерес к проблемам людей старшего поколения заметно возрос. Об этом говорят многочисленные исследования, научно-практические конференции, круглые столы и т.п. В 1997 году вышел новый журнал «Психология зрелости и старения», в котором находят отражение социально-психологические, медико-социальные и возрастно-психологические проблемы людей зрелого, пожилого и преклонного возраста. Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в зрелом возрасте явно недостаёт. Взрослый индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.
Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах — от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет
Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей. В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.
Не менее существенна
роль зрелости и как наиболее значимого
возрастного периода, определяющего
и характеризующего жизнь человека
в целом. Зрелость считается порой
полного расцвета личности, когда
человек может реализовать весь
свой потенциал, добиться наибольших успехов
во всех сферах жизни. Это время исполнения
своего человеческого предназначения
— как в профессиональной или
общественной деятельности, так и
в плане преемственности
Рост числа пожилых
людей во всем мире с
Объект и предмет исследования. Исходя из цели и задач исследования, определен объект и предмет исследования. Объектом исследования является художественные произведения . Предмет исследования - зрелость как этап и качество в психическом развитии человека
Гипотеза исследования заключается в том, что осмысливая проблему зрелости, приходится учитывать и динамику продолжительности жизни. В XVII-XVIII вв. 50-летний человек считался уже старым. Сегодня в результате увеличения продолжительности жизни и удлинения сроков обучения и подготовки к труду.
Цель курсовой работы – выявить особенности психологии зрелости в художественных произведениях.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
1. изучить литературу по данному вопросу;
2. выявить особенности зрелости как этапа и качества в психическом развитии человека;
3. выявить закономерности развития в стадии зрелости;
4. рассмотреть кризисы зрелого возраста
5. проанализировать
При написании курсовой работы были использованы методы сравнения, анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Период зрелости по возрасту и по состоянию духа человека назван был древними греками временем «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Отечественный психолог Н.Н.Рыбников предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии, - о периоде расцвета всех жизненных сил человека, наукой, изучающей зрелую личность. Представление о зрелости как о расцвете личности важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости.
Зрелость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Главные линии развития человека средних лет — это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.
Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании своим прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека [1].
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:
— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;
— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;
— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;
— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;
— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.
Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить».
Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:
1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;
2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;
3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);
4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;
5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;
6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизирует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.
Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни [1].
Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравнительно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально - психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала.
По мнению многих психологов, с началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э.Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменелости». В Комитете по развитию человека при Чикагском университете «задачи развития» никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности.
Надо полагать, что причиной этому служит имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец [6].
Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности.
Как и в предыдущие периоды, развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни; менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и др.
Информация о работе Психология зрелости в художественных произведениях