М. М. Бахтин. Хронотоп художественного произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или
сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира,
у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М.
Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает
неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое
поле для дальнейших исследований.

Оглавление

Введение. 2
Хронотоп художественного произведения М. М. Бахтина. 3
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 16

Файлы: 1 файл

бахтин интерппретация.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Реферат: М. М. Бахтин. Хронотоп художественного произведения   

                                   Содержание                                  

     Введение. 2

     Хронотоп художественного произведения М. М. Бахтина. 3

     Заключение. 14

     Список использованной литературы.. 16

    

     

Введение

 

Хронотоп — это культурно  обработанная устойчивая позиция, из которой или

сквозь которую человек осваивает  пространство топографически объемного  мира,

у М. М Бахтина — художественного  пространства произведения. Введенное  М. М.

Бахтиным понятие хронотопа  соединяет воедино пространство и время, что дает

неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое

поле для дальнейших исследований.

Хронотоп принципиально не может  быть единым и единственным (т.е.

монологическим): многомерность художественного  пространства ускользает от

статичного взгляда, фиксирующего какую-либо одну, застывшую и

абсолютизированную его сторону.

Представления о пространстве лежат  в основе культуры, поэтому идея

художественного пространства является фундаментальной для искусства любой

культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную

произведению искусства глубинную  связь его содержательных частей, придающую

произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете

характером эстетического явления. Художественное пространство является

неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку,

литературу и др. В отличие  от композиции, представляющей собой значимое

соотношение частей художественного произведения, такое пространство означает

как связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не

похожее единство, так и придание этому единству особого, ни к чему иному не

редуцируемого качества.

Рельефной иллюстрацией к идее хронотопа  является описанная Бахтиным в архивных

материалах разница художественных методов Рабле и Шекспира: у первого смещается

сама ценностная вертикаль (ее «верх» и «низ») перед статичным «взглядом»

коалиционных автора и героя, у  Шекспира — «те же качели», но смещается  не сама

схема, а управляемое автором  с помощью смены хронотопов движение взгляда

читателя по устойчивой топографической  схеме: в ее верх — в ее низ, в  начало —

в конец и т.д[1]. Полифонический прием,

отражая многомерность мира, как бы воспроизводит эту многомерность во

внутреннем мире читателя и создает  тот эффект, который был назван Бахтиным

«расширением сознания».

    

     

Хронотоп  художественного произведения М. М. Бахтина

 

Понятие хронотопа Бахтин определяет как существенную взаимосвязь временных и

пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. «В

литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и

временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается,

уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же

интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории. Приметы

времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется

временем»[2]. Хронотоп —

формально-содержательная категория литературы. Вместе с тем Бахтин упоминает и

более широкое понятие «художественного хронотопа», представляющего собой

пересечение в произведении искусства рядов времени и пространства и

выражающего неразрывность времени и пространства, истолкование времени как

четвертого  измерения пространства.

Бахтин  замечает, что термин «хронотоп», введенный  и обоснованный в теории

относительности Эйнштейна и широко употребляемый в математическом

естествознании, переносится в литературоведение «почти как метафора (почти, но

не  совсем)»[3].

Бахтин  переносит термин «хронотоп» из математического естествознания в

литературоведение и даже связывает свое «времяпространство» с общей теорией

относительности Эйнштейна. Это замечание нуждается, как кажется, в

уточнении. Термин «хронотоп» действительно употреблялся в 20-е гг. прошлого

века  в физике и мог быть использован по аналогии также в литературоведении.

Но  сама идея неразрывности пространства и времени, которую призван обозначать

данный  термин, сложилась в самой эстетике, причем намного раньше теории

Эйнштейна, связавшей воедино физическое время и физическое пространство и

сделавшей время четвертым измерением пространства. Сам Бахтин упоминает, в

частности, «Лаокоон» Г.Э. Лессинга, в котором  впервые был раскрыт принцип

хронотопичности художественно-литературного  образа. Описание статически-

пространственного должно быть вовлечено  во временной ряд изображаемых событий

и самого рассказа-изображения. В знаменитом примере Лессинга красота Елены

не описывается статически Гомером, а показывается через ее воздействие на

троянских старцев, раскрывается в их движениях, поступках. Таким образом,

понятие хронотопа постепенно складывалось в самом литературоведении, а  не

было механически перенесено в него из совершенно иной по своему характеру

научной дисциплины.

Сложно заявлять, что понятие  хронтопа применимо ко всем видам искусства? В

духе Бахтина все искусства  можно разделить в зависимости от их отношения ко

времени и пространству на временные (музыка), пространственные (живопись,

скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие

пространственно-чувственные явления в их движении и становлении. В случае

временных и пространственных искусств понятие хронотопа, связывающего воедино

время и пространство, если и применимо, то в весьма ограниченной мере. Музыка

не разворачивается в пространстве, живопись и скульптура почти что

одномоментны, поскольку очень  сдержанно отражают движение и изменение.

Понятие хронотопа во многом метафорично. Если использовать его применительно

к музыке, живописи, скульптуре и подобным им видам искусства, оно

превращается в весьма расплывчатую метафору.

Коль скоро понятие хронотопа  эффективно применимо только в случае

пространственно-временных искусств, оно не является универсальным. При всей

своей значимости оно оказывается полезным лишь в случае искусств, имеющих

сюжет, разворачивающийся как во времени, так и в пространстве.

В отличие от хронотопа понятие  художественного пространства, выражающее

взаимосвязь элементов произведения и созда ющее особое эстетическое их

единство, универсально. Если художественное пространство понимается в

широком смысле и не сводится к  отображению размещенности предметов  в реальном

пространстве, можно говорить о  художественном пространстве не только живописи

и скульптуры, но и о художественном пространстве литературы, театра, музыки

и т. д.

В произведениях пространственно-временных  искусств пространство, как оно

представлено в хронотопах этих произведений, и их художественное

пространство не совпадают. Лестница, передняя, улица, площадь и т. д.,

являющиеся элементами хронотопа классического реалистического романа

(«мелкими» хронотопами по Бахтину), не могут быть названы «элементами

художественного пространства» такого романа. Характеризуя произведение как

целое, художественное пространство не разлагается на отдельные элементы, в

нем не могут быть выделены какие-то «мелкие» художественные пространства.

Художественное пространство и  хронотоп — понятия, схватывающие разные стороны

произведения пространственно-временного искусства. Пространство хронотопа

является отражением реального пространства, поставленного в связь со

временем. Художественное пространство как внутреннее единство частей

произведения, отводящее каждой части  только ей присущее место и тем  самым

придающее целостность всему произведению, имеет дело не только с

пространством, отраженным в произведении, но и со временем, запечатленным в

нем.

Применительно к произведениям пространственно-изобразительного искусства

понятия художественного пространства и хронотопа близки по своему смыслу,

если не тождественны. Можно поэтому сказать, что Бахтин был одним из тех

авторов, которые внесли существенный вклад в формирование понятия

художественного пространства.

Следует еще раз подчеркнуть, что  в отличие от хронотопа, являющегося

локальным понятием, применимым лишь в случае пространственно-временных

искусств, понятие художественного пространства универсально и относится ко

всем видам искусства.

Разрабатывая понятие хронотопа, Бахтин вышел из области чистого

литературоведения и вступил в  сферу философии искусства. свою задачу видел

именно в создании философии в собственном смысле слова, которая всецело

сохраняя в себе стихию, воплотившуюся  в русском «мыслительстве», в  то же

время стала бы последовательной и  «завершенной».

Доля собственно философских текстов  в наследии Бахтина незначительна.

Своеобразие бахтинской мысли в  том, что она постоянно соединяет  философские

идеи с собственно филологическими изысканиями. Таковой была ситуация и с

идеей хронотопа, родственной эстетическому  понятию художественного

пространства. Наиболее подробно о хронотопе Бахтин говорит в своей книге о

творчестве  Рабле и в статье, посвященной  анализу хронотопов раннеевропейского

романа.

Поскольку «хронотоп» относится к глубинным представлениям литературоведения, он

в той или иной мере метафоричен, схватывает лишь отдельные аспекты

символической многозначности мира. Идея пространственно-временного континуума

формулируется математически, но «наглядно представить себе такой четырехмерный

мир действительно невозможно»[4]. Хронотоп

лежит в основе художественных образов  произведения. Но и сам он является

особого типа образом, можно сказать, праобразом.

Его своеобразие в том, что воспринимается он не непосредственно, а

ассоциативно-интуитивно — из совокупности метафор и непосредственных зарисовок

времени-пространства, содержащихся в произведении. В качестве «обычного»

образа хронотоп должен воссоздаваться в сознании читателя, причем

воссоздаваться с помощью метафорических уподоблений

[5].

В литературе ведущим началом в  хронотопе является, указывает Бахтин, не

пространство, а время.

В романах разных типов реальное историческое время отображается по-разному.

Например, в средневековом рыцарском  романе используется так называемое

авантюрное время, распадающееся на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно

организовано абстрактно-технически, так что связь его с пространством  также

оказывается во многом техничной. Хронотоп такого романа — чудесный мир в

авантюрном времени. Каждая вещь этого  мира имеет какие-нибудь чудесные

свойства или просто заколдована. Само время тоже становится до некоторой

степени чудесным. Появляется сказочный гиперболизм времени. Часы иногда

растягиваются, а дни сжимаются до мгновения. Время можно даже заколдовать.

На него оказывают воздействие  сны и столь важные в средневековой  литературе

видения, аналогичные снам.

Субъективной игре со временем и  нарушению элементарных временных соотношений

и перспектив в хронотопе чудесного  мира соответствует такая же субъективная

игра с пространством, нарушение  элементарных пространственных отношений  и

перспектив.

Бахтин говорит, что коль скоро  серьезное изучение форм времени и

пространства в литературе и  искусстве началось недавно, необходимо

сосредоточить основное внимание на проблеме времени и всего того, что имеет

к ней непосредственное отношение. Пространство раскрывает время, делает его

зримым. Но само пространство делается осмысленным и измеримым только

благодаря времени.

Эта идея о доминировании в хронотопе  времени над пространством кажется

верной лишь применительно к  литературным хронотопам, но не к хронотопам

других видов искусства. К тому же надо учитывать, что даже в хронотопах

литературы время не всегда выступает в качестве ведущего начала. Бахтин сам

приводит примеры романов, в  которых хронотоп не является преимущественной

материализацией времени в пространстве (некоторые романы Ф.М. Достоевского).

Хронотоп есть, по Бахтину, «определенная форма ощущения времени и определенное

отношение его к пространственному  миру»[6]

. Учитывая, что не во всяком  даже литературном хронотопе  время явно доминирует

над пространством, более удачной  представляется не противопоставляющая  друг

другу пространство и время общая характеристика хронотопа как способа связи

реального времени (истории) с реальным местоположением. Хронотоп выражает

типичную для конкретной эпохи форму ощущения времени и пространства, взятых в

их единстве.

В написанных в 1973 г. «Заключительных  замечаниях» к своей статье о

хронотопах в литературе Бахтин выделяет, в частности, хронотопы дороги,

замка, гостиной-салона, провинциального городка, а также хронотопы лестницы,

передней, коридора, улицы, площади. Трудно сказать, что в подобных хронотопах

Информация о работе М. М. Бахтин. Хронотоп художественного произведения