Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа
Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или
сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира,
у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М.
Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает
неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое
поле для дальнейших исследований.
Введение. 2
Хронотоп художественного произведения М. М. Бахтина. 3
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 16
Введение. 2
Хронотоп художественного произведения М. М. Бахтина. 3
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 16
Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или
сквозь которую человек
у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М.
Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает
неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое
поле для дальнейших исследований.
Хронотоп принципиально не может быть единым и единственным (т.е.
монологическим): многомерность художественного пространства ускользает от
статичного взгляда, фиксирующего какую-либо одну, застывшую и
абсолютизированную его
Представления о пространстве лежат в основе культуры, поэтому идея
художественного пространства является фундаментальной для искусства любой
культуры. Художественное пространство можно охарактеризовать как свойственную
произведению искусства
произведению особое внутреннее единство и наделяющую его в конечном счете
характером эстетического явления. Художественное пространство является
неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку,
литературу и др. В отличие от композиции, представляющей собой значимое
соотношение частей художественного произведения, такое пространство означает
как связь всех элементов произведения в некое внутреннее, ни на что другое не
похожее единство, так и придание этому единству особого, ни к чему иному не
редуцируемого качества.
Рельефной иллюстрацией к идее хронотопа является описанная Бахтиным в архивных
материалах разница художественных методов Рабле и Шекспира: у первого смещается
сама ценностная вертикаль (ее «верх» и «низ») перед статичным «взглядом»
коалиционных автора и героя, у Шекспира — «те же качели», но смещается не сама
схема, а управляемое автором с помощью смены хронотопов движение взгляда
читателя по устойчивой топографической схеме: в ее верх — в ее низ, в начало —
в конец и т.д[1]. Полифонический прием,
отражая многомерность мира, как бы воспроизводит эту многомерность во
внутреннем мире читателя и создает тот эффект, который был назван Бахтиным
«расширением сознания».
Понятие хронотопа Бахтин определяет как существенную взаимосвязь временных и
пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. «В
литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и
временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается,
уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же
интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета истории. Приметы
времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется
временем»[2]. Хронотоп —
формально-содержательная категория литературы. Вместе с тем Бахтин упоминает и
более широкое понятие «художественного хронотопа», представляющего собой
пересечение в произведении искусства рядов времени и пространства и
выражающего
неразрывность времени и
четвертого измерения пространства.
Бахтин замечает, что термин «хронотоп», введенный и обоснованный в теории
относительности Эйнштейна и широко употребляемый в математическом
естествознании, переносится в литературоведение «почти как метафора (почти, но
не совсем)»[3].
Бахтин переносит термин «хронотоп» из математического естествознания в
литературоведение и даже связывает свое «времяпространство» с общей теорией
относительности Эйнштейна. Это замечание нуждается, как кажется, в
уточнении. Термин «хронотоп» действительно употреблялся в 20-е гг. прошлого
века в физике и мог быть использован по аналогии также в литературоведении.
Но сама идея неразрывности пространства и времени, которую призван обозначать
данный термин, сложилась в самой эстетике, причем намного раньше теории
Эйнштейна, связавшей воедино физическое время и физическое пространство и
сделавшей время четвертым измерением пространства. Сам Бахтин упоминает, в
частности, «Лаокоон» Г.Э. Лессинга, в котором впервые был раскрыт принцип
хронотопичности художественно-литературного образа. Описание статически-
пространственного должно быть вовлечено во временной ряд изображаемых событий
и самого рассказа-изображения. В знаменитом примере Лессинга красота Елены
не описывается статически Гомером, а показывается через ее воздействие на
троянских старцев, раскрывается в их движениях, поступках. Таким образом,
понятие хронотопа постепенно складывалось в самом литературоведении, а не
было механически перенесено в него из совершенно иной по своему характеру
научной дисциплины.
Сложно заявлять, что понятие хронтопа применимо ко всем видам искусства? В
духе Бахтина все искусства можно разделить в зависимости от их отношения ко
времени и пространству на временные (музыка), пространственные (живопись,
скульптура) и пространственно-временные (литература, театр), изображающие
пространственно-чувственные явления в их движении и становлении. В случае
временных и пространственных искусств понятие хронотопа, связывающего воедино
время и пространство, если и применимо, то в весьма ограниченной мере. Музыка
не разворачивается в пространстве, живопись и скульптура почти что
одномоментны, поскольку очень сдержанно отражают движение и изменение.
Понятие хронотопа во многом метафорично. Если использовать его применительно
к музыке, живописи, скульптуре и подобным им видам искусства, оно
превращается в весьма расплывчатую метафору.
Коль скоро понятие хронотопа эффективно применимо только в случае
пространственно-временных
своей значимости оно оказывается полезным лишь в случае искусств, имеющих
сюжет, разворачивающийся как во времени, так и в пространстве.
В отличие от хронотопа понятие художественного пространства, выражающее
взаимосвязь элементов произведения и созда ющее особое эстетическое их
единство, универсально. Если художественное пространство понимается в
широком смысле и не сводится к
отображению размещенности
пространстве, можно говорить о художественном пространстве не только живописи
и скульптуры, но и о художественном пространстве литературы, театра, музыки
и т. д.
В произведениях пространственно-
представлено в хронотопах этих произведений, и их художественное
пространство не совпадают. Лестница, передняя, улица, площадь и т. д.,
являющиеся элементами хронотопа классического реалистического романа
(«мелкими» хронотопами по
художественного пространства» такого романа. Характеризуя произведение как
целое, художественное пространство не разлагается на отдельные элементы, в
нем не могут быть выделены какие-то «мелкие» художественные пространства.
Художественное пространство и хронотоп — понятия, схватывающие разные стороны
произведения пространственно-
является отражением реального пространства, поставленного в связь со
временем. Художественное пространство как внутреннее единство частей
произведения, отводящее каждой части только ей присущее место и тем самым
придающее целостность всему
пространством, отраженным в произведении, но и со временем, запечатленным в
нем.
Применительно к произведениям пространственно-
понятия художественного пространства и хронотопа близки по своему смыслу,
если не тождественны. Можно поэтому сказать, что Бахтин был одним из тех
авторов, которые внесли существенный вклад в формирование понятия
художественного пространства.
Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от хронотопа, являющегося
локальным понятием, применимым лишь в случае пространственно-временных
искусств, понятие художественного пространства универсально и относится ко
всем видам искусства.
Разрабатывая понятие
литературоведения и вступил в сферу философии искусства. свою задачу видел
именно в создании философии в собственном смысле слова, которая всецело
сохраняя в себе стихию, воплотившуюся в русском «мыслительстве», в то же
время стала бы последовательной и «завершенной».
Доля собственно философских текстов в наследии Бахтина незначительна.
Своеобразие бахтинской мысли в том, что она постоянно соединяет философские
идеи с собственно филологическими изысканиями. Таковой была ситуация и с
идеей хронотопа, родственной эстетическому понятию художественного
пространства. Наиболее подробно о хронотопе Бахтин говорит в своей книге о
творчестве Рабле и в статье, посвященной анализу хронотопов раннеевропейского
романа.
Поскольку «хронотоп» относится к глубинным представлениям литературоведения, он
в той или иной мере метафоричен, схватывает лишь отдельные аспекты
символической многозначности мира. Идея пространственно-временного континуума
формулируется математически, но «наглядно представить себе такой четырехмерный
мир действительно невозможно»[4]. Хронотоп
лежит в основе художественных образов произведения. Но и сам он является
особого типа образом, можно сказать, праобразом.
Его своеобразие в том, что воспринимается он не непосредственно, а
ассоциативно-интуитивно — из совокупности метафор и непосредственных зарисовок
времени-пространства, содержащихся в произведении. В качестве «обычного»
образа хронотоп должен воссоздаваться в сознании читателя, причем
воссоздаваться с помощью метафорических уподоблений
[5].
В литературе ведущим началом в хронотопе является, указывает Бахтин, не
пространство, а время.
В романах разных типов реальное историческое время отображается по-разному.
Например, в средневековом рыцарском романе используется так называемое
авантюрное время, распадающееся на ряд отрезков-авантюр, внутри которых оно
организовано абстрактно-
оказывается во многом техничной. Хронотоп такого романа — чудесный мир в
авантюрном времени. Каждая вещь этого мира имеет какие-нибудь чудесные
свойства или просто заколдована. Само время тоже становится до некоторой
степени чудесным. Появляется сказочный гиперболизм времени. Часы иногда
растягиваются, а дни сжимаются до мгновения. Время можно даже заколдовать.
На него оказывают воздействие сны и столь важные в средневековой литературе
видения, аналогичные снам.
Субъективной игре со временем и нарушению элементарных временных соотношений
и перспектив в хронотопе чудесного мира соответствует такая же субъективная
игра с пространством, нарушение элементарных пространственных отношений и
перспектив.
Бахтин говорит, что коль скоро серьезное изучение форм времени и
пространства в литературе и искусстве началось недавно, необходимо
сосредоточить основное внимание на проблеме времени и всего того, что имеет
к ней непосредственное отношение. Пространство раскрывает время, делает его
зримым. Но само пространство делается осмысленным и измеримым только
благодаря времени.
Эта идея о доминировании в хронотопе времени над пространством кажется
верной лишь применительно к литературным хронотопам, но не к хронотопам
других видов искусства. К тому же надо учитывать, что даже в хронотопах
литературы время не всегда выступает в качестве ведущего начала. Бахтин сам
приводит примеры романов, в которых хронотоп не является преимущественной
материализацией времени в пространстве (некоторые романы Ф.М. Достоевского).
Хронотоп есть, по Бахтину, «определенная форма ощущения времени и определенное
отношение его к пространственному миру»[6]
. Учитывая, что не во всяком даже литературном хронотопе время явно доминирует
над пространством, более удачной представляется не противопоставляющая друг
другу пространство и время общая характеристика хронотопа как способа связи
реального времени (истории) с реальным местоположением. Хронотоп выражает
типичную для конкретной эпохи форму ощущения времени и пространства, взятых в
их единстве.
В написанных в 1973 г. «Заключительных замечаниях» к своей статье о
хронотопах в литературе Бахтин выделяет, в частности, хронотопы дороги,
замка, гостиной-салона, провинциального городка, а также хронотопы лестницы,
передней, коридора, улицы, площади. Трудно сказать, что в подобных хронотопах
Информация о работе М. М. Бахтин. Хронотоп художественного произведения