Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:08, курсовая работа
Хронотоп — это культурно обработанная устойчивая позиция, из которой или
сквозь которую человек осваивает пространство топографически объемного мира,
у М. М Бахтина — художественного пространства произведения. Введенное М. М.
Бахтиным понятие хронотопа соединяет воедино пространство и время, что дает
неожиданный поворот теме художественного пространства и раскрывает широкое
поле для дальнейших исследований.
Введение. 2
Хронотоп художественного произведения М. М. Бахтина. 3
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 16
Средневековая идеология воспринимала человеческое тело только под знаком
тленности и преодоления. В реальной жизненной практике господствовала грубая
и грязная телесная разнузданность. В картине мира Рабле, полемически
направляемой против средневекового мира, человеческая телесность (и
окружающий мир в зоне контакта с этой телесностью) проти вопоставляется не
только средневековой
средневековой разнузданной и грубой практике.
Средневековая целостность и закругленность мира, еще живая во времена Данте,
постепенно разрушилась. Задачей Рабле было собрать распадающийся мир на
новой, уже не религиозной, а материальной основе. Историческая концепция
средневековья (сотворение мира, грехопадение, первое пришествие, искупление,
второе пришествие. Страшный суд) обесценила время и растворила его во
вневременных категориях. Время сделалось началом только разрушающим,
уничтожающим и ничего не созидающим. Рабле отыскивает новую форму времени и
новое отношение времени к
противопоставляющий эсхатологизму продуктивное творческое время, измеряемое
созиданием, ростом, а не разрушением. «Пространственно-временной мир Рабле —
вновь открытый космос эпохи Возрождения. Это прежде всего географически
отчетливый мир культуры и истории. Далее, это астрономически освещенная
Вселенная. Человек может и должен завоевать весь этот пространственно-
временной мир».
Сопоставление раблезианского хронотопа в описании Бахтина с хронотопом
рыцарского романа и хронотопом Данте позволяет яснее почувствовать
своеобразие средневековых хронотопов и особенности той культуры, порождением
которой они явились.
Время Достоевского, как и особенности категории пространства в его романах,
объясняются полифоническим диалогом: «Событие взаимодействия полноправных и
внутренне незавершенных сознаний требует иной художественной концепции времени
и пространства, употребляя выражение самого Достоевского, «неэвклидовой»
концепции», т.е. хронотопа. Категория пространства у Достоевского раскрыта
Бахтиным на страницах, написанных не только ученым, но и художником:
«Достоевский «перескакивает» через обжитое, устроенное и прочное, далекое от
порога, внутреннее пространство домов, квартир и комнат <...>
Достоевский был менее всего
усадебно-домашне-комнатно-
писателем»[14].
Особенностью описания М. М. Бахтиным категорий пространства и времени,
изучение которых в разных моделях мира стало позднее одним из основных
направлений исследования вторичных моделирующих семиотических систем,
является внедрение понятия «хронотоп». В своем докладе, прочитанном в 1938
году, свойства романа как жанра М. М. Бахтин в большей степени выводил из
«переворота в иерархии времен», изменения «временной модели мира»,
ориентации на незавершенное настоящее. Рассмотрение здесь — в соответствии с
разобранными выше идеями — является одновременно семиотическим и
аксиологическим, так как исследуются «ценностно-временные категории» ,
определяющие значимость одного времени по отношению к другому: ценность
прошлого в эпосе
терминах структурной лингвистики можно было бы говорить об изменении
соотношения времен по маркированности (признаковости) — немаркированности.
Воссоздавая средневековую картину космоса, Бахтин приходил к выводу о том, что
«для этой картины характерна определенная ценностная акцентировка пространства:
пространственным ступеням, идущим снизу вверх, строго соответствовали
ценностные ступени»[15]. С этим
связывается роль вертикали (там же): «Та конкретная и зримая модель мира,
которая лежала в основе средневекового образного мышления, была существенно
вертикальной»[16], что прослеживается не
только в системе образов и метафор, но, например, и в образе пути в
средневековых описаниях путешествий. К близким выводам пришел П. А. Флоренский,
отмечавший, что «искусство христианское выдвинуло вертикаль и дало ей
значительное преобладание над прочими координатами <.„> Средневековье
увеличивает эту стилистическую особенность христианского искусства и дает
вертикали полное преобладание, причем этот процесс наблюдается в западной
средневековой фреске», <...> «важнейшую основу стилистического
своеобразия и художественный дух века определяет выбор господствующей
координаты»[17].
Подтверждением этой мысли служит проведенный М. М. Бахтиным анализ хронотопа
романа переходного периода к эпохе Возрождения от иерархической вертикальной
средневековой картины к горизонтали, где основным становилось движение во
времени из прошлого в будущее.
Понятие «хронотоп» — это рационализированный терминологический эквивалент к
понятию той «ценностной структуры», имманентное присутствие которой является
характеристикой художественного произведения. Теперь уже можно с достаточной
долей уверенности утверждать, что чистой «вертикали» и чистой «горизонтали»,
неприемлемым из-за их однотонности, Бахтин противопоставлял «хронотоп»,
совмещающий обе координаты. Хронтоп создает особое «объемное» единство
бахтинского мира, единство его ценностных и временных измерений. И дело тут
не в банальном
пространства; бахтинский хронотоп в ее ценностном единстве строится на
скрещении двух принципиально различных направлений нравственных усилий
субъекта: направления к «другому» (горизонталь, время-пространство, данность
мира) и направления к «я» (вертикаль, «большое время», сфера «заданного»).
Это придает произведению не просто физическую и не только смысловую, но
художественную объемность.
1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истоической
поэтике / В кн. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1976
2. Вахрушев В. С.
Время и пространство как
Миллера (К проблеме хронотопа) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992, №1, с.
35-39
3. Гоготишвили Л. А. Варианты и инварианты М. М. Бахтина. //Вопросы
философии. 1992, №1, с. 132-133
4. Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина для современной
семиотики. // Учен. зап. Тарту. Ун-та Вып. 308, Тарту, 1973
5. Исупов К. Т. От эстетики жизни к эстетике истории (традиции русской
философии у М. М. Бахтина) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993, №2
6. М. М. Бахтин как философ. М, 1982
7. М. М. Бахтин: pro et contra. СПб, 2001
8. Флоренский П. А. Анализ пространственности в художественно-
изобразительных произведениях. //Труды по знаковым системам. Т. 5
[1] Гоготишвили Л. А. Варианты и инварианты
М. М. Бахтина. //Вопросы философии. 1992, №1, с. 132-133
[2] Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в
романе. Очерки по истоической поэтике / В кн. Бахтин М. М. Эстетика словесного
творчества. М., 1976, с. 235
[3] Там же, с. 234-235
[4] Там же, с. 406
[5] Вахрушев В. С. Время и пространство как
метафора в «Тропике рака» Г. Миллера (К проблеме хронотопа) // Диалог.
Карнавал. Хронотоп. 1992, №1, с. 35-39
[6] Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1976, с. 355
[7] Там же, с. 392
[8] Там же, с. 400
[9] Там же, с. 401
[10] Там же, с. 398
[11] Там же, с. 399
[12] Там же, с. 406
[13] Там же, с. 307
[14] Бахтин М. М. Собрание сочинений в 8 тт, т. 3, с. 228
[15] Бахтин М.М. Формы времени и
хронотопа в романе. Очерки по истоической поэтике / В кн. Бахтин М. М.
Эстетика словесного творчества. М., 1976, с. 395
[16] Там же, с. 436
[17] Флоренский П. А. Анализ
пространственности
в художественно-
знаковым системам. Т. 5, с. 526
Информация о работе М. М. Бахтин. Хронотоп художественного произведения