Ознакомление с художественными произведениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Файлы: 1 файл

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.docx

— 24.97 Кб (Скачать)

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с  художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать  и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно  образованного человека.

    Воспитание  вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

    Дошкольник  не только постоянно осваивает  новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как  читатель: приобретает способность  открывать и черпать новое,  скрытое для него ранее содержание  знакомых книг.

     Именно  в детском саду начинает складываться  начитанность: ребенок приходит  в школу с обширным и во  многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями детских авторов.

   В дошкольном  детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.

   Французский  исследователь проблемы чтения  и читательских интересов Р.Эскарпи  утверждает, что знакомство с  книгой в раннем детстве является  важнейшим моментом в последующем  закреплении навыков чтения и  что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат  к «нечтению», если они не овладели  привычкой к чтению еще до  школы.

  Вышесказанное  свидетельствует, что именно дошкольный  период должен рассматривать  как первая ступень в литературном  развитии будущего «большого,  талантливого» читателя.

     Что  же следует  воспитывать и  формировать у детей на этом  этапе их развития? Это, прежде всего подготовка его к последующим ступеням. Не к обучению в первом классе школы, а к долгому пути литературного образования, в том числе и практическая подготовка к освоению теоретических литературоведческих знаний в старших классах.

   Это делает  необходимым определение специфической  программы литературного развития  и образования на этапе дошкольного  детства, разработку задач и  содержания ознакомления детей  с художественной литературой  в детском саду.

   Попытки определить  специфическое содержание литературного  образования дошкольников были  предприняты еще в 30-е годы. Л.С.Выготский так говорил о  программе детского сада: «Эта  программа должна быть сходна  со школьной программой в том  смысле, что она должна быть  программой единого систематического  цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна  быть программой самого ребенка». Говоря о задачах ознакомления  детей с художественной литературой,  Л.С.Выготский указывал, что они  состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Ввести ребенка в мир словесного искусства – значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним, показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

   Таким образом,  был поставлен вопрос о том,  что необходимо определить содержание  работы по ознакомлению детей  с художественной литературой  в детском саду и сформулировать  его специфическую задачу –  заложить основу полноценного  восприятия и понимания художественной  литературы, «открыть перед ребенком  мир словесного искусства». Следует иметь в виду, что содержание обучения определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны. Первая из них это тот учебный материал, который должен освоить ребенок. В данном случае таким материалом является детская литература.

  Второй стороной  содержания литературного образования  и воспитания дошкольника является  формирование умения воспринимать  и понимать произведения литературы. Из чего складывается это умение?

    1. Прежде  всего, это умение представить,  вообразить словесные картины,  нарисованные писателем. Увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус. От точности и яркости воссозданных образов во многом зависит глубина осмысления текста.

    Другим  важнейшим компонентом процесса восприятия литературного произведения является познавательная деятельность, в результате которой человек осознает воспринятое, проникает в смысл произведения, его идею. Понимание предполагает в читателе умение установить существенные связи в тексте, уяснить причины тех или иных событий. Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы этих поступков, причины переживаний. Понять литературное произведение – это значит проникнуть и в его образный строй, приобрести» навыки чтения приемов изображения».

     Наконец,  важным моментом деятельности  восприятия является эмоциональный  отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринимать литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им.  Специфика познания литературного произведения заключается в том, что ребенок-читатель активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события.

     Психика  детей плохо приспосабливается  к мысли о дисгармоничном мире, произведение должно возвращать  их в мир гармонии. С упоением  читая о кораблекрушении, ребенок  едва ли одобрит сообщение  о том, что все потонули и  тем история завершилась.

   Дети жаждут  счастливой развязки, требуют «правдивости»  даже в сказочно – фантастических  произведениях, они очень чутки  к этической позиции автора  и ждут от него одобрения  мира детства, допуская благожелательную  критику частных недостатков.

   Одобрение  мира детства – в разрешении  конфликтов между взрослыми и  детьми преимущественно в пользу  последних, в оправдании детских  проделок и т.п. 

   Вместе с  тем юные читатели требуют,  чтобы в произведении было  «все как в жизни», даже если  им представлен совершенно фантастический  персонаж. Герои могут быть «хорошими»  и «плохими», любимый герой  может совершать ошибки и проступки,  однако маленький читатель ищет  согласия с автором в этических  оценках героев и событий. У  автора есть средства склонить  неопытного читателя на свою  сторону, но это может привести  к перекосам в представлениях  ребенка о добре и зле. Детский  писатель должен сознавать свою  силу и огромную ответственность  перед ребенком. Произведения детской  литературы должны быть высочайшего  художественного качества. Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значения чтения.

   Для того  чтобы с достаточной четкостью  определить содержание работы  по приобщению детей дошкольного  возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть  психологические особенности ребенка  и его возможности в области  эстетического восприятия, а с  другой – изучить своеобразие  литературных произведений, вошедших  в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

      
 
 

  Проблема отбора  книг для детского чтения –  одна из самых важных и сложных  проблем литературоведения, психологии и педагогики. Издавна велись споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занять главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребенка; какое количество литературных произведений должен узнать ребенок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребенка – дошкольника и др.

    Значимость  продуманного отбора книг для  детского чтения определяется  тем, что он неизбежно влияет  на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и  любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевая все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

    Хорошая  детская книга вводит малыша  в мир художественных образов,  дает первые и потому наиболее  сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит  в том, что средством выражения  художественного содержания является  неповторимый языковой образ,  который привлекает ребенка, останавливает  его внимание своей красотой, необычностью. Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренностью, постепенно убывающей к семи – восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык  детской книги должен быть особенно богат и выразителен, чтобы помочь ребенку расширить горизонты, научить новым формам речи. Вместе с тем язык должен быть доступен. Эти качества речевого стиля достигаются тщательным отбором каждого слова, строго выверенной грамматической структурой каждого предложения. В идеале даже прозаические произведения должны легко запоминаться наизусть, обогащать речевой опыт малыша.

В творчестве современных  писателей можно проследить желание  раскрепощения языковых средств, скованных  жесткими нормативными требованиями, которые ранее предъявлялись  к детской книге. Этот процесс  закономерен, поскольку язык детской  книги должен оставаться живым при  всей его литературности. Однако недопустимо  проникновение в детскую книгу  сленга криминального мира, нецензурных слов и т.п. Детская книга призвана нести этическое начало, и язык ее должен соответствовать высокому назначению.

    Итак, отбор  книг играет важную роль в  формировании личности маленького  читателя. Путеводными нитями являются  разработанные в педагогической  науке критерии, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.

      Какие  это критерии?

Условно их можно разделить  на две группы. К первой относятся  критерии, дающие возможность правильно  оценивать достоинства детских  книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики. Вторую группу составляют педагогические критерии. Они позволяют устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они поднимали и вели ребенка по ступеням литературного развития.

   Детская литература  – это искусство.  От самых  истоков детская литература ориентирована  на гуманистические ценности, учит  различать добро и зло, правду  и ложь. При этом детский писатель  не может быть вполне свободен от общественных идей своего времени, и его индивидуальный художественный стиль соответствует стилю эпохи.

    В детской  книге всегда имеется полноправный  соавтор писателя – художник. Дело в том, что ребенок первые  сведения о мире получает не  вербальным путем, а визуально  и аудиально. Он приходит к  книжным сокровищам, прежде усвоив  речь и «язык» предметной среды. Как искусству ей свойственно выражение обобщенных идей в яркой, художественной форме – в конкретных образах. Поэтому важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения.

     Носителем  идей в детской книге всегда  является герой. Конкретность, яркость,  чувственная достоверность героев, событий, деталей, отношений, переживаний  делает идеи, заложенные в литературном  произведении, доступными, жизненно важными, личностно переживаемыми. Они принимаются или отвергаются ребенком в зависимости от того, как малыш относится к герою – выразителю идейного замысла. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без лишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Информация о работе Ознакомление с художественными произведениями