Ознакомление с художественными произведениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Файлы: 1 файл

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.docx

— 24.97 Кб (Скачать)

   Все вышеназванные  критерии отбора книг для детского  чтения сыграют свою положительную  роль в том случае, если намеченные  художественные произведения будут  доступны пониманию ребенка –  дошкольника. В связи с этим особое значение приобретает критерий доступности.

   В современной педагогической науке этот критерий трактуется отнюдь не как полное соответствие содержания и формы литературного произведения уровню развития ребенка, когда в тексте все ясно и он не вызывает необходимости задуматься, поразмышлять, задать вопрос, удивиться.

 Доступным произведением  является такое, которое создает  условия для возникновения активной  работы мысли читателя – ребенка,  интенсивных чувств, переживаний,  воображения, что ведет к решению  литературной задачи – проникновению  в замысел писателя.

   Литературное  произведение доступно детям  тогда, когда автор учитывает  их жизненный опыт, и одновременно ставят новые  задачи, требующие от ребенка душевных усилий и тем самым поднимающие малыша на новые ступени развития.

   Критерии отбора  помогают определить круг детского  чтения, внести в него лучшие  произведения детской литературы, ответить на вопрос, что читать  детям с учетом их возраста.

 Вопросами детского  чтения занимались такие известные  литераторы и педагоги, как В.Г.Белинский,  К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и др. Они подчеркивали мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его  основу, или, по выражению В.А.Сухомлинского, «книжное ядро». Сюда входят отобранные временем наиболее ценные в идейном и художественном плане произведения фольклора и классической литературы, доступные для детей. Это «золотая библиотека детства» (В.А.Сухомлинский)

        Книжное ядро характеризуется наибольшей стабильностью. Его книги традиционно входят в постоянную программу детского чтения. Для детей дошкольного  возраста это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова, рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толстого, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких В.А.Жуковского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, В.В.Маяковского, А.А.Блока, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, А.Г.Барто и др. В золотую библиотеку для дошкольника также вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А.М.Горького; «Поход», «Чук и Гек», «Голубая чашка»  А.П.Гайдара; «Золотой ключик» А.Н.Толстого; «Ребята и утята», «Золотой луг», М.М.Пришвина;  «Как муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.  Традиционно включаются в детское чтение и произведения зарубежной классики: сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена.

    Книжное  ядро, или основа детского чтения, - это тот обязательный минимум  лучших произведений, которые должен  освоить каждый ребенок в период  дошкольного детства. Такое освоение  составляет сущность литературного  образования дошкольника, создает  ориентировку в литературе как  искусстве слова, формирует интерес  к книге, потребность в общении  с ней, готовность и стремление  к самостоятельному чтению.

    Во второй  круг детского чтения входят  лучшие произведения фольклора  народов нашей страны и зарубежных  стран. Кроме того, следует назвать широко известные, ставшие классическими авторские сказки: «Аленький цветочек» С.Аксаков; «Лягушка – путешественница»  В.Гаршина; «Мороз Иванович» В.Одоевского. Эти книги обращены к детям, имеющим стойко выраженный интерес к литературе, значительный опыт восприятия литературы, умеющим воспринимать не только сюжетную линию, но и подтекст произведения. На такого читателя – дошкольника рассчитаны, например, сказки «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке». Неоднозначные по замыслу, многоплановые и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают ребенка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и, раскрыв которую читатель испытывает удовлетворение.

  Во второй круг  чтения  входит еще целый ряд  талантливых произведений, неизменно  вызывающих эмоциональный отклик, пользующихся любовью уже нескольких  поколений наших детей.

  В нашей детской  литературе широко представлен  природоведческий жанр. Большое  внимание уделяют экологической  проблеме. Они учат детей внимательно  приглядываться к проявлениям  жизни в природе, видеть ее  хрупкость, незащищенность, беречь, охранять живое.

   Второй, широкий  круг детского чтения постоянно  пополняется новыми талантливыми  именами и новыми талантливыми  произведениями. Отбирать лучшее  в потоке детской литературы  – задача педагога.

   

   Был проведен анализ двух программ: под редакцией Васильевой и программы «Детство». В каждой из этих программ выделены разделы по ознакомлению с художественной литературой. Разница заключается в том, что в первой программе прописана дополнительная литература и материал к заучиванию.  В программе детство в основном рекомендованная литература и большой выбор предоставляется для чтения по усмотрению воспитателя. В программе под редакцией Васильевой, очень большое внимание уделяется звукопроизношению, поэтому много литературы для занятий развития речи. Хотя в программе «Детство», есть отдельные методические приложения по развитию речи, и там предложена литература, которая соответствует времени года,  или какому либо событию.

   В обеих программах ознакомление с художественной литературой начинается с устного народного творчества. Потешки, заклички, колядки, приговорки, не уходят с рекомендованной литературы даже в более старших группах, они используются в качестве художественного слова во время прогулок или в режимных процессах. Если в младших группах их заучивали, то в старших группах дети используют УНТ в повседневной жизни.

      Я  сама работаю по программе  «Детство», мне нравится подбор  художественной литературы и  предоставляемый выбор. 

    

   

Информация о работе Ознакомление с художественными произведениями