Психологический портрет бизнесмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Говорят, предпринимателями в широком смысле этого слова не становятся, а рождаются. И остаются ими на всю жизнь. Значительное число исследователей сходятся во мнении, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы определенные способности. Природной же предпосылкой их развития является наличие задатков, которые у всех различны. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Роль бизнесмена в обществе…………………………………...….4
2. Качества преуспевающего бизнесмена……………………...……6
3. Выбор модели поведения………………………………………….9
3.1 Критерии выбора модели поведения……………………….….9
4. Этический образ предпринимателя……………………………...11
4.1 Этический кодекс предпринимателя………………………....11
4.2 Привлекательный имидж. Шаляпинская система самопрезентации…………………………………………….....13
4.3 Культура телефонного разговора……………………………..15
4.4 Культура речи предпринимателя……………………….…….15
4.5 Внешний облик и манеры………………………………….….16
5. Оценка способностей бизнесмена……………………………….18
6. Результаты апробаций методик на практике……………………20
Заключение………………………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 133.76 Кб (Скачать)

 Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть всё, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчинёнными; конструирование коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т.п.

 Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психолого-половых характеристик личности, то есть тех личностных и деловых качеств, которые партнёры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партёров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. Так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться. как, в свою очередь, и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и благородство.

 Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходиться общаться.

  1. Этический образ предпринимателя

Об этике впервые заговорил Аристотель, заметив глубокомысленно, что она «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться».

Для нас этика – прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя. Следовательно, речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

4.1 Этический кодекс предпринимателя

В основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя лежат постулаты профессиональной этики предпринимателя. Цивилизованный предприниматель:

• убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

• исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

• верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

• признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

• уважает себя как личность, а любую личность как себя;

• уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;• доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

• ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

• стремиться к нововведениям;

• является гуманистом.

В 1912 году отечественными предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:

Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Русский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависти от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

 

4.2 Привлекательный имидж

Формируя себя как предпринимателя, Вы должны ясно осознавать, что такие черты, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только «в обществе», но и в обыкновенной жизни. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Нужно иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует Вам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Шаляпинская система самопрезентации.

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации и аттракции.

Фасцинация (очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью.

Практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции представляет схема самопрезентации великого русского певца и драматического актера Ф. И. Шаляпина. Кажется, Бог ему дал все, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это, он много сил затрачивал на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов. В этой системе немало поучительных приемов.

1. Постижение характера  изображаемого лица. Это достигалось  благодаря внимательному изучению  роли и литературных источников. Как пояснял Ф. И. Шаляпин, он просто  усваивал урок, как ученик в  школе.

2. Воображение - одно из  самых главных орудий художественного  творчества. Вообразить — это  значит вдруг увидеть. Увидеть  образ и в целом, и его характерные  детали.

3. Психологический грим. Никакой грим не поможет создать  живой индивидуальный образ, если  актер не передаст тончайшие  нюансы души персонажа. Недаром  Г.Лессинг подчеркивал: "Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение".

4. Жест — тоже важная  составляющая сценического творчества. Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста  и его выразительность — первоосновы  актерской игры.

5. Дисциплина чувств. Свобода  в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она  ограждена и укреплена внутренней  дисциплиной. Соблюдение художественной  меры предполагает контроль над  собой.

6. Постоянное накопление  опыта. Зрительный зал и идущие из него на подмостки (флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

В шаляпинской системе вхождения в образ каждый прием — это своеобразная мини-технология. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции. Но фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам и бизнесменам.

 

 

 

4.3 Культура телефонного  разговора

Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела. Набрав номер и услышав, что трубку сняли, поздоровайтесь, убедитесь, что связались с интересующим Вас абонентом, назовите себя и попросите, употребляя слова «пожалуйста», «будьте добры» и т. п., к телефону нужного Вам человека (в случае же ошибочного попадания извинитесь и после ответа «пожалуйста» повесьте трубку).

Представляясь по телефону, нужно четко назвать не только фамилию, но и имя и отчество.

Если разговор должен быть обстоятельным, поинтересуйтесь, имеет ли собеседник время Вас выслушать.

Сняв трубку по звонку, необходимо назвать организацию или свою фамилию. В случае занятости нужно попросить (с употреблением слов «будьте добры», «пожалуйста») перезвонить в удобное для Вас и для абонента время.

Никогда не нужно вести частных разговоров в присутствии кого-либо.

Общепринято, что, если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивать разговор должен его инициатор.

Не следует звонить по делам в выходные дни. Звоня на квартиру замужней женщине или женатому мужчине, необходимо непременно назвать себя и извиниться за беспокойство.

4.4 Культура речи предпринимателя

Необходимо помнить, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Необходимо следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударениям.

Если существует неуверенность в правильности произношения или употребления какого-либо слова, лучше обратиться к словарям: орфоэпическому, словарю ударений, толковому, иностранных слов. Они должны быть всегда под рукой.

Необходимо избегать канцеляризмов, многословия и ненормативной лексики.

Не нужно использовать оборотов, содержащих лишние слова.

Желательно не употреблять без необходимости иностранные слова.

Необходимо избегать слов-паразитов: «так сказать», «вот», «понимаете», «значит» и т. д. – они раздражают слушателей.

Стоит избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении – в нем сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.

4.5 Внешний облик и манеры

Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезные требования к внешнему облику ее участников. Бизнесмен должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки – свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.

Не стоит носить одежду ярких цветов или со слишком пестрыми узорами. Для руководителя предпочтителен консерватизм в одежде, костюмы спокойных тонов и классических фасонов, однотонные светлые сорочки, тщательно подобранные галстуки и никакой бижутерии (значков, брелков, цепочек, перстней, булавок), начищенная без сбитых каблуков обувь. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (однобортный – кроме нижней пуговицы!). Не принято класть в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: фрак («White tie» или «Evening dress»), смокинг («Black tie») или обычный повседневный костюм («Undress»), вечером – костюм только темных тонов, рубашка – белая. Костюм, надеваемый в официальных случаях, не должен быть спортивного фасона, а пиджак и брюки разного цвета. Обувь – полуботинки или ботинки черного или темного коричневого цвета.

Цвет мужских носков (обязательно однотонных) должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале – чуть темнее костюма, но чуть светлее обуви. К черным ботинкам всегда подойдут черные носки.

Светлую обувь можно надевать только к светлому костюму в летнее время. Лакированные ботинки носят только со смокингом и фраком. Белые носки– только для отдыха и спорта. Женщинам на вечерний прием рекомендуется надевать вечерний туалет. На завтрак, коктейль принято являться в платье обычной длины, платье-костюме или костюме строгого покроя, неярких тонов.

Рассаживаясь в автомобиле, необходимо помнить о принятых в международном протоколе правилах: наиболее почетным местом является место на заднем сиденье справа, затем по убывающей – заднее левое и рядом с водителем.

Если Вы за рулем, самое почетное место рядом с Вами.

Сидя за рулем автомобиля, необходимо помнить не только о правилах движения, но и о пассажирах. Не обязательно развлекать их, но позаботиться об их удобствах необходимо. Автомобиль водиться спокойно и плавно, не комментируется поведение других водителей и пешеходов.

Необходимо следить за своей походкой: ходить следует твердо, прямо, не вразвалку и не сгибаясь, с достоинством.

Важно отучить себя от дурных привычек: не следует сидеть «развалясь» в кресле, раскачиваться на стуле, сидеть на самом его краешке, класть ногу на ногу, покачивать ногой во время разговора и т. п. Нужно держать под контролем руки – Ваши жесты должны быть сдержанны и целесообразны. Не нужно дотрагиваться до собеседника руками – это бывает крайне для него неприятно.

Никогда не стоит забывать о том, что на Ваш внешний вид и манеры всегда обращают внимание.

Полезно следить за впечатлением, которое Вы производите на окружающих, но не ради самолюбия, а для самокоррекции.

  1. Оценка способностей бизнесмена.

Предпринимательство является сложным и многогранным видом деятельности, успех в котором зависит от многих факторов. Следует говорить о предпринимательском «таланте», предпринимательской «жилке». Действительно, во многом позитивные результаты в предпринимательском деле зависят от личности самого предпринимателя, от его качеств, способностей и устремлений. Поэтому анализ характеристик человека, собирающегося заниматься подобного рода деятельностью, является необходимой составляющей успешности и эффективности предпринимательства.

Информация о работе Психологический портрет бизнесмена