Социально-психологический портрет российского бизнесмена

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 08:11, реферат

Краткое описание

Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом По исследованиям западных ученых.. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

Оглавление

Введение
Глава 1 Общие черты предпринимателей
1.1 Предприниматель по В. Зомбарту
1.2 Исследования ученых по психологическим особенностям предпринимателей.
1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей
Глава 2 Специфические особенности российского бизнесмена
Заключение.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ.docx

— 42.90 Кб (Скачать)

 

Реферат

 

ТЕМА: Социально-психологический портрет российского бизнесмена

Содержание

Введение

Глава 1 Общие черты предпринимателей

1.1 Предприниматель по В. Зомбарту

1.2 Исследования  ученых по психологическим особенностям  предпринимателей.

1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения  целей

Глава 2 Специфические  особенности российского бизнесмена

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1

1.1 Предприниматель по В. Зомбарту

Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя  является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства - одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

организатора (способность  правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

торговца (способность вербовать  людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

Мещанину  требуются другие качества:

хозяйственность, связанная  с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;

деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим  ведением отчетности.

Третья составляющая капиталистического духа - бюрократия. Черты бюрократа:

преданность корпорации, работа ради ее прибыли - способ личного карьерного продвижения и благополучия,

коллективный интерес,

дисциплина,

потребность в четкой инструкции,

наличие закрепленных функций.

Примечательно, что при  столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто прежние правительства России, стремясь к тоталитаризму, боролись с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам  относятся:

в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

в коммуникативном  блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом По исследованиям западных ученых.. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

1.2 Исследования  других ученых по психологическим  особенностям предпринимателей

 

Йозеф Шумпетер - американский экономист.:

Считал основным качеством  предпринимателя развитую интуицию, восполняющую недостаток информации. Основательную подготовку, специальные знания, способность к логическому анализу считал источниками неудач. Второе обязательное условие - наличие сильной воли, помогающей преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды - традиций, правовых и моральных норм. Третьим качеством считал развитое воображение, помогающее задумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Бенгт Карлоф - шведский специалист по менеджменту.:

По его мнению, предприниматели - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписывающиеся в административно-корпоративную  культуру. Они одинаково успешно  могут строить корабли, играть на пианино или создавать компании. Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:

– Предпочитает принимать  решения самостоятельно.

– Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.

– Открыт для конструктивной критики и похвал.

– Стремится принимать  активное участие в бизнесе, а  поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.

– Любит быстрое развитие и нововведения.

– В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует  себя как рыба в воде.

– Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.

Роберт Хизрич и Майкл Питерс:

К числу особых предпринимательских  умений и знаний относят:

– ясное понимание предпринимательства;

– отделение фактов от мифов;

– умение давать взвешенные оценки;

– умение находить нестандартные  решения;

– умение вести себя и  принимать решения в условиях неопределенности;

– умение вырабатывать новые  коммерческие идеи;

– умение оценивать перспективность  новых идей;

– знания, необходимые для  создания нового дела;

– умение оценить внешнюю  ситуацию;

– умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;

– умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;

– умение получить причитающееся.

Дж. Долан и Е. Лидсей:

определяют предпринимательство  как способность к творчеству, подчеркивая, что создание максимально  развивающих творческую активность ситуаций -- ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве. Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что предпринимательские способности -- это особого рода человеческий талант. Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности.

Есть еще два очень  важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями.

Первое - способность доводить дело до конца, второе - умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.

 

1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения  целей

 

К открытиям большой важности можно отнести заявление З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д.

В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой.

Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка -- состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные -- в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека.

Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из вышеперечисленных  мотивационных структур не встречается  весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия  этим видом деятельности в ущерб  своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех - это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

– простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

– активный поиск «того  самого выигрышного варианта» с  использованием метода проб и ошибок;

– компетентный расчет различных  комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

– получение и использование  в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого  вида;

– использование собственных  уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Добавим к этому общую  точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы.

Мотивы:

– желание быть хозяином своей судьбы;

– стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

– желание получать достойное  вознаграждение за свой труд и значительно  улучшить свое материальное положение.

Следующим элементом предпринимательской  деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить  предпринимательству нельзя. Для  этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков - некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными  индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей - прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

 

Глава 2 .Специфические  особенности российского предпринимателя

Определение предпринимательства  акцентирует внимание на самостоятельности  деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Информация о работе Социально-психологический портрет российского бизнесмена