Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:56, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие психологического взаимодействия и его виды
Задачи:
Изучить понятие психологического воздействия;
Рассмотреть виды психологического воздействия.
Введение……………………………………………………………………..…3
Понятие психологического воздействия………………………………...5
Общие характеристики психологического взаимодействия……………8
Виды психологического воздействия……………………………………17
Литература………………………………………………………………..…..19
Психологическое воздействие, понимаемое как процесс, может иметь место как со стороны "одушевленного" действующего начала (человека, группы людей), так и факторов, имеющих иную природу, в том числе и социальную (государство, общественные структуры, конкретные организации). Каждый из этих вариантов воздействия будет иметь свою специфику в силу различия тех ресурсов и арсенала доступных к применению средств и приемов, которыми они располагают.
Произвольное и непроизвольное воздействие.
Воздействие может быть произвольным, когда действующая сторона предполагает вызван, определенный психологический эффект, или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека, группу, общество в целом). Например, Юлий Цезарь приказал своим воинам в преддверии битвы при Фарсале изменить сложившуюся тактику ведения боя, т.к. рассчитывал, что в результате помпеянцы будут дезорганизованы, т.е. будет вызван определенный эффект. Индейцы-ленгуа с Гран-Чако, охотясь на страусов и опасаясь, что дух убитого ими животного может им отомстить, своими действиями пытаются вызвать замешательство обиженного духа, что дает им, по их мнению, преимущество во времени при бегстве с места охоты.
Вместе
с тем, психологическое воздействие
может быть и непроизвольным, когда
заранее возможные его
Непроизвольное воздействие бывает связано с неадекватным использованием цветов в рекламе (в связи с символической функцией цвета [11], с жестами, различно трактуемыми в различных культурах), в связи с неадекватным осознанием реципиентом интенции партнера по взаимодействию, когда информирование воспринимается как иное коммуникативное намерение, например, как попытка воздействовать на самооценку ("хотел унизить" или "хотел продемонстрировать свою власть").
Из этого следует, что активный субъект, произвольно оказывающий конкретное психологическое воздействие на кого-либо, является частным случаем в практике психологического воздействия, хотя активное начало, т.е. действующие факторы, безусловно, всегда имеют место.
Прямое и косвенное воздействие
Кроме уже
рассмотренных ранее видов
Анализ роли прямого и косвенного психологического воздействия и их взаимосвязи представлен в классическом исследовании Г. Мюнстерберга. Так, он писал: "Мы можем при этом различать прежде всего прямые и косвенные влияния, но это деление не должно быть неправильно понято. Под косвенными влияниями мы понимаем те социальные влияния, которые воздействуют на индивидуума через посредство социальной среды. Если мы воздействуем на душевную жизнь среднего человека, повышая общий уровень морали и правосознания, образования и религиозности во всем народонаселении, то жизнь социальной среды становится причиной перемен в индивидууме. Если мы позволим газетам помещать захватывающие сообщения об уголовных процессах и таким образом допустим, чтобы в слабых душах вырос в силу подражания импульс к преступлению, то и в этом случае душевная жизнь личности будет подвергнута воздействию через посредство социальных учреждений. Равным образом мы можем пробуждать более чистые импульсы, например, путем украшения города. Коротко говоря, в самых разнообразных формах социальная среда может быть использована для целей влияния на индивидуума, и только в этом случае мы будем говорить о социальном воздействии. Количество лиц, на которых простирается влияние, не составляет какого-либо принципиального различия. Пытаемся ли мы в простом разговоре подействовать на сознание одного только лица или мы хотим повлиять на собрание в несколько сот человек, произнося публичную речь, возбуждающую в умах новые мысли, или, наконец, мы высказываем свои взгляды печатно и благодаря спорам в газетах воздействуем на миллионы, на целую нацию, - между этими случаями в сущности нет никакого психологического различия. Действие на каждое отдельное лицо, которое слышит или читает речь, есть в конце концов прямое влияние одной личности на другую. Часто будет зависеть лишь от точки зрения наблюдателя, относить ли данный случай воздействия к прямым или непрямым влияниям, сводить ли его к личным или социальным факторам. Писатель передовой статьи в газете имеет влияние на души читателей, и это влияние очевидно прямое, от пишущего к читающим. Но тот, кто служит прогрессу социальной культуры, повышая уровень прессы, оказывает косвенное влияние на читающую газеты массу. С его точки зрения вся организация газеты, включая и действующего в его интересах писателя передовых статей, - есть только вспомогательное средство и промежуточный член между его реформаторским устремлением и нуждающимся в реформе вкусом к политическому чтению. Школьный учитель оказывает прямое психическое влияние на учеников; начальство, устанавливающее те или иные правила относительно образования и условий подбора учителей, относительно предметов и методов преподавания, оказывает на школьную молодежь косвенное влияние, для которого деятельность преподавания является только промежуточным членом. Художник, создающий памятник, прямым путем воздействует на фантазию зрителя; но те, кто заботится об украшении города путем сооружения памятников, воздействуют на городское население косвенно. Влияние скульптора для них только орудие, которым они пользуются. Социальная среда, богатая достойными подражания образцами и исполненная их ценностью, проникнутая духом гармонии и душевного согласия, оживленная духовными интересами и подчиненная духу справедливости и любви к красоте, такая социальная среда создает у каждой нормальной личности совершенно иную психофизическую установку, чем внутренне пошлое, эротическое, вульгарное, низменно настроенное общество" [5, с. 140-141]. Этот отрывок очень выразительно иллюстрирует мысль о том, что прямое воздействие часто выступает элементом косвенного. Также особенно ценна мысль о необходимости рассмотрения условий, в том числе и организационных условий деятельности, как косвенного психологического воздействия.
В контексте косвенного воздействия следует рассматривать представленный во введении пример, касающийся высказывания Ли Гоу относительно "одинаковой одежды" для представителей разных прослоек общества в периоды социальной напряженности. Понятно, что не сам по себе цвет одежды имеет значение для успокоения народа, а видимость равенства, во всяком случае, отсутствие фиксации внимания на неравенстве граждан. Ясно, что косвенное воздействие может быть как произвольным, так и непроизвольным.
Непосредственное и
Если
мы вспомним разнообразные ситуации,
в которых проявляется
Зададимся вопросом, всегда ли косвенное воздействие будет опосредованным? Рассмотрим еще раз пример с "темными одеждами", где, фиксируется косвенное воздействие. С рассматриваемой ситуацией кто-то из бедняков имел бы возможность непосредственно, лично взаимодействовать с более состоятельными согражданами, которые не подчеркивали своего благополучия на фоне лишений, переживаемых беднейшими, а другие ориентировались в ситуации по сообщениям соседей, по информации от лиц, непосредственно соприкоснувшихся с представителями этого социального слоя. Понятно, что характеристики опосредованного воздействия включают в себя все то, что привносится или нивелируется соответствующим каналом передачи информации.
Явное и скрытое воздействие.
Психологическое
воздействие может
Длительность воздействия.
Еще одним
параметром, отличающим один вариант
воздействия от другого, является его
краткосрочность или длительное
применение. Наличие возможности
оказывать длительные воздействия
- очень важный ресурс воздействующей
стороны. Вместе с тем, нельзя утверждать,
что краткосрочное, единичное воздействие
- всегда менее эффективно, чем долгосрочное.
Достаточно часто можно услышать
фразу: "Этот случай изменил всю
мою жизнь!" Следовательно, все
дело в обеспечении высокой
Виды психологического влияния представим в виде таблицы.
Вид воздействия |
Определение |
1. Убеждение |
Сознательное |
2. Самопродвижение |
Объявление своих целей и предъявление своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. |
3. Внушение |
Сознательное |
4. Заражение |
Передача своего состояния или
отношения другому человеку или
группе людей, которые каким-то образом
(пока не нашедшим объяснения) перенимают
это состояние или отношение.
Передаваться состояние может как
непроизвольно, так и произвольно,
усваиваться – также |
5.Пробуждение импульса к подражанию |
Способность вызывать стремление быть
подобным себе. Эта способность может
как непроизвольно проявляться,
так и произвольно |
6. Формирование благосклонности |
Привлечение к себе непроизвольного
внимания адресата путем проявления
инициатором собственной |
7. Просьба |
Обращение адресата с призывом удовлетворить
потребности или желания |
8. Принуждение |
Угроза применения инициатором
своих контролирующих возможностей
для того, чтобы добиться от адресата
требуемого поведения. Контролирующие
возможности – это полномочия
в лишении адресата каких-либо благ
или в изменении условий его
жизни и работы. В наиболее грубых
формах принуждения могут |
9.Деструктивная критика |
Высказывание |
10. Манипуляция |
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатора своих собственных целей. |
Предложенная классификация не является ни безукоризненной, ни тем более окончательной [8, c. 30]. Большие трудности возникают при выборе основания для классификации. В отечественной психологии ранее в качестве такого основания выступали используемые инициатором влияния психологические средства — аргументы, формулы внушения, заразительные движения и т. д. Однако по этим основаниям трудно было бы выделить такие виды влияния, как манипуляция или просьба.
Литература: