Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа
Цель исследования - изучить психологическое воздействие рекламы на сознание подростка. Выявить положительные стороны влияния телевидения и отрицательные.
Задачи:
Дать общую характеристику рекламы с точки зрения её воспитывающего влияния;
Выявить отношение подростков к рекламе;
Выявить воздействие рекламы на сознание подростка.
Вступление
Средства
массовой информации прочно вошли в
жизнь современного общества. Осуществляя
социальный контроль и управление,
влияя на формирование общественного
мнения, распространяя знания, опыт
и культуру, информируя самые широкие
слои населения о происходящих событиях,
они тем самым выполняют
Известно,
что социально обусловленная
сторона личности, ее направленность,
которая включает в себя мировоззрение,
идеалы, интересы, стремления, морально-нравственные
качества, формируется в основном
за счет воспитания и в результате
социально-психологических
Сегодня телевидение и видео - одни из самых доступных средств массовой информации. Современный школьник две трети свободного от учебных занятий времени проводит за просмотром телепередач. День и ночь на телевидении бушует многоцветный, увлекательный и таинственный рекламный карнавал. Он создаёт атмосферу, в которой мы живём.
Что же такое реклама? Кажется, мы всё о ней знаем, - это призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой. Существуют сотни определений рекламы. Многие, принятые в мире два-три десятилетия назад, безнадёжно устарели. Одни – безмерно узкие, другие – безмерно широкие. Рекламу можно определить, как комплекс психологических мер воздействия на сознание потенциальных потребителей с целью активного продвижения на рынок объектов рекламы, создания позитивного имиджа фирме, организации и отдельным институтам общества.
Следует отметить, что все рекламные ролики можно разделить на две группы: реклама, направленная на всю аудиторию; реклама, ориентированная на детей и подростков. Ведущее место в первой группе занимает реклама нейтрального характера. В ней сообщается о достоинствах товаров, их преимуществах, но позитивной или негативной информации она в себе не несёт. Около 30% рекламы из этой группы имеет негативную направленность и только 20% - положительную. Примерно такое же соотношение прослеживается во второй группе.
Что видит в каждой рекламе ребенок? Что можно стать счастливым, купив телефон последней марки. Можно стать здоровым, выпивая по баночке йогурта в день. Можно стать красивым, воспользовавшись дезодорантом или средством от прыщей. На работу люди ходят, чтобы выпить кофе и съесть шоколадку, в обед – суп быстрого приготовления. На улице захотелось кушать – достаточно купить шоколадный батончик, а мучает жажда – под рукой газировка. По вечерам люди пьют пиво с сухариками. А самое главное, если на все радости жизни не хватает денег, то их обязательно выдаст в кредит добрая тетя в банке. Получается, что все в жизни достается легко!
Лишь
незначительную часть занимает реклама,
имеющая положительную направленность.
В ней, хотя и не в явной форме, говорится,
что нужно быть щедрым, помогать родителям,
хорошо учиться. Трудно переоценить значение
роликов, в которых предлагается помощь
больным, рассказывается о средствах контрацепции,
просят о помощи на строительство христианских
храмов. Но их доля очень мала.
Актуальность
темы вытекает из потребности в
Объектом изучения выбраны психологические качества личности в условиях воздействия современных СМИ.
Предметом - психологическое воздействие рекламы на сознание подростка.
Цель исследования - изучить психологическое воздействие рекламы на сознание подростка. Выявить положительные стороны влияния телевидения и отрицательные.
Задачи:
Теоретико-
Раздел 1
Подросток
и средства массовой информации
1.1. Проблема психологического воздействия средств массовой информации на подростка.
Подростковый возраст – переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой? Во первых подросток чувствителен к оценке посторонних своей внешности также для него характерна крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
В эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения, понятийное мышление, возникает потребность в самосовершенствовании.
Осознавая
свои возросшие умственные и физические
силы, учащиеся средних классов стремятся
к самостоятельности и
Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления. Средства массовой информации выступают тем фактором, под влиянием которого происходит развитие подростка. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами и станут мнимомудрыми вместо мудрых. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.
СМИ имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.
Некоторые исследования показывают, что влияние средств массовой информации на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводимые во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с средствам массовой коммуникации. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.
В принципе влияние средств массой информации на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер.
СМИ весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности.
Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. И большие группы, и конкретные люди, в особенности дети и подростки, далеко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).
СМИ выполняют и рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМИ. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах, у которых возникли осложнения в общении с окружающими или в других сферах их жизни (что приводит, как правило, к напряженному эмоциональному состоянию и дискомфорту). Эти ребята могут, увеличив потребление продукции кино, радио, телевидения, печати, сократить тем самым контакты с людьми, найти отвлечение от неприятностей, заглушить или рассеять эмоциональную неудовлетворенность.
И здесь надо особо сказать о видео. Основные зрители - подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики, порнофильмы. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека. Мало того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Результатом будет нарастающее расхождение между картинами мира, существующими у старших и у младших - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Новая
картина мира, складывающаяся у подрастающих
поколений, приводит к определенным
изменениям в психологии. Уже сегодня
вошел в оборот термин «компьютерная
психология». А можно добавить еще
и видео, и космическую связь
и употребить какой-то более обобщающий
термин - например, технопсихология (далеко
не самый удачный). Для этой новой психологии,
очевидно, будут характерны иные, по сравнению
с нынешними, механизмы восприятия мира,
специфические ценностные ориентации,
неожиданные способы самореализации личности.
1.2.
Телевиденье как важнейший
Современная молодежь значительную часть своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить, что 10% респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют наибольшее внимание информационным и познавательным программам, следовательно для них телевизор - источник знаний, средство повысить собственную образованность [12, 70].
Для основной массы респондентов (55%) телевизор - прежде всего кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной жизни. На экране все чаще демонстрируется грубое насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики), алкоголь (особенно в современных российских сериалах). Этот процесс вносит свой вклад в криминализацию обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и составляют основную аудиторию зрителей.
Телевидение
привлекает наше внимание, с одной
стороны, своей живостью, увлекательной
режиссурой и красивыми съемками,
а с другой - заманивает в ловушку,
возбуждая нас сценами
Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров. В ходе многочисленных исследований детской и подростковой аудитории демонстрировались фильмы, герои которых действовали с позиции силы. После этого отмечалось учащение случаев агрессии и жестокости поведения со стороны детей, в то время как после просмотра картин, не содержащих подобных сцен, таких нарушений не наблюдалось. По материалам ряда других работ, те дети, которые проводят у телевизора много времени, значительно более агрессивны, чем их сверстники, уделяющие телевидению меньше внимания. Оценки степени агрессивности в этих исследованиях производились на основе наблюдений, мнений родителей, подсчета частоты возникновения конфликтов со старшими, признаний самих детей и показателей детской преступности. Конечно, такие выводы весьма нелицеприятны для большинства населения, а в особенности - для телевизионной индустрии, однако они являются результатом многолетней научной работы, и с ним приходится считаться.
Информация о работе Психологическое воздействие рекламы на сознание подростка