Психологическое воздействие рекламы на сознание подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить психологическое воздействие рекламы на сознание подростка. Выявить положительные стороны влияния телевидения и отрицательные.
Задачи:
Дать общую характеристику рекламы с точки зрения её воспитывающего влияния;
Выявить отношение подростков к рекламе;
Выявить воздействие рекламы на сознание подростка.

Файлы: 1 файл

kyrsak.docx

— 50.97 Кб (Скачать)

    К тому же, сейчас в рекламе создается  образ «красивой жизни» – путешествия, одежда, автомобили, украшения и  аксессуары, которые доступны не каждой семье, а  подростку так хочется это иметь! Таким образом, реклама может влиять и на отношения в семье, когда подросток не хочет мириться с невозможностью родителей купить атрибуты «красивой жизни». Это ведет к непониманию, озлобленности, конфликтам, разочарованиям и обидам.

    И еще одно негативное влияние рекламы  на детей и подростков, с которым столкнулись практически все. Реклама взрослых товаров порождает много вопросов: что такое прокладки, климакс, презерватив, простата, импотенция? Благодаря рекламе, наши дети становятся гораздо более просвещенными во «взрослых» вопросах, чем мы в свое время, и далеко не всегда это хорошо.

    Наряду  со всеми отрицательными моментами  влияния рекламы на подростков, есть несколько и положительных, которые нельзя не отметить.

    Иногда  в рекламе используются образы известных  людей, артистов, спортсменов, на которых подростки стремятся походить. Показывается своего рода некий положительный пример, который учит чему-то хорошему в жизни. Реклама помогает быть в курсе новинок. Из рекламы подростки узнают много нового: что нужно регулярно бывать у стоматолога, обувь нужно обрабатывать специальным кремом для обуви, чтобы она дольше прослужила, полезно употреблять в пищу кисломолочные продукты и т.п. К сожалению, подобных примеров можно привести крайне мало. Поэтому, как мы видим, все же негативного влияния рекламы на подростков больше, чем положительного, а потому важно контролировать просмотр рекламы детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3.  Исследования воздействия рекламы.  

    Методы  воздействия на психику человека давно изучены и описаны в  специальной литературе. Бойцы рекламного фронта прекрасно их знают и эффективно используют. Несколько логических ударений, пауз, изменений тона и интонации, жестов – и вот, пожалуйста, человек  «открыт», он почти в трансе, готов  впитать в себя все что угодно. Повторенная пару раз рекламная  установка надежно закрепляется на уровне подсознания и незаметно  делает свое дело, продажи растут.

    По  «проторенной дорожке» идет и реклама. Особенно «охотно» входит в транс  человек, психика которого переутомлена, что часто встречается в подростковом возрасте. Транс позволяет получить отдых и облегчение. Правда, вместе с порцией информации.

    Когда ребенок выслушивает авторитетное мнение родителей, ему не надо что-то осмысливать, достаточно того, что так  сказала мама. Это очень полезно, и позволяет передавать опыт от поколения  к поколению, исключив или сократив период «набивания шишек». «Родительское  кодирование» действует даже тогда, когда подросток начинает декларировать  независимость от мнения старших.

    Хорошо  известно, что многих реклама раздражает своей назойливостью, многократной повторяемостью, пошлостью. Немало людей  телереклама возмущает, иногда оскорбляет. Но особенно неблагоприятное влияние  телереклама оказывает тогда, когда  она дается по ходу интересного фильма или содержательной передачи. В этих случаях разрывается поток сознания и внимания. Телезритель испытывает чувство досады и раздражения  в связи с таким вмешательством в свои переживания. У него возникают  отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость и истощаемость. Можно вспомнить, что сходный прием (правда, без  телевидения) использовался в лабораториях И.П.Павлова для вызывания экспериментальных  неврозов у собак.

    По  результатам одного исследования телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей различных возрастных групп, особенно дошкольников и младших школьников. По мнению родителей, большинство детей узнает рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, воспроизводят отдельные высказывания, выражения, мелодии. Тем не менее дети не прерывают свою деятельность из-за рекламы, не предпочитают рекламу другим передачам.

    Примерно  половина опрошенных дошкольников и  треть школьников младших классов  доверяют содержанию рекламы, возможно, используют ее в качестве культурного  эталона потребления. Однако чем  старше дети, тем они более осмысленно и критично относятся к телевизионной  рекламе, оценивают воздействие  рекламы на психику, сознание человека как целенаправленную манипуляцию. Позитивным является тот факт, что многие подростки неодобрительно относятся к рекламе пива, особенно в сочетании со спортивными сюжетами.

    Больше  половины опрошенных родителей и  детей позитивно оценивают лишь немногие из рекламных роликов и  хотели бы, чтобы рекламы было меньше, чтобы повысилось ее качество. Вместе с тем примерно половина старших  подростков и их родителей считают  рекламу необходимой составляющей телеэфира, так как она информирует  о новых товарах и услугах. По мнению 50% опрошенных родителей, реклама  негативно влияет на их детей и  поэтому нужно либо запрещать  детям смотреть рекламу, либо дозировать ее. Важно также формировать правильное к ней отношение.

    Результаты  исследования показали, что в целом  реклама все же не играет решающей роли в формировании потребительских  предпочтений, не служит средством  манипулирования сознанием детей. Многие из них достаточно критично воспринимают телевизионную рекламу, аргументируют свое восприятие определенной рекламной продукции. Тем не менее представляется необходимым введение этических и юридических нормативов и ограничений для телевизионной рекламы, разработка гуманитарной экспертизы воздействия на сознание человека этой новой социальной технологии. 
 
 
 
 
 
 

    Выводы

    Между тем, детская аудитория многочисленна  и более других категорий зрителей подвержена влиянию телевидения - особенно в свете того, что ТВ сейчас часто  замещает детям общение с родителями или сверстниками, а уж тем более  чтение книг. Кружкам и секциям  родители предпочитают именно этот вид  досуга - не требует дополнительных затрат на обучение и нет опасности  позднего возвращения домой с  занятий.

    Современное телевидение Влияние, оказываемое  телевидением на подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения  и чутком восприятия наблюдаемых  событий. Склонность подростка к  фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми  событиями, в которые он сам начинают искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих  подростковых проблем.

    Телевидение позволяет увидеть жизнь с  разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда  не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»); персонификация (создание сообраза, «позиция Я», ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)

    Телевидение такое, какое оно есть и не в  педагогической компетенции его  изменить, но зная все особенности  восприятия, возрастные особенности  формирования духовно-нравственных ценностей  и дидактические приемы воздейстивя на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях.

    Телевидение не использует своих возможностей в  воспитании и дает пищу самым отрицательным  моделям социального поведения... Пассивное созерцание рекламы может  ограничить критическое мышление подростков и стимулировать агрессивное поведение.

    Что может противопоставить рекламному воздействию простой человек? Критический  взгляд на жизнь, положительные эмоции, любовь и уважение к своим детям. Мы не сможем самостоятельно победить рекламу. Но мы можем полноценно и радостно жить, даже в условиях рекламной агрессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Авдеева Н.Н. Психологическое  воздействие телерекламы на детей : [по материалам обследований] / Н.Н. Авдеева, Н.А. Фоминых // Психол. наука и образование. - 2002. - № 4. - С. 53-62.

    2. Авдеева Н.Н. Влияние телевизионной  рекламы на детей и подростков // Человек. - 2003. - № 1. - С. 106-109.

    3. Зазыкин В.Г. Психологические основы гуманистической рекламы / В. Зазыкин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 2000. - 72 с.

    4. Ковалева А.В. Социальная реклама  / А.В. Ковалева, А.С. Азарова, И.В.  Тахтарова ; Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 108 с.

    5. Лещук Н.С.Влияние рекламы на формирование этических норм и уровень культуры школьников / Н.С. Лещук ; Моск. гос. обл. ун-т. – М. : изд-во МГОУ, 2006. - 131 с.

    6. Лещук Н.С. Подростки и реклама : проблема воспитания и антивоспитания / Н.С. Лещук ; Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Изд-во МГОУ, 2006. - 114 с.

    7. Лещук Н. Подростки и реклама // Экономика в шк. - 2003. - № 4. - С. 53-74. Библиогр.: с. 72-74. (48 назв.).

    8. Лещук Н.С. Психологические особенности восприятия рекламы подростками : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Лещук Н.С. - М., 2002. - 18 с. - Библиогр.: с. 18.

    9. Мосин К.В. Реклама и духовно-нравственное воспитание личности (В культурно-просветительных учреждениях и средствах массовой информации) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мосин К.В. ; М-во нар. образования респ. Узбекистан, Узб. НИИ пед. наук им. Т.Н. Кары-Ниязова. - Ташкент, 1998. - 19 с.

    10. Психологическое воздействие телевизионной рекламы на развитие детей и подростков [Электронный ресурс] // Реклама, маркетинг и PR : [сайт]. – 11.10.08. – URL: http://www.adhard.ru/page-al-psyadvnachildrenvozd.html (17.02.09).

    11. Соколов И.В. Реклама как средство художественного воспитания школьников-подростков // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2007. - Т. 13, № 2. - С. 222-225. - Библиогр.: с. 225 (5 назв.).

    12. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996. С.186.

    12. Толстошеина Н.В. Личность подростка : актуальные проблемы теории и диагностики / Н.В. Толстошеина ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2001. - 142 с. - Библиогр.: с. 141-142.

    13. Шигаев А.Г. Социокультурные аспекты воздействия рекламы на формирование личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Шигаев А.Г. ; Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Тюмень, 2005. - 19 с.

Информация о работе Психологическое воздействие рекламы на сознание подростка