Психологические воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие психологического взаимодействия и его виды
Задачи:
Изучить понятие психологического воздействия;
Рассмотреть виды психологического воздействия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…3
Понятие психологического воздействия………………………………...5
Общие характеристики психологического взаимодействия……………8
Виды психологического воздействия……………………………………17
Литература………………………………………………………………..…..19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОТОВО!.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

  1. Понятие психологического воздействия………………………………...5
  2. Общие характеристики психологического взаимодействия……………8
  3. Виды психологического воздействия……………………………………17

Литература………………………………………………………………..…..19

 

Введение

Каждый из нас ежедневно (осознанно или  неосознанно) в той или иной степени  влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния. Мы живем в мире психологических  воздействий, и всю историю психологической  мысли можно трактовать как историю  поисков ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности  психологического воздействия, как  развитие взглядов и подходов к объяснению закономерностей и механизмов функционирования данного явления, а также объективных  и субъективных условий и факторов, определяющих эффективность самого процесса. В качестве ключевых направлений  психологического исследования, которые  в истории психологии пытались брать  на себя лидерство в разработке проблемы психологического воздействия, можно  назвать: психологию познания людьми друг друга, психологию личности, психологию общения, психологию малых групп и коллективов.

 Проблема  воздействия занимает особое  место в психологической науке,  поскольку именно в ней наиболее  сконцентрированы принципиальные  вопросы, связанные с управлением  психическими явлениями. Именно  в проблематике психологического  воздействия, пожалуй, как нигде  более рельефно выражена связь  запросов и требований социального  заказа сегодняшнего дня, общественной  практики и потребностей развития  психологической науки в целом,  и прежде всего социальной  психологии.

 Проблема  психологического воздействия выступает  как стержневая, «результирующая»  проблема в психологии и одновременно  как системообразующая категория,  которая во многом определяет  целевую перспективу (поиск законов  управления психическими явлениями  и всевозможными видами активности  человека), прикладной потенциал,  общественное лицо психологической  науки, связанное с дееспособностью  выявленных в ней законов, их  применимостью к социальной практике.

 Практическая  значимость проблемы психологического  воздействия очевидна прежде  всего для специалистов, работающих  с людьми: психотерапевтов, практических  психологов, преподавателей, воспитателей, врачей, руководителей и других  специалистов системы «человек—человек».  Для них владение методами  психологического воздействия является  важной составляющей профессионализма.

Цель данной работы – рассмотреть понятие психологического взаимодействия и его виды

Задачи:

  1. Изучить понятие психологического воздействия;
  2. Рассмотреть виды психологического воздействия.

Объект -

Предмет -

 

 

 

  1. Понятие психологического воздействия.

Если исходить из необходимости  уточнения понимания того, что  обозначается словосочетанием "психологическое  воздействие", то соотносимое с  ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие  чего-то нематериального, например, слова  или особых флюидов на поведение  человека, его мысли и  чувства. Типичный образ такого понимания воздействия - отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п.

Если мы воспользуемся толковыми  словарями и попытаемся установить, что же такое воздействие, в том  числе и психологическое, то обнаружим, что под этим подразумевается "действие, направленное на кого-либо, что-нибудь, с целью добиться чего-нибудь" [6, с. 85].

Более широкие возможности для  определения сущности такой разновидности  воздействия, как психологическое, открываются, если обратиться к источникам, трактующим воздействие в контексте  философской категории "взаимодействие". "Философский энциклопедический  словарь" представляет "взаимодействие" как философскую категорию, отражающую процессы воздействия различных  объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого [9, с. 81]. 

Определяет воздействие именно в указанном ключе Г.А. Ковалев. Под воздействием он понимает "процесс... который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных  характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем" [2, с. 4-5].

Ф. Энгельс определяет взаимодействие как «первое что выступает  перед нами, когда мы рассматриваем  движущуюся материю…» [4, 546]. Исходя из существования нескольких уровней организации материи, воздействие между взаимодействующими объектами может рассматриваться в контексте того уровня организации материи, на котором оно происходит. Поэтому можно говорить о физико-химическом уровне воздействия, биологическом уровне, психологическом и социальном уровнях. И процесс, и результат взаимодействия на каждом из этих уровней протекает и проявляется в соответствии с законами, характерными для этого уровня организации материи. Человек в соответствии с этим, осуществляя взаимодействие с внешними факторами, будь то другие люди или иные объекты, может испытать физическое, химическое, биологическое, психологическое или социальное воздействия.

Рассмотрим пример, для того чтобы представить проявление всего спектра указанных видов воздействия. Представим ситуацию, когда человек оказался в силу каких-либо обстоятельств на зараженной радиоактивными веществами территории. Если им не использовались специальные средства защиты и последующей противорадиационной обработки, то его тело, как и прочие объекты, находившиеся на данной территории, вызовут определенную реакцию поднесенного к ним счетчика Гейгера. Это явится свидетельством наличия результата физико-химического воздействия на тело человека. При определенной дозе облучения у него возможно изменение течения биологических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность данного субъекта, как представителя определенного биологического вида. В этом случае уже следует говорить о биологическом уровне воздействия. На фоне переживаемого облученным субъектом физического дискомфорта и определенного отношения к собственному здоровью, жертва облучения может испытывать определенные эмоции. Эмоции и переживания возникают также из-за осознания самого факта лучевого поражения. Люди неосведомленные могут относиться к поражающим факторам не только со страхом, но испытывать и другие эмоции. Эмоции, чувства, переживания, изменение образа мира или мировоззрения - это уже проявление результата соприкосновения человека с радиацией на психологическом уровне.

Нам представляется целесообразным считать воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

 

  1. Общие характеристики психологического взаимодействия

Для того, чтобы рассмотреть психологическое  воздействие во всем многообразии его  проявлений, целесообразно, прежде всего, обратиться к традиционным способам его классификации.

Анализ  психологических исследований в  области психологического воздействия, а также документов, отражающих деятельность самых разных профессионалов, указывает  на возможности использования в  качестве оснований для классификации  самых общих признаков взаимодействия. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • тип взаимодействующих сторон.
  • стратегия взаимодействия,
  • конечный результат,
  • наличие непосредственного контакта между взаимодействующими сторонами или использование каких-либо каналов передачи информации,
  • степень сокрытия факта воздействия от реципиента (того, на кого оказывается воздействие),
  • прямое воздействие на реципиента или ориентация на изменение внешних условий его жизни и деятельности.

Остановимся на рассмотрении всех этих признаков  подробнее.

Субъект-субъектно  и субъект-объектно ориентированные  стратегии взаимодействия.

В психологической  литературе различают несколько  так называемых стратегий воздействия: манипулятивную, императивную и развивающую. Данная классификация опирается на несколько параметров психологического воздействия. Для того, чтобы выделить эти параметры, воспользуемся общей характеристикой этих стратегий, приводимой С.Ю. Решетиной и Г.Л. Смоляном. Так, "манипулирование рассматривается как подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля, по типу психотерапевтического эффекта. Императивная стратегия не затрагивает глубинные структуры личности, а поддерживает имеющиеся когнитивные структуры, хорошо действует в экстремальных ситуациях. В отличие от этих двух стратегий, развивающая стратегия ориентирована на долгосрочный эффект, на изменение личности и осуществляется в процессе длительного диалогового контакта с человеком. Диалоговое воздействие, направленное на формирование структуры личности, возможно при длительном общении в процессе обучения и воспитания" [7, с. 24],

Таким образом, основными различительными  параметрами в данной характеристике выступает субъект-субъектный или  субъект-объектный характер отношений  между взаимодействующими субъектами, ориентация на краткосрочное или долговременное взаимодействие, на уровень отражения информации (ориентация на осознание информации или бессознательный уровень).

Сходные стратегии воздействия  выделяются и в связи с теми конечными результатами в изменении  регуляторов поведения и активности реципиента, которые при этом наступают. Э. Аронсон описывает три различные  реакции на социальное воздействие: подчинение, идентификацию и интернализацию. Термином "подчинение" описывают  поведение, мотивацией которого является желание получить поощрение или избежать наказания [1, с. 56]: Соответственно, возможно выделение стратегии, ориентированной на обеспечение подчинения реципиента воздействующей стороне. "Идентификация" - желание походить на воздействующую сторону [1, с. 57]. Соответственно, стратегия взаимодействия будет направлена на побуждение мотивации идентификации. "Интернализация" - более глубокое освоение каких-то ценностей и взглядов, убежденность в чем-либо [1, с. 57]. В случае ориентации на получение эффекта интернализации, воздействие должно предполагать возможность осмысленного отношения реципиента к соответствующему содержанию.

Только в последнем случае есть основание говорить о том, что  реципиент рассматривается теми, кто оказывает воздействие, как  партнер по взаимодействию, и имеют  место субъект-субъектные отношения. Примером такого рода ситуации может  быть выступление оратора, формирующего отношение к определенной проблеме посредством аргументации. Глубокое понимание важности подобного отношения  между взаимодействующими сторонами  продемонстрировал средневековый  китайский мудрей Ли Гоу, который  писал в своем трактате "План успокоения народа":

"Народ подчиняется не правителю,  а его указу. Поэтому правителю,  прежде чем охранять государство,  следует соблюдать собственный указ" [3, с. 300].

Реакция народа в данном отрывке  увязывается с его активным отношением к тому, какое поведение демонстрирует  правитель.

Иной является ситуация, когда воздействующей стороной сознательно вызываются непроизвольные эффекты, либо снижающие возможность  критического отношения к ситуации или ее элементам, либо служащие предпосылками  принятия каких-то решений, которые  в иных обстоятельствах не были бы приняты. Действующая сторона исходит  из того, что ресурс доброй воли или  воли вообще у реципиента исчерпан (недостаточен, вообще отсутствует) или  очевидна установка реципиента на противодействие. Элементы такого рода воздействия описаны  в следующей ситуации, связываемой  в китайской литературе с именем военачальника Цао Цао,

"Однажды Цао Цао, находясь  в походе, заблудился и оказался  в безводной местности. Воины  страдали от жажды. Цао Цао  приказал объявить: "Вскоре мы  прийдем к большой сливовой  роще со спелыми плодами. У  них кисло-сладкий вкус, который  поможет утолить жажду".

Когда воины услышали об этом, у  них во рту выступила слюна  и Цао Цао удалось убедить  их идти дальше до тех пор, пока они  действительно не наткнулись на источник" [10, с. 297].

В этой ситуации очень четко зафиксирован момент, когда убеждать изможденных  людей, взывая к вере в успех и  воле последовать за тем, кто вверг  их в эту ситуацию, уже не эффективно. Ресурс воли исчерпан, хотя ресурс физических возможностей еще был. Нужно было изобрести нечто, что хоть на время  облегчило бы состояние и способствовало поднятию решимости в продолжении  похода. Этим толчком послужил образ  кисло-сладких сочных слив, который  рефлекторно вызвал выделение слюны  и, с одной стороны, облегчил переживание  жажды, а с другой - мог выступить  дополнительным стимулом для измученных воинов. Хотя воины и выступают  субъектами определенной активности, продолжение похода авторами связывается  с тем, что случилось помимо их осознанного волевого усилия. Таким образом, в этом отрывке зафиксированы субъект-объектные отношения между взаимодействующими сторонами.

Информация о работе Психологические воздействия