Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 06:17, реферат
Возможности применения разработанной методологии чрезвычайно велики, поскольку тексты очень •широко используются во всех сферах человеческой жизни. Психологический анализ текста, оценка его воздействия требуются и в психотерапевтической работе, и в судебной экспертизе, и при составлении текстов публичного выступления, и в повседневном общении
Психологическое воздействие текста: прикладные аспекты
Возможности применения разработанной методологии чрезвычайно велики, поскольку тексты очень •широко используются во всех сферах человеческой жизни. Психологический анализ текста, оценка его воздействия требуются и в психотерапевтической работе, и в судебной экспертизе, и при составлении текстов публичного выступления, и в повседневном общении.
Мы рассмотрим несколько областей, в которых такой анализ успешно применялся.
Библиотерапия
Целительное воздействие слова имеет очень давнюю традицию. С развитием художественной литературы и пониманием ее роли в жизни человека появились, как мы помним, исследования, позволяющие судить об особенностях различных читателей и читающей публики в целом. Так, Н.А. Рубакин составлял рекомендательные списки литературы для лиц, страдающих от различных психических недугов.
В последние годы возросло число исследований, связанных с диагностикой и лечением словом (Бурла- кова, Олешкевич, 1999; Доценко, 1999; Шевченко, 1999; Карлов, 2004; Смулевич, 2005 и др.), которые, впрочем, известны давно. «Врачевание словом» используется для лечения соматических больных, отмечается большая терапевтическая роль сказки, особенно когда речь идет о детях; появляются работы, посвященные терапевтическому воздействию литературы в целом, а также собственному словесному творчеству пациентов (Соколов, 2004; Фанталова, 2001; Дорожевец, 1998; Зинкевич, Михайлова, 1998; Яничев, 1999, и мн. др.). В нашей стране широко известен метод психотерапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (Бурно, 1989).
Наш подход позволяет сделать эти методы более эффективными за счет индивидуально подобранных лексико-синтаксических средств.
Способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказывавшегося в трудной ситуации, используются в библиотерапии. Этот метод призван помочь пациенту понять и изучить «типологию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности» (Бурно, 1989, с. 133). Составлены списки произведений, которые рекомендуются при определенных пограничных состояниях, для коррекции отношений между родителями и детьми, для уменьшения подростковых фобий или неврозов, вызванных разводом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и в целом химической зависимости ( Pardeck J . T ., Pardeck J . A .,1993; Phillips , 1996).
Наша типология позволит подобрать литературу с более полным учетом индивидуальных особенностей пациента.
Новые информационные технологии. Программа ВААЛ
Применение психологических и лингвистических знаний в компьютерных технологиях стало привычным в последние десятилетия. Такие знания нужны при любой обработке текстовых данных: от создания поисковых систем до необходимости «сжать» текст до резюме.
Предложенный нами анализ текста также нашел применение в информационных технологиях. Выявление вербальных признаков эмоционально-смысловой доминанты стало важной составляющей компьютерной психолингвистической системы «Психиатрический анализ текста» — ПАТ, которая проводит психологический контент-анализ текстов, как художественных, так и публицистических или рекламных.
ПАТ выстраивает частотные характеристики текста и проводит факторный анализ на уровне лексики и фразеологии. Новейшие версии учитывают также ряд особенностей синтаксиса. Программа позволяет создать частотный словарь любого исследуемого текста и определить его эмоционально-смысловую доминанту. Распределение лексико-семантических признаков доминант дается в абсолютных (количество слов того или иного класса) и в относительных (% к норме по частотному словарю русского языка) величинах. В результате обработки текста выявляется его эмоционально- смысловая доминанта и соответственно прогнозируется возможное воздействие этого текста.
Данная подсистема (ПАТ) встроена в систему ВААЛ, основным разработчиком которой является В.И. Ша- лак. Главное назначение программы ВААЛ состоит в оценке воздействия слов и русскоязычных текстов на человека.
Современный взгляд на язык предполагает, что речь может быть средством влияния на поведение людей. В эффективном воздействии важны не только и не столько логичность и аргументированность речи, сколько эмоциональность речевого высказывания. Эмоциональное восприятие оперирует простыми категориями «приятие» — «неприятие». При этом самыми важными оказываются каналы воздействия, не контролируемые сознанием. Эти соображения во многом определили необходимость создания системы ВААЛ.
Система позволяет:
составлять тексты выступлений или статей, в том числе рекламных, с заранее заданными характери стиками воздействия на потенциальную аудиторию;
формировать эмоциональный имидж политичес кого деятеля;
находить названия для новых товаров, которые бу дут иметь эмоциональный отклик у потребителей;
проводить психиатрический анализ текстов;
усиливать речевое воздействие в психо- и гипно терапии.
В целом с помощью ВААЛ можно усилить воздействие любых рекламных, учебных, пропагандистских и публицистических материалов, а также строить психологические портреты авторов текстов и целевых аудиторий.
Применение экспертной системы ВААЛ с 1993 года показало, что она может быть успешно использована для анализа и корректировки воздействия текстов в самых разных областях — от политической риторики и рекламы до образования и художественного творчества.
Судебная экспертиза
Перед правоохранительными органами часто встает задача идентификации автора текста (допустим, содержащего угрозу), однако, как справедливо отмечают исследователи, одним из самых серьезных затруднений является чрезвычайно слабая разработанность четких экспериментальных процедур, позволяющих диагностировать те или иные черты личности преступника (Иванченко, Асмолов, Ентолопов, 1992).
Мы опишем, как применение программы ВААЛ (ПАТ) и учет эмоционально-смысловой доминанты представленных текстов позволили провести анализ и вынести суждения, отвечающие на сформулированные судом вопросы.
В распоряжении суда были печатные тексты одной религиозной общины (более 260 текстов, более 1000 страниц дела). Предстояло выявить, содержатся ли в них признаки: разжигания религиозной розни (подрыв уважения и неприязнь к другим религиям); принуждения к разрушению семьи; посягательства на личность, права и свободы граждан.
Предстояло также выяснить, содержится ли в анализируемых материалах побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей.
Тексты были подвергнуты лингвистическому, психолингвистическому, литературоведческому анализу*.
Анализ показал, что в текстах планомерно проводится одна идея: человечеству и каждому отдельному человеку угрожает могущественный враг добра — сатана. Он строит козни, вовлекает людей в грех, ведет человечество к гибели и мучениям; в недалеком будущем настанет день последней битвы — Армагеддон. Человечество постигнет «великая скорбь» — голод, эпидемии, войны, стихийные бедствия; единственное спасение для людей — обращение к Богу, который уничтожит сатану, его приспешников, всех служителей зла, всех не являющихся членами сообщества; после Армагеддона спасшихся ждет счастье, жители Земли будут подчинены справедливому небесному правительству.
В текстах преобладает тематика уничтожения неверных людей волей и силами Бога. Спасутся лишь те, кто присоединится к общине. Они избегнут тяжелых бедствий, мучений и гибели. Это нагнетание страха формирует настрой, зловещие оттенки которого усугублены многократными описаниями человеческих бедствий вообще — бывших, нынешних и будущих.
Сознание воспринимающего должно «оцепенеть» перед фатальным ходом событий. Одновременно этот мотив готовит восприятие к деятельности в режиме катастрофически-военном, осадном, к дисциплинарно- организованному сопротивлению и наступлению.
Эмоционально-смысловую доминанту текстов образует насыщенность лексикой «печального» и «темного» настроя. Автоматический обсчет с помощью экспертной компьютерной психолингвистической программы ВААЛ показал следующее. «Светлая» лексика (Бог, верить, апостол, душа, человечество, вселенная, доверие, истинная ценность, справедливость) составляет в названных текстах до 22%. «Печальная» и «темная» лексика (насилие, растление, уничтожение, страдать, гонения, умирать, рабство, голод, холод, козни, ложь, клевета) составляет также до 22%. Тем самым контекст данной печатной продукции можно рассматривать как депрессивный, внушающий представление о мире как античеловечной системе вещей, нагнетающий тревогу, страх, подозрительность и озлобление.
* Экспертное заключение по этому делу было написано в соавторстве с Д.А. Леонтьевым, С.А. Небольсиным и другими. Мы описываем ту его часть, которая преимущественно сделана нами.
Тексты в целом формируют у аудитории: настроения беспомощно-пассивного ожидания, необходимости спасительных инструкций; а также готовность к нервозно-взвинченному состоянию, поиску в мире и людях врагов, расположенность к агрессивно-озлобленному противостоянию им.
Так, псалом 148:12,13 «Место молодежи в Божьем порядке» начинается как достаточно радостный («веселый») текст (строки 1—6 — нумерация наша. — В.Б.), затем следует «печально-темная» вставка (строки 7—9) и завершается достаточно «светлым» текстом (строки 12—16).
МЕСТО МОЛОДЕЖИ В БОЖЬЕМ ПОРЯДКЕ (183)
(Псалом 148:12,13)
1. Место всем сегодня есть в порядке Бога. Стар и млад — он всех хвалить его зовет.
2. Как чудесно видеть отклик молодежи, что о Царстве весть по всей Земле несет.
3. Их свидетельство повсюду столь успешно, так ус лужливы, воспитанны, чисты!
4. Их служенье для Иеговы очень ценно. Пожилым в них радость, ими так горды.
5. Молодые, вы, кто знаете Иегову, о, какой счастливый будет это час!
6. То, что в будущем вас ждет, себе представьте — веч но жить в Раю прекрасном Бог вам даст.
7. Мы живем теперь под гнетом злой системы, той, что скоро превратится в пыль и прах.
8. Всею силой нужно с нею нам бороться, чтобы вер ным Царству быть, отвергнув страх.
9. Вы друзей ищите средь народа Бога, для чего искать вам дружбы с миром злым?
10. Погружайтесь в те дела, что созидают — недостатка в Слове Бога нету им.
11. Если трудно вам, то любящим вас ближним говорите обо всем, что вас гнетет.
12. Но а самый наибольший Друг — Иегова. Милосер дье, чуткость каждый в нем найдет.
13. Мы все члены христианского собранья. В нем забо тится о нас Иисус Христос.
14. Так что в верности займем с ним рядом место, всем его советам следуя всерьез.
15. Не дадим влиять на нас мышленью мира; пусть Иего ва в чистоте наш ум хранит.
16. Будем верными и юн и стар — все вместе; жизнью „ вечной нас Иегова наградит.
Такие тексты редки в «естественной» коммуникации но нередки в текстах, где задачей является целенаправленное воздействие на сознание, например, в текстах о наркотиках (мир вокруг жесток — ты не одинок — приходи к нам — мы дадим тебе избавление).
В анализируемых текстах заметны существенные изменения в психологическом содержании ряда устойчивых понятий, что способствует переориентации сознания в сторону противостояния миру. В изучаемых текстах осуществлены целенаправленные контекстуально-связанные изменения в семантической структуре слов. Так, осуществляется сдвиг в понятии «общество», направленный на сужение картины мира и связей с ним. Взаимодействие с миром возможно лишь в пределах общины и посредством общины. Понятие «семья» оттесняется, сводится к значению «члены нашей организации». Понятие «счастья» меняется на понятие «служение» (целям нашей организации). Все это создает особый язык со специфическим эмоционально-смысловым наполнением. Основные функции этого языка состоят в психологическом воздействии на сознание, в изменении языкового и неязыкового образа мира, во внушении необходимости покорного подчинения дисциплине.
Стилистика текстов насыщена элементами императивной, командной окраски, что поддерживает характеристику сообщества как организации, тяготеющей к военно-дисциплинарному типу. Участников объединяют устав службы, должностные инструкции, приказы, команды и т.п. В издании «Письмо кандидату на служение...» говорится:
не думай, что ты сможешь всегда поступать по своей воле /.../ Тебе придется отодвинуть на задний план твои личные желания и склонности /.../ чтобы быть в состоянии исполнять поручаемые тебе служебные задания.
Реализуемые в текстах рекламно-пропагандистские технологии дополняются дисциплинарно-уставными, в которых давление на психику проводится через жесткие должностные инструкции, графики выполнения обязанностей и прямые приказания
Состояние напряженной, настороженной изоляции от мирской жизни и отрешения от мирских связей достигается в текстах использованием императива не думать. Сопровождается такой приказ словами всего и навсегда, которые наиболее часто встречаются в речи людей, находящихся в стрессовом состоянии. Такого же рода стрессовое состояние поддерживается в воспринимающих эти тексты. Религиозный идеал укрепляется в принудительно-распорядительном порядке.
Это позволяет дать обсуждаемым текстам следующую характеристику. Являясь текстами, близкими по своей организации к пропаганде и рекламе, издания этой общины прибегают к разнообразным способам манипуляции сознанием воспринимающих, сужая их кругозор и ориентируя людей на фатальный выбор, прямо или исподволь предрешенный этой организацией.
Эти тексты отличаются резко негативной эмоциональной атмосферой, создаваемой вокруг мировоззренческих вопросов. Фаталистическая обреченность человека перед лицом вселенского зла; высокий уровень страха, внушаемый инструкциями, сильный акцент на отказе от мирских ценностей. Завершает перечень предписание «не думать».
Проводимая в текстах идея о том, что эта организация является единственным достойным членства обществом и единственной структурой с единственно достойными следования правилами, наделяет проповедуемую в текстах идеологию качествами соперничества с иными общественными и правовыми институтами. Тем самым это религиозное объединение само себя квалифицирует как организацию теократического и тоталитарного типа, с признаками секты.
Таким образом, в проанализированных документах обнаружены признаки разжигания религиозной розни в форме подрыва уважения и формирования неприязни к другим религиям; посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание и право на отдых, а также на свободу распоряжаться своим временем. Эти тексты несут негативное отношение к миру, стремятся отгородить человека от мира, запугать его.
Информация о работе Психологическое воздействие текста: прикладные аспекты