Психологические особенности терапевтических больных

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:35, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность Хронические заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации. При этом одной из причин падения работоспособности могут быть изменения психики, возникающие у заболевших. Рассмотрению процесса адаптации больных с хроническим заболеванием и посвящена данная дипломная работа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
1.1 Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям
1.2 Особенности личности хронических соматических больных
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

1. Метод беседы 

Целью данного  метода является установление контакта с испытуемыми и первоначальный сбор информации о них: как анамнеза, социально- демографических характеристик, диагностика эмоционального и мотивационно-потребностного компонентов личности. 

Вопросы: 

1. Ваш возраст? 

2. Какое у  Вас образование? 

3. Где и кем  Вы работали до обнаружения хронического заболевания? 

4. Изменили ли  Вы место работы? По каким причинам? Где и кем Вы работаете сейчас? 

5. Вы живете  один или с родственниками? 

6.Раскажите о  своей семье. 

7. Как Вы считаете, что изменилось в Вашей жизни  после обнаружения заболевания? 

8. Что изменилось  к худшему в Вашей жизни? 

9. Чем Вы предпочитаете  заниматься в свободное время? 

10. Насколько  Вы удовлетворены общением с  другими людьми? 

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов: 

Социально - демографические  характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки. 

Особенности эмоциональной  сферы (7-8 вопросы) 

Особенности мотивационно-потребностной  сферы (9-10 вопросы). 

2. Методика социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда 

Для изучения степени  адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической  адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Практическая психодиагностика / под  ред. Райгородского. Самара: Бахрах, 1999.. 

Данная методика относится к классу опросников. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. 

Прочитав или  прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить, в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести бальной шкале:  

"0" -это  ко мне совершенно не относится; 

"2" -сомневаюсь, что это можно отнести ко  мне; 

"3" -не решаюсь  отнести это к себе; 

"4" - это,  похоже, на меня но нет уверенности; 

"5" -это  на меня, похоже; 

"6" -это  точно про меня; 

Подчитывался  интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам: 

адаптивность (34 высказывания) 

дезадаптивность (34 высказывания) 

Индекс высчитывается  по формуле:  

На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группы испытуемых: 

1. с высоким  уровнем адаптации (группа А) 

2. со средним  уровнем адаптации (группа В) 

3. с низким  уровнем адаптации (группа С) 

Деление людей  на группы производилось с помощью  подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (д) 

xi - каждое наблюдаемое  значение признака 

n - количество  наблюдений 

У - знак суммирования 

3. Методики на  изучение личностных характеристик 

Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики: 

3.1. Методика "Личностный  дифференциал" (ЛД) (адаптирована  в НИИ им. В.М. Бехтерева) - используется  нами для изучения самосознания. 

Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности. 

В ЛД отобрана 21 личностная черта. 

Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности. 

Отобранные черты  в наибольшей степени характеризуют  полюса трех классических факторов семантического дифференциала: 

оценки; 

силы; 

активности. 

Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые  представления человека о самом  себе. 

3.2. Шкала " Самоприятия" опросника социально-психологической адаптированности (СПА) Практическая психодиагностика / под ред. Райгородского. Самара: Бахрах, 1999.  

На основе анализа  результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов: 

a - принятия себя 

b - неприятия  себя 

Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия  на основе подсчета среднего арифметического  и стандартного отклонения. 

3.3. Шкала "Интегральность" опросника СПА 

Интерпретация результатов проводится на основе интегрального  показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам: 

a - внутренний  контроль 

b - внешний контроль 

Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического  и стандартного отклонения. 

3.4. Методика  незаконченных предложений  

Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применяем методику незаконченных предложений (на основе методики Дж.Нюттена) Толстых Н.Н. Использование метода неоконечных предложений для изучения временной перспективы. //Научно методические основы использования в школьной психологии службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.. 

Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения: 

1. Я надеюсь … 

2. В будущем  моя жизнь … 

3. То, к чему  я стремился(стремилась) в юности… 

4. Оглядываясь  на свою жизнь, я думаю, что… 

5. Лучший период  в моей жизни… 

6. Когда я  узнал(а) свой диагноз… 

7. Моя жизнь  до заболевания… 

8. Я бы хотел(а), чтобы родственники… 

9. Я буду очень  рад(а), если… 

10. Болезнь для  меня - это… 

11. Я намериваюсь… 

Данные предложения  могут быть разделены на группы, характеризующие в той или  иной степени систему отношений  обследуемого к будущему, к прошлому, к периоду хронического заболевания, к болезни, к родственникам.  

Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений  как: 

- положительную; 

- отрицательную; 

- безразличную. 

Также методика незаконченных предложений применена  для исследовании эмоциональной сферы личности. Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения: 

1. Я боюсь,  что… 

2. Мое настроение  ухудшается… 

Данная группа предложений отражает особенности  эмоциональной сферы, испытываемые человеком страхи и опасения. 

3.5. Шкала «Принятие  других» методики СПА применена  для изучения мотива аффилиации. 

По данной шкале  подсчитывается показатель «Принятия  других» по формуле: 

a - принятие других 

б - непринятие других 

Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения: 

- высокий 

- средний 

- низкий 

3.6. Шкала «Эмоциональный  комфорт» опросника К. Роджерса  и Р. Даймонда использована  нами для изучения эмоциональной  сферы личности. Подсчитывался показатель  «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам: 

- эмоциональный  комфорт 

- эмоциональный  дискомфорт 

На основе анализа  данного показателя выделяется 3 степени  эмоционального комфорта: 

- высокая 

- средняя 

- низкая. 

При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы: 

1. Метод Стьюдента  (t-критерий) Сосновский Б.А Лабораторный  практикум по общей психологии. М.: Наука, 1979. 

Этот метод  используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением. 
 
 

где x1 и x2 - средние  арифметические значения переменных в  группах 1 и 2,  

SД - стандартная  ошибка разности. 

Если n1= n2 , то где n1 и n2  - число элементов в первой и во второй выборках, д1 и д2 - стандартные отклонения для первой и второй выборки. 

Если n1? n2 то  

Уровень значительности определяется по специальной таблице. 

2. Критерий ц* - угловое преобразование Фишера  Сидоренко Е.В. Методы математической  обработки психологии. СПб.: Питер,2000.  

Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак. 

Эмпирическое  значение ц* подсчитывается по формуле: 

ц*=( ц1- ц2) . , где  

ц1 - угол, соответствующий большой процентной доле. 

ц2 - угол, соответствующий  меньшей процентной доле. 

n1 - количество  наблюдений в выборке 1 

n2 - количество  наблюдений в выборке 2 

Уровень значительности ц* эмпирического значения определяется по специальной таблице. Чем больше величина ц*, тем более вероятно, что различия достоверны. 
 

2.2 Результаты  исследования и их анализ 

2.2.1 Особенности  адаптации больных хроническим  заболеванием 

Для изучения степени  адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. 

На основе анализа  интегрального показателя адаптации  были выделены 3 экспериментальные  группы испытуемых: 

1. с высоким  уровнем адаптации - группа A.  

Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67) 

2. со средним  уровнем адаптации - группа B.  

Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6) 

3. с низким  уровнем адаптации - группа C. 

Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3) 

Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными группами проверялась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются статистически значимыми при p?0,01 между группами A и B, группами B и C, группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что больные с хроническими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. 

Большинство больных  с хроническими заболеваниями характеризуются  средней степенью адаптации (65%), с  высоким уровнем адаптации - 19%, третья группа больных с низким уровнем  адаптации (16%). 

Информация о работе Психологические особенности терапевтических больных