Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:35, дипломная работа
Актуальность Хронические заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации. При этом одной из причин падения работоспособности могут быть изменения психики, возникающие у заболевших. Рассмотрению процесса адаптации больных с хроническим заболеванием и посвящена данная дипломная работа.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
1.1 Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям
1.2 Особенности личности хронических соматических больных
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
1. Метод беседы
Целью данного
метода является установление контакта
с испытуемыми и первоначальный
сбор информации о них: как анамнеза, социально-
демографических характеристик, диагностика
эмоционального и мотивационно-потребностного
компонентов личности.
Вопросы:
1. Ваш возраст?
2. Какое у
Вас образование?
3. Где и кем
Вы работали до обнаружения хронического
заболевания?
4. Изменили ли
Вы место работы? По каким причинам?
Где и кем Вы работаете сейчас?
5. Вы живете
один или с родственниками?
6.Раскажите о
своей семье.
7. Как Вы считаете,
что изменилось в Вашей жизни
после обнаружения заболевания?
8. Что изменилось
к худшему в Вашей жизни?
9. Чем Вы предпочитаете
заниматься в свободное время?
10. Насколько
Вы удовлетворены общением с
другими людьми?
Анализ результатов,
полученных с помощью беседы, проводился
по блокам вопросов:
Социально - демографические
характеристики (1-6 вопросы) полученные
данные учитывались при формировании
выборки.
Особенности эмоциональной
сферы (7-8 вопросы)
Особенности мотивационно-потребностной
сферы (9-10 вопросы).
2. Методика социально-
Для изучения степени
адаптации использовалась методика
диагностики социально-
Данная методика
относится к классу опросников. В опроснике
содержатся высказывания о человеке, о
его образе жизни: переживаниях, мыслях,
привычках, стиле поведения.
Прочитав или
прослушав очередное
"0" -это
ко мне совершенно не
"2" -сомневаюсь,
что это можно отнести ко
мне;
"3" -не решаюсь
отнести это к себе;
"4" - это,
похоже, на меня но нет уверенности;
"5" -это
на меня, похоже;
"6" -это
точно про меня;
Подчитывался
интегральный показатель "адаптации",
который включал в себя результаты
по двум шкалам:
адаптивность (34
высказывания)
дезадаптивность
(34 высказывания)
Индекс высчитывается
по формуле:
На основе анализа
результатов выделяется три экспериментальных
группы испытуемых:
1. с высоким
уровнем адаптации (группа А)
2. со средним
уровнем адаптации (группа В)
3. с низким
уровнем адаптации (группа С)
Деление людей
на группы производилось с помощью
подсчета среднего арифметического (х)
и стандартного отклонения (д)
xi - каждое наблюдаемое
значение признака
n - количество
наблюдений
У - знак суммирования
3. Методики на
изучение личностных
Для исследования
особенностей личности испытуемых экспериментальных
групп применялись сведущие методики:
3.1. Методика "Личностный
дифференциал" (ЛД) (адаптирована
в НИИ им. В.М. Бехтерева) - используется
нами для изучения
Методика ЛД
разработана на базе современного русского
языка и отражает сформировавшееся
в нашей культуре представление о структуре
личности.
В ЛД отобрана 21
личностная черта.
Испытуемым предлагается
оценить самих себя по отобранным
чертам личности.
Отобранные черты
в наибольшей степени характеризуют
полюса трех классических факторов семантического
дифференциала:
оценки;
силы;
активности.
Данные, полученные
с помощью личностного
3.2. Шкала "
Самоприятия" опросника
На основе анализа
результатов подсчитывается интегральный
показатель на основе двух факторов:
a - принятия себя
b - неприятия
себя
Выделяется высокий,
средний, низкий уровень само приятия
на основе подсчета среднего арифметического
и стандартного отклонения.
3.3. Шкала "Интегральность"
опросника СПА
Интерпретация
результатов проводится на основе интегрального
показателя, для подсчета которого
используются данные по двум шкалам:
a - внутренний
контроль
b - внешний контроль
Выделяется высокий,
средний, низкий уровень интегральности
на основе подсчета среднего арифметического
и стандартного отклонения.
3.4. Методика
незаконченных предложений
Для изучения мотивационно-потребностного
компонента личности применяем методику
незаконченных предложений (на основе
методики Дж.Нюттена) Толстых Н.Н. Использование
метода неоконечных предложений для изучения
временной перспективы. //Научно методические
основы использования в школьной психологии
службе конкретных психодиагностических
методик. М., 1988..
Испытуемым предлагалось
закончить следующие
1. Я надеюсь …
2. В будущем
моя жизнь …
3. То, к чему
я стремился(стремилась) в юности…
4. Оглядываясь
на свою жизнь, я думаю, что…
5. Лучший период
в моей жизни…
6. Когда я
узнал(а) свой диагноз…
7. Моя жизнь
до заболевания…
8. Я бы хотел(а),
чтобы родственники…
9. Я буду очень
рад(а), если…
10. Болезнь для
меня - это…
11. Я намериваюсь…
Данные предложения
могут быть разделены на группы,
характеризующие в той или
иной степени систему отношений
обследуемого к будущему, к прошлому,
к периоду хронического заболевания,
к болезни, к родственникам.
Для каждой группы
предложений выводиться характеристика,
определяющая данную систему отношений
как:
- положительную;
- отрицательную;
- безразличную.
Также методика
незаконченных предложений
1. Я боюсь,
что…
2. Мое настроение
ухудшается…
Данная группа
предложений отражает особенности
эмоциональной сферы, испытываемые
человеком страхи и опасения.
3.5. Шкала «Принятие
других» методики СПА
По данной шкале
подсчитывается показатель «Принятия
других» по формуле:
a - принятие других
б - непринятие других
Выделяется 3 уровня
данного показателя на основе подсчета
среднего арифметического и стандартного
отклонения:
- высокий
- средний
- низкий
3.6. Шкала «Эмоциональный
комфорт» опросника К.
- эмоциональный
комфорт
- эмоциональный
дискомфорт
На основе анализа
данного показателя выделяется 3 степени
эмоционального комфорта:
- высокая
- средняя
- низкая.
При статистической
обработке полученных результатов использовались
следующие методы:
1. Метод Стьюдента
(t-критерий) Сосновский Б.А Лабораторный
практикум по общей психологии.
М.: Наука, 1979.
Этот метод
используется для проверки гипотезы
о достоверности разницы
где x1 и x2 - средние
арифметические значения переменных в
группах 1 и 2,
SД - стандартная
ошибка разности.
Если n1= n2 , то где
n1 и n2 - число элементов в первой
и во второй выборках, д1 и д2 - стандартные
отклонения для первой и второй выборки.
Если n1? n2 то
Уровень значительности
определяется по специальной таблице.
2. Критерий ц*
- угловое преобразование Фишера
Сидоренко Е.В. Методы
Данный критерий
оценивает достоверность
Эмпирическое
значение ц* подсчитывается по формуле:
ц*=( ц1- ц2) . , где
ц1 - угол, соответствующий
большой процентной доле.
ц2 - угол, соответствующий
меньшей процентной доле.
n1 - количество
наблюдений в выборке 1
n2 - количество
наблюдений в выборке 2
Уровень значительности
ц* эмпирического значения определяется
по специальной таблице. Чем больше
величина ц*, тем более вероятно, что различия
достоверны.
2.2 Результаты
исследования и их анализ
2.2.1 Особенности
адаптации больных хроническим
заболеванием
Для изучения степени
адаптации применялась методика
диагностики социально-
На основе анализа
интегрального показателя адаптации
были выделены 3 экспериментальные
группы испытуемых:
1. с высоким
уровнем адаптации - группа A.
Значение показателя
адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)
2. со средним
уровнем адаптации - группа B.
Значение показателя
адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)
3. с низким
уровнем адаптации - группа C.
Значение показателя
адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)
Значимость различий
в уровне адаптации между экспериментальными
группами проверялась с помощью t-критерия
Стьюдента. Различия являются статистически
значимыми при p?0,01 между группами A и B,
группами B и C, группами A и C. Таким образом,
можно сделать вывод, что больные с хроническими
заболеваниями характеризуются разной
степенью адаптации.
Большинство больных
с хроническими заболеваниями характеризуются
средней степенью адаптации (65%), с
высоким уровнем адаптации - 19%, третья
группа больных с низким уровнем
адаптации (16%).
Информация о работе Психологические особенности терапевтических больных