Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 02:35, дипломная работа
Актуальность Хронические заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации. При этом одной из причин падения работоспособности могут быть изменения психики, возникающие у заболевших. Рассмотрению процесса адаптации больных с хроническим заболеванием и посвящена данная дипломная работа.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
1.1 Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям
1.2 Особенности личности хронических соматических больных
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования и их анализ
2.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список использованной литературы
- социально-психологический,
включающий особенности микросоциального
взаимодействия. На этом уровне осуществляется
формирование адекватного межличностного
взаимодействия, учет экспектации окружения,
достижение социально-значимых целей
Березин В.Г. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. Ленинград, 1988..
Налчаджян А.А. исследовал
проблему адаптации на уровне личностных
механизмов, обеспечивающих адаптацию
личности и предложил общую
Нормальная адаптация
- такой адаптационный процесс
личности, который приводит к ее
устойчивой адаптивности в типичных проблемных
ситуациях без патологических изменений
ее структуры. В рамках нормальной адаптации
автор рассматривает нормальную защитную
адаптацию, нормальную незащитную адаптацию
и смешанные адаптивные комплексы.
Девиантная адаптация
предполагает функционирование тех адаптационных
процессов, которые обеспечивают удовлетворение
потребностей личности в данной группе
или социальной среде, в то время как ожидания
остальных участников социального процесса
не оправдываются таким поведением. Девиантная
адаптация может быть двух подвидов: неконформистская
(преодоление проблемных ситуаций необычными
для группы путями) и новаторская (инновативная,
творческая) адаптация. Последняя понимается
как разновидность человеческой деятельности
или исполнительской роли, в ходе и результате
которой личность создает новые ценности,
осуществляет нововведения в те или иные
области культуры.
Патологическая
адаптация представляет собой психологический
процесс, осуществляемый с помощью
патологических форм и механизмов поведения,
который приводит к образованию патологических
комплексов характера, входящих в состав
невротических и психотических синдромов.
Рассматривая
возможные варианты адаптации к
той или иной ситуации, Налчаджян
выделяет два ее вида. Первый из них
- это адаптация путем преобразования
и фактического устранения проблемной
ситуации. При этом адаптивные ресурсы
и механизмы личности мобилизуются для
реконструкции реальной ситуации, а сама
личность претерпевает сравнительно небольшие
и в основном положительные изменения.
Второй вид
адаптации - адаптация с сохранением
ситуации. В этом случае личность претерпевает
более глубокие изменения, но такие,
которые большей частью не способствуют
ее самоактуализации и самосовершенствованию
Налчаджян А.А. Социально-психологическая
адаптация личности. Ереван, 1988..
В трудах В.И. Медведева
предпринята попытка
Последняя фаза
адаптационного процесса - фаза стабильной
адаптации, характеризующаяся стабилизацией
показателей адаптации, в том числе, параметров
эффективности деятельности, которые
фиксируются на новом, более оптимальном
уровне Медведев А.И. Учение об адаптации
и его значение для военной медицины. Л.,
1983..
В процессе адаптации
традиционно выделяют пять следующих
взаимосвязанных этапов:
1. Первичная
реакция на изменения.
2. Ориентировка.
3. Определение
своей позиции.
4. Действия, направленные
на изменение.
5. Продуктивное
взаимодействие Березин Ф.Б. Психическая
и психофизиологическая адаптация человека.
Л., 1988..
Остановимся на
кратком описании названных этапов.
1. Первичная
реакция на изменения
Необходимость
в адаптации возникает в том
случае, когда в сложившейся ситуации
личности происходят достаточно существенные
изменения. В этом случае новая ситуация
часто предъявляет к личности такие требования,
к которым она ещё не готова. Это могут
быть требования к профессиональным качествам,
умениям и навыкам, необходимость изменить
ранее сформировавшееся отношение к явлениям
окружающего мира, например, хроническому
заболеванию. Если человек не обладает
ресурсами, позволяющими справиться с
возникающими проблемными ситуациями,
то он переживает более или менее выраженное
состояние стресса.
Обычно первый
этап процесса адаптации эмоционально
насыщен. Как правило, преобладают
отрицательные эмоции. Ориентация в
ситуации слабая, не хватает знаний
и опыта. Поведение характеризуется
спонтанностью и, скорее, реактивностью,
чем целенаправленной произвольной
активностью. Действия, прежде всего, направлены
на восстановление былого равновесия,
на возвращение системы взаимодействия
в прежнее состояние.
Основная нагрузка
на первом этапе ложится на эмоциональный
компонент, который выражен наиболее
ярко. Эмоциональная реакция здесь является
своеобразным сигналом, сообщающим о нарушении
равновесия, об изменениях, произошедших
в системе организм - среда. Если изменения
кратковременны и поверхностны, то индивиду
скоро удаётся восстановить потерянное
равновесие, и система возвращается к
своему первоначальному состоянию. Если
же изменения необратимы, то реактивное
поведение не приводит к желаемому результату,
прежнее состояние не удаётся восстановить.
Теперь, чтобы достичь равновесия, должна
быть выстроена новая система взаимодействия,
что предполагает серьёзные качественные
изменения. Для этих целей и разворачивается
дальнейший процесс адаптации.
Таким образом,
значение первого этапа - этапа первичной
реакции на изменения - заключается
в запуске самого процесса адаптации.
А условием нормального протекания процесса
выступает принятие самого факта изменений.
В этом случае интенсивность эмоциональной
реакции снижается и происходит переход
ко второму этапу процесса.
2. Ориентировка
На втором этапе
ещё остаётся общее состояние дискомфорта,
часто отмечаются проявления тревоги.
Отношение к происходящему обычно неоднозначное,
амбивалентное, подвержено колебаниям.
Такое состояние запускает поисковую
активность, побуждает индивида к активному
целенаправленному сканированию и анализу
ситуации. Соответственно, основная нагрузка
на втором этапе переносится на когнитивный
компонент, который призван обеспечить
личности запас необходимых знаний.
Основной задачей
второго этапа процесса адаптации
является адекватная ориентация в ситуации.
Человек начинает активно собирать информацию,
позволяющую прояснить ситуацию, пытается
выяснить возможные способы поведения
и реагирования. На этом этапе информированность,
осведомлённость личности прогрессивно
возрастает. Когда достаточное количество
информации собрано, ситуация прояснилась,
изучены главные особенности, индивид
вступает на третий этап процесса адаптации.
3. Определение
своей позиции
Данный этап
служит связующим звеном между этапом
ориентировки, который играет подготовительную
роль, и этапом собственно преобразующих
действий и имеет особое значение именно
для адаптации человека. Задачи, связанные
с выработкой личностной позиции, приобретают
в процессе адаптации особое значение,
поскольку целью адаптации является поиск
такого пути, который позволил бы сохранить
индивидуальное "Я" и целостность
личности, реализовать внутренний потенциал,
при этом, не разрушая окружающей реальности,
а, наоборот, содействуя её прогрессу.
Для данного
этапа характерен высокий уровень
внутренней активности (его даже можно
охарактеризовать, как этап внутренней
переработки и осмысления). Это та стадия,
которая не раз отмечалась в терапевтической
практике, как необходимый этап для разрешения
личностного кризиса и как толчок к изменению
всей системы взаимоотношений с миром.
Именно серьёзные изменения во внутриличностном
плане обеспечивают быструю перестройку
внешнего поведения. Часто это связано
с переоценкой ценностей, пересмотром
своего места во взаимодействующей системе.
Когда позиция определена, стратегия сформирована,
происходит переход на четвёртый этап.
4. Действия, направленные
на изменение
На четвёртом
этапе индивид приступает к реальным
действиям, направленным на преобразование
ситуации, и, соответственно, наибольший
вес здесь приобретает
Для данного
этапа характерно уже избирательное
восприятие информации: информация, не
соответствующая сложившемуся ранее представлению
о ситуации, преимущественно игнорируется.
Закрепляются новые стереотипы восприятия
и поведения. Общее состояние может колебаться,
окрашиваясь, то в позитивные, то в негативные
тона, в зависимости от успешности предпринимаемых
действий. Если стратегия выбрана правильно
и её удалось реализовать, то ситуация
взаимодействия уравновешивается, приобретая
новые качества, и процесс адаптации переходит
на свой завершающий пятый этап.
5. Продуктивное
взаимодействие
Пятый этап знаменует
собой достижение состояния адаптированности.
Для него характерно ощущение комфорта,
эмоциональной стабильности и уравновешенности.
Общий тон эмоциональных
При оптимальном
разрешении, каждый новый адаптивный
процесс повышает общий уровень
функционирования личности, и, совершенствуя
её внутреннюю организацию, делает личность
всё более независимой Березин
Ф.Б. Психическая и психофизиологическая
адаптация человека. Л., 1988; Ротенберг В.С.,
Аршавский В.В. Поисковая активность и
адаптация. М., 1984..
Как мы видим, адаптацию
в современной психологии рассматривают
как результат деятельности целостной
самоуправляемой системы (на уровне "оперативного
покоя"), подчёркивая при этом её системную
организацию. Но при таком рассмотрении
картина остаётся не полной. Необходимо
включить в формулировку понятие потребности.
Максимально возможное удовлетворение
актуальных потребностей является, таким
образом, важным критерием эффективности
адаптационного процесса.
Следовательно,
психическую адаптацию можно
определить как процесс установления
оптимального соответствия личности и
окружающей среды в ходе осуществления
свойственной человеку деятельности,
который (процесс) позволяет индивидууму
удовлетворять актуальные потребности
и реализовывать связанные с ними значимые
цели, обеспечивая в то же время соответствие
максимальной деятельности человека,
его поведения, требованиям среды. Если
прежняя система не работает в изменившихся
условиях, то "начинается собственно
процесс адаптации" Яницкий М.С. Адаптационный
процесс: психологические механизмы и
закономерности динамики. Учебное пособие.
- Кемерово: КемГУ, 1999. Стр.22..
Поскольку адаптация
строится на основе взаимодействия двух
сторон, оценивать процесс необходимо
двусторонне: со стороны адаптанта и со
стороны среды. В связи с этим выделенные
различными учеными критерии адаптированности/
Внешний критерий
тесно связан с понятием «приспособление»
(adjustment), определяет хорошую приспособленность,
соответствие требованиям среды. Результат
адаптации понимается как достижение
желаемого поведения в среде и описывается
в терминах эффективности, компетентности,
успеха.
Внутренний критерий
чаще описывается через общее психологическое
благополучие, комфорт, субъективную удовлетворённость
своим положением, социальное самочувствие.
Внутренний критерий связан с возможностью
удовлетворения индивидуальных потребностей,
самовыражением, сохранением внутренних
энергетических ресурсов, отсутствием
напряжения, тревоги, эскапизма.
Адаптация происходит
либо с ориентацией на внешний
критерий (приспособление к требованиям
среды), либо на внутренний критерий (поиск
возможностей реализации субъективных
стремлений и удовлетворения потребностей
адаптанта).
Системный критерий
отражает характер взаимодействия адаптанта
и среды: наличие позитивных интеракций
со средой, заинтересованность в контакте,
степень реализации внутриличностного
потенциала - всё это в конкретных
социальных условиях часто обозначают
через понятие «включённость». Включённость
характеризуется соответствием внутреннего
психического состояния личности тем
требованиям, которые предъявляет ей среда,
при этом, среда является сферой реализации
жизненных планов, потребностей и стремлений
личности. Продуктивная творческая деятельность
(самореализация) адаптанта принимается
и позитивно оценивается социумом. Оптимальной
адаптированностью можно считать лишь
результат, удовлетворяющий требованиям
вышеперечисленных трех критериев.
Таким образом,
для определения степени успешности процесса
психологической адаптации необходимо
его трехстороннее изучение в соответствии
с выделенными группами критериев адаптированности.
М. С. Яницкий
выделяет 3 фазы адаптационного процесса.
На первой фазе включаются механизмы превентивной
адаптации, где ведущим компонентом являются
защитные поведенческие реакции. Для второй
фазы характерно формирование новой системы
гомеостатического регулирования и ее
совершенствование. Заключительная фаза
адаптации может быть названа фазой стабильности,
когда происходит выравнивание показателей
адаптации, в том числе и параметров эффективности
деятельности Яницкий М.С. Адаптационный
процесс: психологические механизмы и
закономерности динамики. Учебное пособие.
- Кемерово: КемГУ, 1999. Стр.22-24..
Информация о работе Психологические особенности терапевтических больных