Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
|Введение |3 |
|1. Формирование деловой женщины. | |
|1.1. Характерные психологические черты современной женщины |6 |
|1.2 Образ деловой женщины |7 |
|2. Женщина-руководитель на работе и дома. | |
|2.1. Быть или не быть? |8 |
|2.2. Как становятся руководителем |11 |
|3. Качества и стиль женского руководства. | |
|3.1. Мужчины о руководителе-женщине |13 |
|3.2. Женщина оценивает женщину |14 |
|3.3. Каков же идеальный портрет «леди-босс»? |15 |
|4. Особенности женского мышления. |16 |
|Заключение |20 |
|Список использованной литературы |21 |
Министерство образования РФ
Калининградский Технический Колледж
К У Р С О В О Й П Р О Е К Т
«Психологические особенности
женщины-руководителя»
КП98.060201.000ПЗ
Разработала студентка
группы 398РМ
Баснева Анна
Проверил преподаватель
Афонская В.С.
2000 г.
Содержание
| |стр. |
|Введение |3 |
|1. Формирование деловой женщины. | |
|1.1. Характерные психологические черты современной женщины |6 |
|1.2 Образ деловой женщины |7 |
|2. Женщина-руководитель на
|2.1. Быть или не быть? |8 |
|2.2. Как становятся руководителем |11 |
|3. Качества и стиль женского руководства. | |
|3.1. Мужчины о руководителе-
|3.2. Женщина оценивает женщину |14 |
|3.3. Каков же идеальный портрет «леди-босс»? |15 |
|4. Особенности женского мышления. |16 |
|Заключение |20 |
|Список использованной
Введение
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) –
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности.
Психология управления как наука
продуцирует психологические
применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового
коллектива.
Личность работника изучается
рядом психологических
как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем
рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической
психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее
объектом является организованная деятельность людей. Организованная
деятельность - это непросто совместная деятельность людей, объединенных
общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность
людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам
этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии
с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и
корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают
особые психологические
организации, - это управленческие отношения людей.
Социально-психологические
людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной
деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения
составляют организованную совместную деятельность, делают ее
организованной. Иначе говоря, это
не отношения в связи с
отношения, образующие совместную деятельность.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как
элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может
быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и
коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без
которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
В отличие от социальной психологии, в психологии управления, актуальна
не проблема соответствия работника его профессии, не проблема
профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема
соответствия работника
их ориентации в отношении особенностей данной организации.
Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в
финансовом и юридическом
деятельность которых
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в
известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо-
логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета
психологии управления:
> социально-психологические
> психология деятельности
> психология личности
> психологические проблемы
> психолого-педагогические
кадров.
Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления
включают:
> функционально-структурный
> социально-психологический анализ производственных и управленческих
коллективов и взаимоотношений в них людей;
> психологические проблемы
подчиненными и другие.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии
управления - это совокупность психических явлений и отношений в
организации, в частности:
> психологические факторы
> психологические особенности
принятия индивидуальных и
> психологические проблемы
> проблемы мотивации
и т.д.
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления
органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство,
психологический климат, психология общения и т.п.), психологические
проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках
трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория
деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных
направлений психологии.
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство
в отношении представления о наиболее актуальных для организации
психологических проблем. К их числу относят следующие:
> повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех
уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного
общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга,
преодоление стрессов и другое;
> повышение эффективности
управленческого персонала;
> поиск и активизация
> оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
> оценка и улучшение социально-
персонала вокруг целей организации.
Психология управления как наука и практика призвана обеспечить
психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их
психологическую управленческую культуру,
создать необходимые
для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем
сферы управления, к которым следует отнести:
> понимание природы
> знание основ организационной структуры;
> четкое представление об
уровням ответственности;
> знание способов повышения эффективности управления;
> знание информационной
управления персоналом;
> умение устно и письменно выражать свои мысли;
> компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки
специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и
межличностных взаимоотношений среди работников организации;
> способность планировать и
прогнозировать деятельность
использованием средств
> умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и
повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых
изменений в будущем;
> развитое представление об особенностях организационного поведения,
структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-
руководителя, анализ влияния организации на социально-психологическую
структуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют
актуальность моей работы подтолкнувшие меня к более тщательному изучению
психологии управления.
1. Формирование деловой женщины.
1.1. Характерные психологические черты современной женщины.
В проведённых Научным центом исследованиях, опрошенные женщины
отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу,
вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей,
родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малое
значение. Настораживает и даёт пищу для размышлений тот факт, что
для женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшей
степени является самоценностью.
На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает
её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает
выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт
трудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервную
нагрузку, 14% работниц и 19% служащих отметили усталость, вызываемую
домашней работой и болезнью детей.
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают
перед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и
усталость, и нервное постоянное напряжение, боязнь не успеть, не
справиться и т.п. Разумеется, все эти приводящие обстоятельства
затрудняют полноценное
деятельность.
Попробуем обобщить те психологические черты, которые
характеризуют современную женщину.
Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих
возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни
общества.
Другой важной чертой является признание необходимости сочетания
различных социальных ролей - не только активной участницы трудовой
и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают
различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво
ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор
жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными
качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но
возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую
и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из
избранных ею путей.
Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная практика не
может
отменить психологические трудности,
которые возникают при «
занятости женщины на работе и дома.
Равноправное положение
традиционные представления о таких чертах, как мужественность и
женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы
поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и
способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость.
1.2. Образ деловой женщины.
Замечено, что среди истинных руководителей нет явных дураков.
Интеллект для них обязателен. Они даже могут быть необразованны с точки
зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальный
интеллект им присущ непременно. Очень важно то, что большинство
руководителей склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь
внешнему давлению. Интеллектуальная независимость - вот, что отличает
настоящего руководителя. Кроме того, он эмоционально стабилен. На
языке психологов это ценное качество называется «инфарктоустойчивостью»
- отсутствием страха и тревоги.
Невротизм руководителю
Наверное, в вашем воображении уже возник образ преуспевающего мужчины,
уверенного в себе руководителя или бизнесмена ... Так и было до недавнего
времени, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие
личности, инициативные, энергичные, не боящиеся трудностей. Наше
общество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивом
обществе женщина имеет больше шансов занять лидерские позиции. В
нашем обществе женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неё
взвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина от
семейной ответственности был отстранён. У женщин не было
возможностей для
активности.
Сейчас на нашу почву всё больше переносится западная модель
культуры, и появился ранее не существовавший тип деловой женщины. Но
за всё надо платить - в новой роли женщины вынуждены отказаться
от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно
мужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь»
и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они
всеми силами старались упразднить в себе лидера, потому что
беспрекословное послушание вышестоящим лицам было несовместимо с
такими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива,
строптивость, в конце концов, в силу этих причин многие были,
сродни секретаршам.
Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и
небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и
Информация о работе Психологические особенности женщины-руководителя