Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Объект исследования: развитие детей первого года жизни.
Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.
Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48
Четвертый месяц жизни.
1. Ребенок лежит
на спине. Вы размахиваете
2. Когда ребенок находится в хорошем настроении,
подержите мячик около его рук. Ребенок
начинает водить рукой по мячу. Движения
его медленны, и он чрезвычайно внимателен
к ним.
3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи
подняты над поверхностью, опора на ладони.
Ребенок может проследить глазами за движениями
игрушки с одной стороны на другую.
4. Если сделать неподвижный упор из одеяла,
то ребенок в положении лежа на животе
будет как бы отталкивать этот упор руками
и ногами.
5. Если вы разговариваете с ребенком, а
затем прекращаете контакт, то он реагирует
на это негативно. Ребенок начинает плакать,
смотрит вслед и т. д.
6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии
полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь
и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение
ребенка сразу изменяется: он наморщивает
лоб, искривляет рот, плачет, удивляется,
появляется двигательное оживление и
другие реакции.
7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает
погремушку в руке, не теряя ее сейчас
же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.
8. Ребенок узнает мать, радуется при ее
появлении. Громко гулит и смеется при
общении со взрослыми.
9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок
откроет рот и сможет попить из ложки.
10. Когда вы собираетесь взять ребенка
на руки, то он напрягает все тело, появляется
двигательное оживление.
Пятый месяц жизни.
1. Если ребенку
дать в руку погремушку, то
он будет ее рассматривать
очень внимательно. А цветной предмет
будет рассматривать дольше, чем бесцветный.
2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч.
Он сможет захватить его обеими руками,
при этом пальцы растопырены или сжаты
в кулачок.
3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего
на спине, пеленкой, то он сможет освободиться
от нее.
4. Из положения на спине (поддержите верхнюю
часть туловища) ребенок стремится подняться,
причем голову не только удерживает, но
и пытается поднять ее выше.
5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит
по сторонам, следит взглядом за движущимся
человеком. Удерживает погремушку так
крепко, что отобрать ее становится трудно.
6. Ребенок уже хорошо различает близких
и чужих, строгий и ласковый тон.
7. Лежа на животе, ребенок опирается на
ладони выпрямленных рук.
8. Если вы поставите ребенка на ноги, он
будет стоять ровно при поддержке, а из
положения лежа
на спине сможет перевернуться на живот.
9. Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой,
пытается сесть сам, садится при легкой
поддержке, а в положении сидя при боковом
наклоне тела держит голову прямо.
10. Ребенок может подолгу произносить
певучие гласные ("а", "э", "ю",
"я"), может повторять звуки, подражая
взрослому.
Шестой месяц жизни.
1. Ребенок выделяет
вещь из окружающего путем
перемещения взгляда.
Держите погремушку на расстоянии 25 см
от ребенка. Он смотрит на погремушку,
потом на окружающее, ясно выделяя взглядом
погремушку.
2. Если предложить ребенку рожок и куклу,
то реакции его будут различны: на рожок
ребенок открывает рот, совершает сосательные
движения, а на куклу отвечает радостными
реакциями оживления.
3. Ребенок находится в положении лежа
на спине. Вы приближаете к нему звенящий
колокольчик, а затем отодвигаете его.
Ребенок будет подниматься и при помощи
взрослого, который удерживает его за
пальцы, сможет сесть.
4. Попробуйте, разговаривая с ребенком,
изменять выражение лица - от ласкового
до сердитого. Ребенок реагирует на эти
изменения по-разному: морщит лоб, улыбается,
гулит и т. д.
5. Ребенок будет оказывать сопротивление,
если взрослый пытается отобрать у него
игрушку из рук, которую он удерживает
несколько минут. Внешне это может выражаться
в реакциях неудовольствия.
6. Реакции на свое и чужое имя носят разный
характер. На свое имя ребенок реагирует
комплексом "оживления".
7. Ребенок может слегка подползти и захватить
руками игрушку, может переворачиваться
с живота на спину.
8. Появляются первые признаки лепетной
речи - малыш даже может произносить отдельные
слоги.
9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает
пить из чашки.
10. Громко смеется в ответ на эмоциональное
речевое обращение к нему, тянется к зеркальному
изображению.
Обратите внимание на эмоциональные проблемы
ребенка от рождения до шести месяцев:
- безразличие к кормлению, к человеческому
голосу и игре;
- подергивание лица и рук;
- постоянное нарушение сна. Если наблюдается
хотя бы один симптом, следует обратиться
к специалисту.
Седьмой месяц жизни.
1. К семи месяцам
ребенок может свободно сидеть
прямо с опорой; перевернуться со
спины на бок, если сбоку греметь погремушкой,
которую он может достать при повороте.
2. Вы держите ребенка на коленях, сидя
за столом. Ребенок схватывает край стола
и прочно удерживает его. Может подражательно
хлопать руками по столу, перекладывать
предметы на столе, бросать их на пол.
3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете
никакого внимания, избегая встретиться
с ним взглядом. Ребенок старается установить
контакт: лепечет, ищет вас взглядом и
т. д.
4. Внимательно рассматривает взрослого,
прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция
страха сменяется познавательным интересом.
5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь
с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит
взглядом, поворачивается за игрушкой.
6. Ребенок в положении лежа на животе.
Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок,
оставаясь в этом положении, освобождается
от пеленки руками.
7. Спросите у ребенка, где находится какой-либо
предмет (предмет должен находиться постоянно
в определенном месте, и вы неоднократно
называли его). На ваш вопрос ребенок будет
искать и находить взглядом этот предмет.
8. Ребенок может по вашей просьбе показать
нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете
появляются звукосочетания типа: "дай-дай-дай",
"та-та-та".
9. Хорошо ползает (много и быстро, в разных
направлениях). Встает на колени, встает
с поддержкой руками.
10. Настойчиво тянется к предмету, который
его интересует, а добравшись до него,
радуется.
Восьмой месяц жизни.
1. К восьми
месяцам ребенок может сидеть
прямо в кроватке без помощи
взрослого, может двигаться с
места - откатиться, отодвинуться
и т. д. Может сам садиться,
ложиться, вставать, переступать у опоры.
2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять
у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь
вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать
вашу руку.
3. Если вы помещаете игрушку вне кровати
(рядом - на стуле), то ребенок протягивает
руку, трогает игрушку и захватывает ее.
4. В положении сидя с опорой ребенок может
освободиться от пеленки, которой вы накрыли
его. При этом он не падает, а остается
сидеть.
5. При организованной игре в прятки ребенок
с интересом смотрит в направлении, в котором
появляется лицо взрослого, и смехом приветствует
его появление.
6. На глазах у ребенка вы отбираете у него
игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки
должна высовываться). Ребенок достает
эту игрушку.
7. Ребенок хватает вторую погремушку,
не роняя при этом первую, и делает движения
двумя руками.
8. Громко и четко произносит различные
слоги. Визжит и гулит от удовольствия.
Узнаёт и различает близких людей на фотографии.
9. Долго и разнообразно занимается игрушками,
действует с ними, в зависимости от их
свойств
(катает, вынимает, открывает, нажимает
и др.).
10. По просьбе взрослого машет рукой при
прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом
за движущимися изображениями людей, животных
на экране телевизора.
Девятый и десятый месяцы жизни.
1. В девять-десять
месяцев ребенок хорошо сидит
без опоры, передвигается,
2. Подражает в действиях другому ребенку,
общается с помощью жестов.
3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете,
как можно барабанить этими палочками
по столу, то он сможет подражать этим
действиям. Так же ударять ложками друг
о друга.
4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет
в "ладушки", "дай ручку" и т.
д., а на вопрос "где?" и просьбу "дай"
отыскивает повсюду нужный предмет.
5. Хорошо знает свое имя, откликается на
него. Знает по имени близких ему людей,
названия окружающих предметов и показывает
на картинках изображения животных.
6. Может по просьбе (без показа) выполнить
заранее заученные действия. Понимает
слова "иди", "сиди", "лежи"
и другие.
7. Может самостоятельно с опорой подняться
и спуститься с невысокой лестницы.
8. Ребенок может уже играть в компании
с другими детьми, если взрослые будут
оказывать помощь.
9. Повторяет за взрослыми новые слоги,
использует псевдослова, выражающие отношение
ребенка к происходящему.
10. Спокойно относится к высаживанию на
горшок. Голосом сигнализирует о биологических
нуждах.
Одиннадцатый и двенадцатый месяцы жизни.
1. Ребенок к
году может самостоятельно
2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем
несколько раз откройте и закройте коробочку,
показав шарик. Затем нужно вынуть шарик
и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок
замечает отсутствие шарика и смотрит
на вас удивленно.
3. Ребенок может целенаправленно звонить
в колокольчик, по назначению использовать
расческу, пить из чашки, самостоятельно
есть с ложки.
4. Дайте ребенку кубики, покажите, что
можно построить из них башенку, а затем
разрушить ее. Ребенок сам складывает
башенку из кубиков, собирает и разбирает
пирамидку из колец с широкими отверстиями.
5. Ребенок делает обобщения: показывает
куклы, машинки, кубики, мячи, части своего
тела.
6. Ребенок любит играть с детьми, но относится
к разным детям избирательно.
7. Различает предметы по форме (кубики,
кирпичики, мячики).
8. Появляются первые попытки сюжетной
игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает
и рассматривает яркие картинки в книжке.
9. Выполняет первые простые поручения,
понимает слово "нельзя", очень хорошо
ориентируется в помещении.
10. К концу года произносит особые "слова",
понятные только матери и ребенку: например,
"бах" - падение, "фа" - шапка,
и т. д.; может произносить отдельные слова
с пониманием их предметного соотнесения.
Появляются первые упрощенные слова: "кис-кис",
"ав-ав", "дай", "бай" [5].
Рекомендации
Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики родителям следует обратить внимание на множество различных факторов, таких как благоприятная среда, внимание близких, живое общение и т.д. Учесть все возможные тонкости достаточно сложно, поэтому рассмотрим некоторые вопросы о тех или иных аспектах воспитания и жизни малышей и рекомендации, которые можно дать для решения этих вопросов.
Это комплексная система оценки состояния здоровья новорожденного или первая диагностика физического и психического развития ребенка.
Через
несколько минут после рождения
состояние каждого ребенка
- от 7 до 10 баллов – состояние считается хорошим,
- от 4 до 6 — удовлетворительным.
- новорожденный, набравший менее 4 баллов, находится в угрожающем состоянии и нуждается в реанимационных мерах.
Результаты оценки могут
2. Какие игрушки давать новорожденному в первый месяц?
В
первый месяц нужны игрушки подвесные
для РАССМАТРИВАНИЯ и СОСРЕДОТОЧЕНИЯ.
Над его кроваткой, желательно
подвесить игрушку, на расстоянии 50
см. По мнению психологов, в первые
два месяца жизни ребенок лучше реагирует
на контрастные черно-белые игрушки, нежели
на яркие.
3. Влияет ли пассивное прослушивание на психическое здоровье ребенка?
Для начала следует определить, что же такое пассивное прослушивание. Ребенок в самом начале своей жизни не только изучает внешний мир, но так же учится владеть своими ощущениями. Именно в раннем возрасте развивается активное и пассивное прослушивание. Уловив источник звука, ребенок может обратить на него внимание и разглядывать, тем самым, проявляя высокую активность в оценке происходящего – это называется активным прослушиванием. Но не все звучащие объекты могут находиться в поле зрения. В этом случае включается пассивное слушание – акцентирование внимания на «невидимые» звуки и их оценка.
Пассивное
прослушивание развивает навыки
сосредоточения у малыша, учит пользоваться
органами слуха и оценивать обстановку.
Кроме того, без пассивного слушания не
будет и активного, которое учит ребенка
использовать совместно разные органы
чувств. Но, в то же время, пассивное прослушивание
, тихое звучание телевизора, разговор
по телефону и т. д, может очень навредить
ребенку. Так как, большую часть времени
ребенок должен спать, а во время тихого
звучания разговора или музыки, мозг
продолжает бодрствовать, т. е. ребенок
полноценно не может спать. А не высыпаясь
изо дня в день, ребенок заболевает от
истощения неокрепшей нервной системы.
4. Что такое «комплекс оживления» и как его добиться?
Это первая социальная , ответная реакция ребенка на взрослого. (М,И Лисина) Определенным рубежом в жизни малыша является комплекс оживления. Его активация происходит при усложнении психической организации ребенка. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым..
Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни