Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Объект исследования: развитие детей первого года жизни.
Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.
Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48
К 3 мес, если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойствах предмета он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.
Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.
Позднее,
с 4 до 7 мес, появляется «простое» и
«результативное» действие. Младенец
активно рассматривает предметы, хватает
и отбрасывает их, чтобы услышать звук.
Малыш размахивает погремушкой, чтобы
вызвать звучание, раскачивает предмет
с перекатыванием в нем другого, находит
отверстие в предмете, стягивает один
предмет с другого. Ребенок выделяет связи
звучания с падением предмета, движения
с притягиванием и отталкиванием. После
6 мес., накапливая опыт действий с разнообразными
предметами, ребенок начинает учитывать
особенности формы, величины. После 6 мес.
ребенок продолжает активно действовать
с предметами. На первых порах в этих действиях
преобладают неспецифические манипуляции.
Малыш еще не учитывает особенности объектов,
а исследует их одинаково: размахивает,
стучит, трясет, пробует на вкус. Главные
и второстепенные признаки для него оказываются
слитыми. Но сам процесс манипулирования
позволяет установить некоторые простейшие
связи между предметами и их частями, то
есть действия выступают как способ изучения
объектов. Манипулирование ведет к совершенствованию
самих действий. А это совершенствование,
в свою очередь, приводит к установлению
новых связей и отношений. Накопление
опыта манипулирования влечет за собой
установление простейших причинно-следственных
связей. Ребенок замечает, что если погремушку
потрясти, она издает звук, если мячик
толкнуть, то он покатится. Малыш наблюдает,
как с помощью одного предмета можно воздействовать
на другой. Он видит, что между предметами
можно установить определенное соответствие,
например надеть колечко на штырь, закрыть
крышкой коробочку. Установление этих
связей малышом приводит к тому, что он
фиксирует в сознании результат своих
действий и стремится его повторить. Поэтому
он снова и снова трясет игрушку, чтобы
услышать, как она звенит, выбрасывает
из кроватки игрушки, прислушиваясь к
издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает
проникать в чувственно воспринимаемые
признаки объектов [16].
4. Особенности развития движений у детей первого года жизни
Хмилько В.М. отмечает, что моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности человека.
Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем месяце жизни.
В начале 3-го месяца жизни ребенок начинает случайно наталкиваться на игрушку, висящую над грудью, а в возрасте 2,5-3 месяцев у него появляются движения выпрямленных рук, поэтому игрушку уже подвешивают над кроваткой более низко (20-30 см над грудью ребенка), чтобы он мог наталкиваться на нее ручками и учился захватывать.
С первых месяцев жизни (2-3 месяца) при ощупывании висящих игрушек у ребенка развивается тактильное восприятие - малыш чувствует различные предметы "на ощупь".
На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их движение. Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту. Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы, которые он встречает на пути своего естественного следования. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желаемый результат. В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию жизни.
На
втором полугодии дети начинают подражать
движениям взрослых, повторять их и тем
самым оказываются практически подготовленными
к началу учения путем подражания. Ранее
сформировавшиеся движения глаз играют
ориентировочно-
К
концу младенческого возраста у ребенка
возникает особая форма движения, служащая
средством направления внимания взрослого
человека и управления его поведением
с целью удовлетворения актуальных потребностей
ребенка. Это в первую очередь указательный
жест, адресованный взрослому, сопровождающийся
соответствующей мимикой и пантомимикой.
Ребенок указывает взрослому рукой на
то, что его интересует, рассчитывая на
помощь взрослого.
Двигательные навыки у детей младенческого возраста:
Для
ребенка одинаково важны как
побуждения к двигательной активности,
так и организация чутко охраняемого покоя
для восстановительных процессов в центральной
нервной системе. Излишняя опека взрослых,
резкие окрики, сильный шум и яркий свет
отрицательно сказываются на психике
ребенка [17].
Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. отмечают, что первый год жизни - это время, которое во многом определяет дальнейшее физическое здоровье ребенка, его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с миром и другими людьми. Поэтому взрослые, как правило, помогают детям взрослеть – оберегают малыша, стараются, чтобы ему было тепло и удобно, и были полноценными еда и сон, чтобы он мог проявлять свою активность, много двигался, достаточно бывал на свежем воздухе. И, конечно, мы внимательно следим за ходом его развития: вовремя ли он начинает садиться, вставать, произносить первые слова.
И у малыша, и у взрослых существует потребность в общении, в эмоциональном контакте. Полноценное психическое развитие младенца требует именно этого - общения, игры, взаимной радости - самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими, и, конечно, в первую очередь с мамой.
Самые первые формы общения, единения мамы и малыша можно описать как непосредственное усвоение, заражение эмоциональным состоянием друг друга. Поэтому так важны для младенца присутствие мамы, ее лицо, голос, прикосновение. Спокойствие и уверенность в себе матери, ее неспешность и проявляемое ею удовольствие в общении с ребенком дают ему ощущение надежности и комфорта.
Естественное усвоение эмоционального состояния друг друга является необходимым условием благополучия в развитии отношений младенца и мамы. Взаимная чуткость позволяет им успешно решать повседневные жизненные задачи. Первой из них становится взаимное узнавание и приспособление младенца и матери друг к другу в обычных каждодневных ситуациях ухода - кормления, купания, пеленания, укладывания спать и т. п. [1]
Эмоциональная сфера, жизнь чувств - проходит у ребёнка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку.
На основании наблюдений, проведённых над эмоциональными реакциями новорождённых, Дж. Уотсон утверждает, что реакция гнева, страха и любви у детей врождённые. Однако целый ряд последующих более тщательных исследований (Р.М. Шерман, М.Дж. Пратт, Нельсон-Джоунс Р., Я.Я. Сун) показал, что реакции страха и гнева в первое время после рождения неразличимы; они дифференцируются позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил - путём опроса многих лиц, в числе которых были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, - что определение характера эмоциональной реакции младенцев основывалось по преимуществу на знании ситуации, стимула; в тех случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень шатким, недостоверным.
Р.М. Шерман, К. Бюлер и др. допускают поэтому в качестве первичных лишь очень недифференцированные реакции "избегания неудовольствия", на основе которых лишь впоследствии образуются относительно сложные реакции "страха" и "гнева", объединяющие в единое целое ряд компонентов, и такую же недифференцированную сначала положительную реакцию.
Самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса, периферического кровообращения и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости - общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются.
Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни