Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Объект исследования: развитие детей первого года жизни.
Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.
Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений [4].
С разнообразными свойствами предметов - их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д.- младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. Изменение расположения пальцев в то время, когда рука ребенка тянется к предмету и берет его, может служить хорошим показателем ориентировки. Пальцы постепенно приспосабливаются к форме и величине уже на самом предмете, «подчиняясь» его особенностям: на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Предмет «учит» руку учитывать его свойства. А глаз? Он, в свою очередь, «учится» у руки. К десятому-одиннадцатому месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который он собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета. Возникает зрительное восприятие формы и величины, которое теперь уже само может направлять практическое действие.
С того момента, когда у младенца возникает направленность на результат действия, манипулирование включает непрерывное открытие в предметах все новых и новых свойств. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость, сжимаемость, устойчивость и др. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на другом, над, под, за другим. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует, прекращается действие – исчезает и «знание».
Из своих наблюдений Ж. Пиаже сделал вывод, что к восьми-девяти месяцам ребенка начинают привлекать не только действия и их результаты, но и сами по себе свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения ребенка к незнакомым предметам. Новизна вызывает у ребенка интерес на всем протяжении младенчества. Как правило, он манипулирует с новой игрушкой охотнее, чем со старой. Однако до известного момента незнакомый предмет – только новый предмет для выполнения с ним привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок как бы «исследует» его: ощупывает поверхность, переворачивает предмет, медленно его двигает, а затем уже применяет привычные формы манипулирования, причем не механически, а как будто выясняя, на что этот предмет пригоден. Восьми месячная девочка Жаклин охватывает незнакомую для нее прежде коробку, которую ей показывают. Сначала она очень внимательно ее исследует, переворачивает, а потом держит обеими руками и производит звук «апф-ф» (свист, обычно производимый ею в присутствии людей). Затем она проводит коробкой по прутьям колыбели (привычное движение ее правой руки), приподнимается, продолжая глядеть на коробку, раскачивает ее над головой и в конце концов берет ее в рот. [9]
С
шести месяцев ребенок
3.2. Особенности развития памяти
Г.А. Кураев отмечает, что познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. К концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.
Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Из
процессов зрительной памяти первым появляется
узнавание. Если ребенок, получив новую
куклу, какое-то время рассматривает ее,
на следующий день он может ее узнать.
В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую
показывал ему взрослый, предпочитая ее
остальным, находящимся в поле его зрения,
4-месячный ребенок отличает знакомое
лицо от незнакомого.
Если на первом полугодии жизни ребенок
обнаруживает способность узнавать предметы,
то в течение второго полугодия жизни
он демонстрирует возможность восстановления
образа предмета по
памяти. Простой и эффективный способ
оценить умение ребенка воспроизводить
образ заключается в том, чтобы спросить
его, где находится известный ему предмет.
Ребенок, как правило, начинает активно
искать этот предмет поворотами глаз,
головы, туловища.
Если яркую игрушку спрятать под одним
из двух одинаковых платков, лишь немногие
8-месячные дети в состоянии вспомнить
через 1 секунду, где она лежит, так как
в этом возрасте долговременная и оперативная
память очень слабо развиты. К 1 году все
дети находят игрушку через 1-3 секунды
после того, как ее спрятали. Большинство
из них вспоминает, под каким платком она
находится, даже через 7 секунд. Таким образом,
после 8 месяцев появляется воспроизведение
- восстановление в памяти образа, когда
перед ребенком нет исходного объекта
[6].
Двигательная память проявляется еще в младенчестве. Это прежде всего память на позу, положение тела, когда ребенок начинает хватать руками предметы и учится ползать и ходить.
Эмоциональная память сохраняет наши впечатления о контактах и отношениях с окружающими, и предостерегает или подталкивает нас к действиям. Важно подчеркнуть, что это состояние воспроизводится в комплексе с элементами ситуации и субъективным отношением к ней. Особенности этой памяти — в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. П. П. Блонский полагал, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего расцвета к трем — пяти годам. На ней основываются осторожность, симпатии и антипатии, а также первичное чувство узнавания («знакомое» и «чужое»). Например, если ребенок обжегся об утюг или его оцарапала кошка, то в будущем полученные впечатления ограничат его любопытство.
Первые проявления эмоциональной памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной. [8]
Словесная память начинает развиваться параллельно с развитием речи.
Отношения словесной памяти со зрительной — сложные. С одной стороны, словесная память сама по себе точнее зрительной, с другой — она может оказывать влияние на зрительные образы, сохраняющиеся в памяти, усиливая их трансформацию или подавляя их полностью [2].
Восьми месячный ребенок на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах. По просьбе взрослого выполняет заранее разученные простые действия, например, «ладушки», «дай ручку».
Первые
обобщения в понимаемой речи происходят
к одиннадцати месяцам (по просьбе
взрослого находит любой мяч,
все часы, все машины и пр.), произносит
первые слова – обозначения ("дай",
"на", "ав", "па", "бы"
и др.). [13]
3.3. Особенности развития речи
Развитие
речи начинается в младенческом возрасте.
Речь преимущественно развивается как
средство общения на основе способности
ребенка к пониманию эмоционального состояния
другого человека по его мимике и жестам.
К концу
первого месяца жизни у ребенка возникает
специфическая реакция на человеческую
речь — особое внимание к ней, называемое
слуховым сосредоточением. В развитии
речи ребенка можно выделить несколько
аспектов — лексический аспект речи (произнесение
слов), семантический аспект (понимание
слов), интонационно-эмоциональный аспект
речи.
Развитие лексической стороны речи. Около 2-4 месяцев от рождения возникает гукание, затем – в 4 месяца – гуление.
Во
втором полугодии жизни появляется
лепет, а в 9-10 месяцев в речи младенца
замечаются первые «псевдослова» – сочетания
звуков, которые выполняют сигнальную
функцию и еще не обладает постоянными
значениями.
Качество и частота лепета ребенка в первом
полугодии его жизни не предопределяют
речевое развитие ребенка в более поздние
годы. Во второй половине 1 года жизни у
младенцев появляется явное намерение
общаться с окружающими, причем соответствующую
потребность ребенок вначале выражает
языком мимики и жестов. Младенцы знают
и понимают гораздо больше слов, чем произносят.
Около 1 года слова, произносимые ребенком, приобретают определенный смысл, отнесенность к конкретному предмету или человеку.
Следует заметить, что указанные данные являются приблизительными (типичными), ибо процесс развития сугубо индивидуален — каждый ребенок развивается в своем неповторимом ключе (темпе), и, соответственно, обозначенные процессы у младенцев одного возраста могут проявляться на разных временных отрезках.
Развитие интонационно-эмоциональной стороны речи. Появление и развитие интонационно-эмоциональной стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с 3 месяца жизни, появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.
С 7 месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. На основе интонационного структурирования речи возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок начинает овладевать речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.
Развитие семантической стороны речи. Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни. Это проявляется в том, что на отдельные слова и фразы он реагирует специфическими комплексами выразительных движений. Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни, степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.
В
6-6,5 месяцев ребенок связывает воспринимаемый
предмет с его именем. Около 8 месяцев появляется
отчетливая ориентировочно-
Многие
слова и их значения дети усваивают
с помощью «ритуала называния», который
родители выполняют с того момента, когда
ребенок начал самостоятельно произносить
сочетания звуков, напоминающие слова.
К концу первого года жизни ребенок точно
понимает в среднем примерно 10-20 слов и
определенным образом реагирует на них.
В ответ на произнесение взрослым названия
предмета он, например, поворачивает голову
в сторону этого предмета и активно ищет
его. Младенец 7-8-месячного возраста способен
выполнять простые движения по словесной
инструкции, выбирать один предмет из
двух-трех находящихся в поле его зрения,
не только начинать, но и прекращать начатое
действие по словесной инструкции. Последнее
наблюдается примерно в 10-12 месяцев [19].
3.4. Особенности развития мышлениея
Г.А. Урунтаева отмечает, что предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных С.Л. Новоселовой и М.Ю. Кистяковской.
Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.
Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни