Психическое развитие детей первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: развитие детей первого года жизни.

Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.

Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2ар.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     Д.Уотсон отметил, что внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и ограничиваются элементарным раздражителем: реакция "гнева", например, вызывается стеснением движений при пеленании, реакция "страха" - утратой опоры и громкими звуками.

     Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном  развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие всё более сложную и всё более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для ребёнка или представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное обращение с ребёнком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым рядом явлений.

     Заодно  с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Уже в раннем детстве можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным.

     С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребёнка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств - самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д. [14]

     Ребёнок не дифференцирует шумы окружающего  мира и эмоции окружающих людей как относящиеся к нему или нет. До 8-ми месяцев ребёнок относит к себе всё, что происходит вокруг, не различая, например, кричит ли мама на него или ругается с соседкой. И в зависимости от качества окружающих ребёнка настроений и эмоций, в промежутке от 0 до 8 месяцев он «делает вывод» о себе и других людях.

      Дитер А. отмечал, что с девяти месяцев у ребенка появляется чувство страха чужих. Рене Шпиц дал ему специальное название - "дичание", или "тревога восьмимесячных". Он называет его вторым этапом социализации, следующим за первым, которым является улыбка. До этого общительный малыш начинает отталкивать даже близких родственников, доверяясь только рукам матери. [3] 

Заключение

     В ходе работы была решена поставленная цель – исследованы особенности психического развития детей первого года жизни, были изучены теоретические материалы: учебные пособия, научные труды отечественных психологов и их зарубежных коллег, интернет ресурсы, статьи детских и подростковых врачей-психиатров.

     В ходе работы были решены задачи – изучены  врожденные формы психики и поведения, проанализированы особенности общения  ребенка со взрослым  в младенческом возрасте, рассмотрены особенности развития познавательных процессов, особенности развития движений и эмоций у детей первого года жизни.

     На  протяжении младенческого возраста социальная ситуация психического развития ребенка, ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация комфорта крайне важны для нормального физического и психического развития ребенка. Показателем существования такой социальной ситуации служит положительный эмоциональный фон. Основной ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом со взрослым человеком, ребенок может сам стать человеком.

      “Первое, что мы должны воспитать у наших детей, и что развивается на протяжении всего детства - это потребность детей в человеке - в другом человеке; сначала в матери, отце, затем в товарище, друге и наконец, в коллективе, в обществе.” - Д.Б. Эльконин.

      Обеспечение матерью психологического комфорта ребенка, всяческая поддержка ребенка, поощрение его создают условия для его ускоренного гармоничного развития. Общение с близким взрослым, его психологическая поддержка лишает малыша страха перед неизведанным миром, обеспечивает чувство безопасности, подкрепляет веру в себя, ребенок спокойно начинает вести исследовательскую деятельность, приобретает опыт человеческих отношений.

      Таким образом, обеспечение ребенку психологической поддержки со стороны взрослого, в первую очередь матери, приводит к более гармоничному психическому и физическому развитию ребенка.

      В младенческом возрасте происходят изменения в развитии восприятия, внимания, движений. Если у новорожденного координированные движения отсутствуют, то на протяжении первого года жизни у ребенка формируется навык удержания головы, ребенок начинает переворачиваться на живот, учится садиться, ползать, вставать и к концу первого года – ходить. Помимо развития движений происходит формирование познавательных процессов. Новорожденный не способен различать эмоциональную окраску, однако, по мере взросления ребенок постепенно обучается различать эмоциональный фон окружающих.

      Работа  может представлять интерес для  педагогических, медицинских работников, родителей. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Баенская Е.Р., Разенкова Ю.А., Выродова И.А. Особенности развития ребенка первого года жизни//Специальный образовательный проект для детский и подростковых психиатров «Solarys». 2010.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. – 140 с.
  3. Дитер А. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления// Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. – М.: Interna, 1998. – 800 с.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: Развитие восприятия и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – 234 с.
  5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «цветик-семицветик»//Московский психологический журнал. 2005. – №10.
  6. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. –  Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 384 с.
  8. Маклаков А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – 10-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия, 2006. – 608 с.
  10. Мухина В.С. Детская психология: учебник для студентов пед. институтов/ под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
  12. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с
  13. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. — М.: 1996.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  15. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999. – 335 с.
  16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  17. Хмилько В.М. Двигательная активность ребенка//Статьи по психологии. 2010.
  18. http://azps.ru/articles/kid/kid12.html
  19. http://asket.info/03_agepsy/03_age_mladen_poznavat.php
  20. http://www.mylittlebaby.ru/index.php?topic=stat51
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

Тесты психического развития ребенка первого  года жизни.

По данным Московского психологического журнала  № 10, 2005 г.

 
Первый месяц  жизни.

1. Коснитесь  указательным пальцем щеки ребенка.  Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения. 
2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его. 
3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов к горизонтали. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения. 
4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кровати. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредотачивается и прислушивается к звуку погремушки. 
5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд. 
6. Склонитесь над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени. 
7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею туда и сюда. 
8. Картонную покрышку, согнутую посередине, положите на лицо ребенка таким образом, чтобы сгиб покрышки лежал прямо над носом. В ответ на это действие ребенок совершает оживленные движения головой. 
9. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обеим сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент. 
10. После того как ребенок пососал немного, соска или грудь отнимается. Ребенок придвигает голову к соске, груди или рожку и пытается схватить его ртом. 
11. В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на 2-й неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.
 

Второй  месяц жизни.

1. Находясь вне  поля зрения ребенка, погремите  погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука. 
2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, на непрерывно звучащий свисток ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву - наморщивание лба. 
Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд. 
3. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать неспецифические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет. 
4. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите немного руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе, он уже хорошо держит голову. 
5. Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд. 
6. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение. 
7. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз. 
8. Теперь вы совершаете круговые движения красного кольца. Глаза ребенка движутся за ним согласованно. 
9. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка - вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно - реакцию общего оживления. 
10. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реакция "оживления", появляются первые спонтанные вокализации.
 

Третий  месяц жизни.

1. Если на  расстоянии двух метров перед  ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить взглядом  за ней. 
2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Время выполнения этого теста - 2 минуты. 
3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки. 
4. В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд. 
5. Когда вы разговариваете с ребенком, то он на вас смотрит внимательно, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс "оживления". 
6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая исчезает из поля зрения ребенка, но при этом он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке. 
7. Лежа на животе, ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. 
8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время. 
9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику. 
10. Находясь в хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
 

Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни