Психическое развитие детей первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: развитие детей первого года жизни.

Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.

Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2ар.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

      Для того, чтобы вовремя активировать  комплекс оживления, нужно чаще  наклоняться, разговаривать с младенцем, улыбаться ему и делать это ВСЕМ членам семьи. 

5. Зачем часто менять ребенку игрушки?

    Малыш учится жить и воспринимать окружающий мир. Игрушки – это не просто развлечение  для детей, это способ развить  внимание, мышление ребенка, его глазомер, моторику рук и пр. С помощью игрушек различной формы, маленький человек инстинктивно изучает  специфические свойства предметов  (мяч круглый, он катится, кубик квадратный – не катится, и т.д.). Точно так же ребенок экспериментирует с взаимодействием разных предметов друг с другом (кубики складываются в башню, мячики – нет).

    Изучив  как следует одну игрушку и  перебрав все варианты ее применения, ребенок начинает терять к ней  интерес, ведь цель его существование  – познание мира, а здесь познавать  уже нечего. Как следствие развитие мозга затормаживается. Частая смена игрушек поддерживает высокую динамику развития мышления ребенка, количества его знаний о внешнем мире, дает широкий диапазон для экспериментов и игры. Игрушки надо менять по мере появления новых ведущих линий развития. 
 

6. Ползти или не ползти?

    Все дети растут и развиваются, это их непосредственная задача. Малыши проходят множество этапов на пути ко взрослой жизни. Одним из важнейших этапов является ползание. Такая манера перемещения  полезна для вестибулярного аппарата, который в свою очередь способствует развитию мозолистого тела, соединяющего оба полушария головного мозга. Вырабатывается близкое зрение, а в дальнейшем умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ползание – это первый шаг к хождению. У активно ползающего ребенка укрепляются мышцы спины, что значительно упрощает ребенку дальнейшее обучение топать. По мнению психологов, ползание является  и обязательным  движением, которое задает правильное и нужное направление мышлению. 

7. Зачем давать ребенку предметы разной формы?

    Овладение схватыванием предметов производит целую революцию в отношении младенца к миру. В возрасте 6 месяцев бурно проявляется интерес малыша к предметам - он стремится потрогать все, что видит. У него нет и не может быть равнодушного, созерцательного отношения к окружающим предметам. Когда младенец сидит на своем стульчике за столом, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Его одолевает неудержимое желание схватить, попробовать на вкус, помахать, постучать, бросить любой предмет, попавшийся на глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только.                                                                                                                                  

    Со  второго полугодия манипулирование  предметами становится главной деятельностью ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами. 

8. Что такое пассивная речь и как ее развивать?

    Развитие  речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда  ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и  активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Примерно с 6-8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Если его спросят :"Где кукла? Где часы?", ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его. В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию. 

9. Ребенок боится посторонних – это норма?

    В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

    Подобные  эмоциональные всплески нормальны  для детей от 7мц . Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.   

10. Как помочь малышу научиться ходить?

    Ребенок в возрасте от года до трех лет очень быстро учится ходить. С каждым днем у него это получается все лучше и лучше. Но невозможно научиться этому, не падая и не набивая шишек. Многие родители поступают неправильно, бросаясь к малышу каждый раз, когда он падает. Этого делать не нужно, поскольку падения необходимы для развития равновесия, за которое отвечает вестибулярный аппарат, мышечной силы и лучшей ориентации в пространстве. Как правило, дети не сильно ударяются во время падения, и переломы у них бывают крайне редко, так как их косточки еще очень гибкие. Кроме того, падая и поднимаясь самостоятельно, ребенок привыкает сам справляться с трудностями, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. От родителей требуется только моральная поддержка словом. Если карапуз расстраивается, необходимо ободрить его и успокоить, вернуть ему хорошее настроение. В таких ситуациях не следует сюсюкаться с ребенком, нужно разговаривать с ним на равных, как со взрослым человеком.

    Первый  шаг для малыша — самый трудный. Помочь решиться его сделать — в ваших силах. Возьмите его за ручки, улыбнитесь, скажите несколько ласковых слов, посмотрите в его чистые глазенки: подготовьте его. Удостоверьтесь в том, что он крепко стоит на ножках, а потом отойдите на небольшое расстояние (для начала достаточно метра, чуть погодя — не более 3 — 5 м) и ласково позовите его к себе, показывая новую интересную игрушку. 
         Не забывайте, что в жизни маленького человечка большое место занимает игра. Играя, ребенок воспринимает окружающий мир, перерабатывает свои впечатления и реагирует на них движениями, чувствами, речью. Через игру малыш познает окружающий мир, такой пока незнакомый и таинственный. Лучше всего у ребенка все получается, когда вместе с ним играете и вы, а он вам подражает.  
 

11. В какие развивающие игры можно играть с ребенком 6-12 месяцев?

    Для детей в возрасте до года важно, чтобы  он мог свободно управлять своими движениями и легко концентрировать внимание на нужном предмете.  

1.      Наперегонки

Ваш малыш  уже ползает? И еще как! Попробуйте ползать с ним наперегонки, как бы в шутку.  Укрепляйте мышцы малыша вместе с ним!  

2.      Принеси мне мячик!

Возьмите  небольшой мячик и бросьте  его на середину комнаты. Попросите  малыша принести игрушку. Благодаря  этой игре ребенок научится выполнять простейшие задания и слушаться вас. 

3.      Что в коробке?

Наполните коробку различными вещами и игрушками. А теперь предложите ребенку исследовать  каждый предмет, который находится  внутри, приговаривая: «Это погремушка, это мячик». Ребенок научится концентрировать внимание и запоминать название предметов. 

4. Сними и одень

Наденьте  на ребенка колготки и попросите  его снять их. Упражнение развивает психомоторику малыша. 
 

Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни