Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:33, курсовая работа
Объект исследования: развитие детей первого года жизни.
Предмет исследования: особенности психического развития детей первого года жизни.
Цель работы: изучить особенности психического развития детей первого года жизни.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Врожденные формы психики и поведе-ния…………………………………...5
2. Особенности общения ребенка со взрослым в младенческом возрас-те…...9
3. Особенности развития познавательных процессов у детей первого года
жиз-ни……………………………………………………………………………..14
3.1. Особенности развития воспри-ятия………………………………………...14
3.2. Особенности развития памя-ти……………………………………………..19
3.3. Особенности развития ре-чи………………………………………………...22
3.4. Особенности развития мышле-ния…………………………………………24
4. Особенности развития движений у детей первого года жиз-ни……………26
5. Особенности развития эмоций у детей первого года жиз-ни……………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………….34
Список литерату-ры………………………………………………………………36
Приложение №1………………………………………………………………….38
Рекоменда-ции…………………………………………………………………….48
Для того, чтобы вовремя активировать
комплекс оживления, нужно
5. Зачем часто менять ребенку игрушки?
Малыш учится жить и воспринимать окружающий мир. Игрушки – это не просто развлечение для детей, это способ развить внимание, мышление ребенка, его глазомер, моторику рук и пр. С помощью игрушек различной формы, маленький человек инстинктивно изучает специфические свойства предметов (мяч круглый, он катится, кубик квадратный – не катится, и т.д.). Точно так же ребенок экспериментирует с взаимодействием разных предметов друг с другом (кубики складываются в башню, мячики – нет).
Изучив
как следует одну игрушку и
перебрав все варианты ее применения,
ребенок начинает терять к ней
интерес, ведь цель его существование
– познание мира, а здесь познавать
уже нечего. Как следствие развитие
мозга затормаживается. Частая смена игрушек
поддерживает высокую динамику развития
мышления ребенка, количества его знаний
о внешнем мире, дает широкий диапазон
для экспериментов и игры. Игрушки надо
менять по мере появления новых ведущих
линий развития.
6. Ползти или не ползти?
Все
дети растут и развиваются, это их
непосредственная задача. Малыши проходят
множество этапов на пути ко взрослой
жизни. Одним из важнейших этапов
является ползание. Такая манера перемещения
полезна для вестибулярного аппарата,
который в свою очередь способствует развитию
мозолистого тела, соединяющего оба полушария
головного мозга. Вырабатывается близкое
зрение, а в дальнейшем умение ориентироваться
в пространстве. Кроме того, ползание –
это первый шаг к хождению. У активно ползающего
ребенка укрепляются мышцы спины, что
значительно упрощает ребенку дальнейшее
обучение топать. По мнению психологов,
ползание является и обязательным
движением, которое задает правильное
и нужное направление мышлению.
7. Зачем давать ребенку предметы разной формы?
Овладение
схватыванием предметов производит
целую революцию в отношении младенца
к миру. В возрасте 6 месяцев бурно проявляется
интерес малыша к предметам - он стремится
потрогать все, что видит. У него нет и
не может быть равнодушного, созерцательного
отношения к окружающим предметам. Когда
младенец сидит на своем стульчике за
столом, все, до чего он может дотянуться,
попадает ему в руки, в рот, летит на пол.
Его одолевает неудержимое желание схватить,
попробовать на вкус, помахать, постучать,
бросить любой предмет, попавшийся на
глаза. И эти бессмысленные на взгляд взрослого
движения приносят малышу огромную радость
и удовольствие. Но не только.
Со
второго полугодия
8. Что такое пассивная речь и как ее развивать?
Развитие
речи имеет два основных направления:
пассивное владение словом, когда
ребенок понимает обращенную к нему
речь, но еще не умеет говорить, и
активное использование речи. Пассивная
речь опережает в своем развитии активную.
Примерно с 6-8 месяцев
у ребенка начинается развитие пассивной
речи, он учится различать и понимать первые
простые слова, небольшие предложения.
Если его спросят :"Где кукла? Где часы?",
ребенок поворачивает голову в сторону
предмета или ищет его. В этот период важную
роль играет окружающая речевая среда.
Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее
и лучше развивается его речь. Если же
с ребенком общаются мало, то его речевое
развитие будет идти медленно, с запозданием.
Важно также, чтобы ребенок слышал в этот
период ясную, четкую, правильную речь.
Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь
под его речь. Многократным повторением
одних и тех же слов и соотнесением их
с определенными предметами взрослые
способствуют образованию у ребенка ассоциативной
связи между словом и предметом. Таким
образом, слово приобретает для него сигнальную
функцию.
9. Ребенок боится посторонних – это норма?
В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.
Подобные
эмоциональные всплески нормальны
для детей от 7мц . Более того, страх
посторонних – естественная фаза развития,
означающая, что малыш стал разделять
людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное
проявление врожденного инстинкта самосохранения.
10. Как помочь малышу научиться ходить?
Ребенок в возрасте от года до трех лет очень быстро учится ходить. С каждым днем у него это получается все лучше и лучше. Но невозможно научиться этому, не падая и не набивая шишек. Многие родители поступают неправильно, бросаясь к малышу каждый раз, когда он падает. Этого делать не нужно, поскольку падения необходимы для развития равновесия, за которое отвечает вестибулярный аппарат, мышечной силы и лучшей ориентации в пространстве. Как правило, дети не сильно ударяются во время падения, и переломы у них бывают крайне редко, так как их косточки еще очень гибкие. Кроме того, падая и поднимаясь самостоятельно, ребенок привыкает сам справляться с трудностями, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. От родителей требуется только моральная поддержка словом. Если карапуз расстраивается, необходимо ободрить его и успокоить, вернуть ему хорошее настроение. В таких ситуациях не следует сюсюкаться с ребенком, нужно разговаривать с ним на равных, как со взрослым человеком.
Первый
шаг для малыша
— самый трудный.
Помочь решиться его сделать — в ваших
силах. Возьмите его за ручки, улыбнитесь,
скажите несколько ласковых слов, посмотрите
в его чистые глазенки: подготовьте его.
Удостоверьтесь в том, что он крепко стоит
на ножках, а потом отойдите на небольшое
расстояние (для начала достаточно метра,
чуть погодя — не более 3 — 5 м) и ласково
позовите его к себе, показывая новую интересную
игрушку.
Не
забывайте, что в жизни
маленького человечка
большое место занимает
игра. Играя, ребенок воспринимает
окружающий мир, перерабатывает свои впечатления
и реагирует на них движениями, чувствами,
речью. Через игру малыш познает окружающий
мир, такой пока незнакомый и таинственный.
Лучше всего у ребенка все получается,
когда вместе с ним играете и вы, а он вам
подражает.
11. В какие развивающие игры можно играть с ребенком 6-12 месяцев?
Для детей в возрасте до года важно, чтобы он мог свободно управлять своими движениями и легко концентрировать внимание на нужном предмете.
1. Наперегонки
Ваш малыш уже ползает? И еще как! Попробуйте ползать с ним наперегонки, как бы в шутку. Укрепляйте мышцы малыша вместе с ним!
2. Принеси мне мячик!
Возьмите небольшой мячик и бросьте его на середину комнаты. Попросите малыша принести игрушку. Благодаря этой игре ребенок научится выполнять простейшие задания и слушаться вас.
3. Что в коробке?
Наполните коробку различными вещами и игрушками. А теперь предложите ребенку исследовать каждый предмет, который находится внутри, приговаривая: «Это погремушка, это мячик». Ребенок научится концентрировать внимание и запоминать название предметов.
4. Сними и одень
Наденьте
на ребенка колготки и попросите
его снять их. Упражнение развивает
психомоторику
малыша.
Информация о работе Психическое развитие детей первого года жизни