Воспитание детей первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе автор расскажет о режимных процессах у детей первого года жизни.

Оглавление

Введение
1. Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни.
2. Особенности режима дня детей первого года жизни.
3. Организация кормления, сна и туалета с детьми первого года жизни.
4. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни.
5. Педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни.
Заключение
Приложение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное автономное учреждение.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное автономное учреждение

среднего профессионального  образования Ярославской области

Рыбинский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по                             Дошкольная педагогика_________________________

специальность      Дошкольное образование________________________

 

 

 

Тема

Воспитание детей  первого года жизни.

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила студентка Д-42 группы

                                                                         Гостева Ольга Александровна

                                                                         Преподаватель

                                                                         Смирнова Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбинск

2013г.

 

 

Содержание

 

      Введение

  1. Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни.
  2. Особенности режима дня детей первого года жизни.
  3. Организация кормления, сна и туалета с детьми первого года жизни.
  4. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни.
  5. Педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни.

      Заключение

      Приложение

      Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто родители педагоги недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека. 
       Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.

        В своей контрольной работе  я расскажу о режимных процессах  у детей первого года жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы развития и ведущие линии развития

детей первого  года жизни.

 

 

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для  следующего развития.

 

Наиболее важным и  ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности:

 

более быстрый в сравнении  с другими возрастными периодами  темп физического и нервно-психического развития,

 

т

47

есная взаимосвязь физического  и нервно-психического развития,

 

проявление сенсомоторной  потребности,

 

ярко выраженная эмоциональность,

 

большая ранимость организма  и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

 

потребность в общении  со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

 

Задачи воспитания:

 

- обеспечение полноценного  физического развития детей, охрана  и укрепление их здоровья, формирование  движений, воспитание элементарных  навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным  процессам;

 

- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

 

- формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

 

- для развития предпосылок  эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

 

Первый год жизни  условно делится на следующие  этапы:

 

I этап - от рождения  до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется  период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

 

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

 

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю  мес;

 

1У этап - от 9-Ю мес.  до I года.

 

На I этапе ведущими линиями  развития являются:

 

- развитие зрительного  и слухового сосредоточения;

 

- развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

 

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

 

- формирование умення  лежать на животе, приподняв голову  и опираясь на предплечья.

 

Для П этапа характерны следующие линии развития:

 

- формирование зрительных  и слуховых диффереицировок;

 

- развитие умения тянуться  к игрушкам, брать их в руки;

 

- формирование первых  голосовых реакций (гуления и  лепэта);

 

- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

 

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

 

- формирование умения  совершать целенаправленные действия  с предметами;

 

- дальнейшее совершенствование  лепета;

 

- начало становления  пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

 

- развитие ползания.

 

Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:

 

- формирование результативных  действий с предметами;

 

- появление первых  осмысленных слов;

 

- дальнейшее развитие  пассивной речи;

 

- формирование умения  самостоятельно ходить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности режима дня детей первого года жизни.

 

 

        Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте в полголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать. 

        В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17-18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное – на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится 1,5-2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).

        Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше – 16-17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часов, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6-8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним.

        Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5-2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часов. Количество кормлений сокращается до 5, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.

        9-12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часов. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часов. Режим питания остается прежним.

       Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон – это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5-2 часа, желательно, в одно и то же время, но, конечно же, с оглядкой на погоду.

 

 

 

 

  1. Организация кормления, сна и туалета с детьми первого года жизни.

 

 

 

       Основными условиями здоровья и физического развития ребенка являются полноценное питание, своевременный и достаточный сон, чистый воздух, тщательный гигиенический уход и активная разнообразная деятельность.

       Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устранить эти причины. Например, ребенок, не выспавшийся ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит, чтобы его уложили спать, и даже на вопрос взрослого, хочет ли он спать, часто отвечает: «Нет, не хочу».

       Аппетит ребенка, его сон, быстрота засыпания и поведение при засыпании, настроение при пробуждении, поведение во время еды, туалета в большой мере зависят от того, как ведут себя взрослые и как к этому относится ребенок. Питание, прогулка, воздушная ванна и др. окажут положительное влияние на физическое развитие только в том случае, если все эти процедуры будут педагогически правильно проводиться и вызывать положительное отношение к ним самого ребенка. Даже при правильно составленном меню дети могут отказываться от пищи, если в результате неправильного подхода во время кормления у ребенка создалось отрицательное отношение.

        При кормлении, сне, прогулках ребенка и проведении всех гигиенических процедур и оздоровительных мероприятий нужно выполнять следующие воспитательные задачи:

1) обеспечить правильное  кормление, своевременный достаточный  и глубокий сон, пользование свежим воздухом, хороший гигиенический уход;

2) создать у детей  положительное отношение ко всем  указанным процессам;

3) использовать эти  процессы в целях развития  детей (движения, речь, ориентировка  в окружающем);

4) развивать у детей  различные умения соответственно их возрастным возможностям, прививать им культурно-гигиенические навыки и воспитывать культурное поведение и самостоятельность.

       Проводя все процессы, следует соблюдать следующие правила:

1. Наши предложения  идти спать, есть или идти  в туалет должны совпадать с органической потребностью ребенка, т. е. кормить ребенка следует лишь тогда, когда он хочет есть; укладывать спать тогда, когда снижается работоспособность и падает активность его бодрствования; сажать на горшок, когда у него имеется потребность в физиологическом отправлении.       При соблюдении этого правила ребенок ест с аппетитом, быстро засыпает, а во время бодрствования находится в активном уравновешенном эмоционально-положительном состоянии.

          Каждого, кто проснулся, если даже он немного не доспал, надо поднять с постели, не дожидаясь, пока проснутся остальные дети. Если кто-либо из детей продолжает спать, когда другие уже встают, не следует его будить, пока все проснувшиеся ранее не будут подняты и одеты.

2. Все процессы необходимо проводить не спеша, не причиняя ребенку неприятных ощущений, помня, что условные связи у ребенка образуются легко и быстро. Если кормление или умывание вызвало у ребенка какое-либо неприятное или даже болезненное ощущение, то он уже при одном виде пищи кричит, отказывается есть, а попытка умыть вызывает плач.

3. При введении чего-нибудь  нового (новый вид пищи, впервые  назначенное обливание и т.  п.) необходимо постепенно приучать  к нему ребенка. Маленький ребенок  ко всему новому, неожиданному, малоизвестному относится настороженно, очень часто отрицательно. Если ребенок испугался, когда его в первый раз обливали, то в дальнейшем он может бурно протестовать против этой процедуры. Отрицательное состояние детей снижает эффективность любой оздоровительной процедуры.

Та или иная процедура, проделанная  над ребенком насильно или в момент его отрицательного состояния, может  быстро сочетаться с неприятными  для него ощущениями и впоследствии вызывать слезы, крик при виде лишь приготовления к ней. Для того чтобы избежать этого, надо помнить, что ничего нельзя делать насильно, а также в момент плача или возбуждения детей. Только успокоив ребенка, можно кормить, умывать или купать его.

4. Большое влияние на быстроту  засыпания и аппетит оказывает  состояние ребенка непосредственно перед укладыванием спать или перед едой. Шумные подвижные детские игры, новые игрушки, только что начатые интересные занятия, разговоры, игры с только что пришедшими родителями возбуждают ребенка, и ему трудно отказаться от них и спокойно переключиться на сон или еду. Поэтому перед кормлением и укладыванием спать надо привлекать детей к спокойным играм, давать им в это время только хорошо знакомые игрушки, не затевать веселых развлечений и не давать того, что может надолго заинтересовать их и от чего трудно оторваться. Неприятные лечебные процедуры также часто возбуждают ребенка, и требуется некоторое время, чтобы он после них успокоился. Эти процедуры следует проводить в такое время дня, когда они не нарушают ни аппетита, ни сна ребенка.

Информация о работе Воспитание детей первого года жизни